В чёрном-чёрном лесу чёрные-чёрные люди едут на чёрных-чёрных машинах, в то время как на них охотится чёрный-чёрный человек в резиновом костюме котейки (чёрного). Это мы сейчас не издеваемся, травя бородатые анекдоты, а честно обрисовываем первую экшен-сцену в фильме. Дело, кстати, происходит чёрной-чёрной ночью, поэтому нихрена-нихрена не разобрать. Неужели авторское виденье Райана Куглера настолько революционно, что темнокожих актёров и кинематографистов ему недостаточно и чёрным должно быть вообще абсолютно ВСЁ? К счастью, вскоре осветители показывают молодому режиссёру, где на съёмочной площадке включается свет, а художники уговаривают его расширить палитру дальше трёх доминирующих цветов (угольного, смоляного и вороного). Всё озаряется: в этот момент опоздавшие на сеанс зрители плачут от облегчения (они думали, что обречены вечно плутать в непроглядных потёмках) и, наконец, находят дорогу к своим местам. Дальше их ждёт красивая и яркая картинка вплоть до самых титров.
Судьба последующих боевых сцен не столь радужна. Нет, Пантера вполне задорно устраивает врагам капитальный цап-царап, разрывая когтями жопы на вакандовский флаг, камера кружится в опьянительных облётах, а когда в решающую кучу-малу вклиниваются носорогопотамы — душа и вовсе радуется. Нельзя сказать, что заварухи скверно поставлены (за исключением финального тет-а-тет с главгадом — там действительно имело смысл стыдливо потушить свет и оставить героев перемигиваться во мраке, настолько их схватка беспомощна). Однако битвам не хватает изобретательности на манер фишек с попятным временем в «Докторе Стрэндже», музыкального геноцида свистелкой-перделкой Йонду из «Стражей» или фокусов с меняющимися размерами Человека-муравья. Всё-таки на одних детонациях кинетического костюма Пантере далеко не улететь.
Злодеи — традиционно слабый для «Марвел» компонент, но в последнее время наметилась оздоровительная тенденция. Уже нет-нет да проскакивают товарищи с не самой тривиальной мотивацией вроде Эго и Земо, и Киллмонгер пополняет их достойную компанию. Как и в «Гражданской войне», в конфликт фильма заложена непростая дилемма: должна ли страна богатеньких буратин открывать свои границы и делиться добром с бомжующими и обездоленными. Персонаж Майкла Б. Джордана вполне мог бы сойти за положительного, не отличайся его «президентская» программа безумным радикализмом: просто помочь чёрным братьям по всему свету ему мало, надо ещё обязательно укокошить бледнолицых колонизаторов. Дорогущим блокбастерам только на пользу, когда они морщат лоб и пытаются сойти за умных, комментируя те или иные общемировые проблемы. Даже если получается не слишком убедительно (как у троечника, объясняющего теорию относительности), похвально само стремление к тонким материям.
Главный триумф «Чёрной пантеры» — это работа всевозможных художников. Благодаря их усилиям родился действительно уникальный образ афрофутуристической утопии, где эстетика и культура различных племён сочетаются с фантастическими технологиями. Среди местных диковинок есть даже снежные негры-викинги и представители массовки в сутенёрских пиджаках, которые выглядят так, словно у них во рту застряло фрисби. Соперничать с пёстротой Ваканды может разве что технофэнтезийный мир «Тора» да диско-космос «Стражей Галактики».
Будучи прогрессивным режиссёром широких взглядов, Райан Куглер не забыл и о диверсификации: белую квоту в картине заполняют Мартин Фриман и вечно угнетённый Энди Серкис (афроамериканцы выбили себе халявные номинации на «Оскар», а этот бедолага до сих пор не признан за свои роли с захватом движения).
Если говорить о расовых вопросах, безусловно, хорошо, что темнокожие люди получат собственных супергероев и сильных женщин, с которыми они смогут себя ассоциировать. Плохо только, что социальная значимость данной затеи для Америки (да и всего глобализованного мира) вызывает нездоровые перекосы в общественном мнении. Люди как будто боятся, что над ними загорится белый колпак, если они воздержатся от преувеличений художественных достоинств «Чёрной пантеры». Слава Микки, мы, как крупные эксперты по непредвзятой оценке «диснеевской» продукции, можем чёрным по белому написать справедливый вердикт. Куглер снял пристойное развлекательное кино, но в хит-параде лучших картин «Марвел» оно, скорее, будет плестись ближе к хвосту. Саундтрек воодушевит любителей хип-хопа и африканской этнической музыки, а вот сниженный поток шуток вряд ли обрадует хоть кого-то, учитывая, что тяжеловесная драматическая линия всё равно недостаточно убедительна, чтобы давать волю серьёзным переживаниям.
Авторизируйтесь, чтобы оставлять комментарии: