Важно ли музыкальное сопровождение в играх? Зачастую кажется, что не особо. Многие игры можно проходить либо без звука, либо с выбранными из собственного плейлиста композициями – и не чувствовать никакой потери. Ибо даже хороший OST рискует ничем не дополнить общую картину, словно в игру его добавили, потому что положено и «шоб было». Но иногда выходит что-нибудь типа Transistor и напоминает нам, что при грамотном исполнении музыкальное сопровождение становится столпом, держащим на себе всю атмосферу. Всю пробирающую до глубины души атмосферу.
От первых интригующих шагов по незнакомому миру и до финальных титров, на которых впору разрыдаться, именно идеально подобранные песни и мелодии превращают отголоски эмоций в мощный поток, сбивающий с ног и уносящий за собой навстречу грустным, но оптимистичным историям из умирающего искусственного мира. Причём не подумайте, будто музыка так ярко заметна лишь на фоне слабого исполнения остальных элементов: в том-то и дело, что нет. В Transistor прекрасно практически всё, просто музыка умудряется выделиться даже на подобном фоне.
К слову, о фоне: добро пожаловать в Клаудбэнк – виртуальный город, где даже погоду определяет голосование жителей. Красивый, вечно изменяющийся мирок… которого скоро не станет. Кто-то запустил Процесс – этакую Пустоту из «Бесконечной истории», перерисованную дизайнерами Apple. Пустоту, сильно заинтересованную в лишившейся голоса певичке по имени Рэд и её возлюбленном, чью душу заперло в меч под названием Транзистор.
Замечательный дуэт девушки без голоса и голоса без тела. Стильный мир, умирающий на глазах. И их общая история, рассказывать которую помогает всё: от монологов Транзистора до автоматов по заказу пиццы. Да что там, даже прокачка – и та использует отрывки повествования в качестве основной награды за эксперименты с доступным вооружением.
Механика игры вообще заслуживает всяческой похвалы. Мало того, что это
интересный микс аркадных боёв с пошаговыми элементами: Transistor
позволяет по накоплении определённой полоски замораживать весь мир и
проводить ряд операций в таком вот состоянии (бедные враги – практически
никому из них не завезли ответного пошагового режима). Куда интереснее
другое. Сражается Рэд за счёт применения встроенных в Транзистор
«функций», но игроку дают не только выбирать, какие из них тащить за собой в бой (и на какую кнопку их вешать), но и определять их роль.
Каждая из функций может быть активной, может быть усиливающей уже выбранные
активы своими уникальными особенностями, а может – пассивной,
добавляющей какие-то перки непосредственно Рэд. Количество доступных
вариаций всё быстрее растёт с каждой новой функцией, и этот рост не
останавливается даже с окончанием игры: при повторном прохождении Рэд
начинает получать функции-дубли, а следовательно возможность совмещать
их активные и пассивные особенности.
В эдаком разнообразии
возможностей немудрено было бы увязнуть, но, к счастью, Transistor из
тех игр, что очень грамотно и постепенно знакомят игрока с доступным ему
арсеналом. Новые функции и слоты для их применения открываются быстро и
регулярно, однако не сразу, давая ознакомиться с каждым новым приёмом и
привыкнуть ко всё растущему числу возможностей и комбинаций. То же и с
противниками: каждого нового бойца Процесса представляют в рамках
относительно простого боя, давая понять принципы его поведения и
заранее подготовиться к будущим серьёзным схваткам. Да что там, даже
выбор сложности игра реализует шикарно, интегрируя его в геймплей, а не в
меню на старте. Чувствуешь, что легко проходишь сражение за
сражением? Включай даруемые при получении уровня «ограничители» – враги
станут злее, зато и опыта за победу будет даваться больше.
Этот
текст можно было бы продолжать и дальше: рассказать про остров с
испытаниями или очень интересную систему платы за поражения в бою,
например. Но лучше вернёмся к мысли, высказанной в начале рецензии, и
дополним её. Суть ведь даже не в том, что музыка в Transistor подобрана
гораздо лучше, чем в большинстве других игр. Просто Transistor – на диво
цельное произведение. Здесь нет ничего лишнего, все элементы идеально
дополняют друг друга – впору подумать, что функции авторов игры загнали в
этот самый Транзистор, чтобы создать их идеальную комбинацию: то самое
целое, которое «больше, чем сумма его частей».
Авторизируйтесь, чтобы оставлять комментарии: