Внешние атрибуты «Облачного атласа» выглядят пугающе: трёхчасовой хронометраж, многоуровневое повествование, серьёзный упор на литературный первоисточник и странноватый статус «независимого блокбастера» (экий оксюморон!). Неподготовленного должным образом зрителя перед сеансом начинают терзать страхи, что он даже с учётом всех приложенных усилий едва ли что сможет понять. Во-первых, стыдно признаться – ничего не читал, во-вторых, общеизвестно, что излишне претенциозные фильмы редко отличаются хоть каким-то дружелюбием по отношению к нормальным людям. Окончательно воображение останавливается на образе супертяжеловесных аналогов «Господина Никто» или «Фонтана» — и тут появляется совсем уж адекватный повод призадуматься об ином способе времяпрепровождения.
Мы, однако, рискнули и с удовольствием докладываем, что не всё так страшно. Более того, по части восприятия «Облачный атлас» — кино совсем не сложное. А уж его подача так и вовсе невесома – сто семьдесят минут комфортного умиротворения, главное, чтобы кресло было поудобнее, да никакие соседние раздражители не напоминали о себе.
И если уж приводить сравнения, то ассоциации возникают вовсе не фантастическими эпиками. Куда более близкие варианты – городские альманахи вроде признаний в любви к Парижу, Нью-Йорку и прочим географическим названиям. Здешние шесть историй тоже не имеют прямых связей, связанного повествования и важных точек пересечения – все события просто существуют в единой реальности и влияют друг на друга сугубо косвенно. Единственная причина, почему всё это собрано под одной крышей – единый посыл, адресованный в сторону лучших человеческих качеств типа доброты, способности помогать и даже любить. При желании можно отметить ещё ряд сопутствующих глобальных смыслов вроде реинкарнации, неотвратимости судьбы, важности роли каждого отдельного индивида в общем мироустройстве – короче, тут уже кому что.
При этом сюжетное содержание каждого отдельного сегмента нет смысла рассматривать в общем контексте — все части существуют по своим собственным законам и развиваются в произвольных направлениях. В этом основная ценность фильма – нам показывают совершенно разные по стилю сюжеты, повествование которых ни чём не ограниченно.
И каждый из кусков можно было бы смело выкинуть или изменить до неузнаваемости – общая суть от этого не стала бы принципиально иной. Другое дело, что троице режиссёров удалось выдержать в едином стиле кардинально разные по наполнению истории. Даже с учётом разной жанровой принадлежности отдельных составляющих весь «Облачный атлас» смотрится удивительно ровно, нигде не провисая и лишний раз не пробуксовывая. И пусть главы сами по себе не заслуживают отдельных экранизаций и не отличаются какой-то особой глубиной — все вместе они прекрасно складываются в единый пазл, разнородный, но очень даже органичный.
«Я верю, что другой мир ждёт нас. Лучший мир. И я буду там ждать тебя».
На самом деле, приёмчик-то очень простой – примитивная игра на контрастах. Надоело наблюдать за любовной драмой молодого композитора? Получите образцовую антиутопию в неоновых декорациях. А когда начнёте утомляться, то на смену быстро придёт милейшая комедия про непокорных британских старичков. Новых красок добавит первобытный постапокалипсис, а затем щепотку освежающего реализма внесёт конспирологический заговор родом из семидесятых. И так далее – смена сеттинга происходит ровно на самом интересном моменте. Эта «карусель» плавно раскручивается и набирает быстрый ход к началу третьего часа повествования – в этот момент наступает полное погружение во все шесть миров и создаётся впечатление, что каждый новый идеально дополняет предыдущий.
Весь секрет скрыт в отменной режиссуре. Дуэт Вачовски (как их теперь ещё называть?) и Тыквер нашли ту самую умеренность, благодаря которой эмоциональное напряжение всех историй растёт параллельно, а кино даже не думает распадаться на отдельные части. И это действительно отличный повод сказать избитое слово «талант» и одобряюще поаплодировать результату очень слаженной работы. Впрочем, всё-таки хочется отметить, что сегменты немецкого постановщика (настоящее и прошлое) получились, что ли, более душевными. Может быть, дело в реалистичности – там спецэффекты и нестандартное окружение не загораживало отменную игру актёров и их вполне человеческие страсти.
И — да, если ещё кто не в курсе – во всех эпохах главные роли исполняют одни и те же лицедеи. Это невероятно увлекательное развлечение — угадывать под великолепным гримом знакомые лица. Сразу узнали, кто играет злобную медсестру? А чья фирменная улыбка скрывается под камуфляжем вождя враждебного племени? Хотя всё равно — как бы внимательно вы ни вглядывались, во время финальных тиров вас будут ждать как минимум несколько сюрпризов.
«Облачный атлас» не пытается загрузить зрителя глубоким смыслом или напрячь поиском причинно-следственных связей между историями — тут всё, в общем-то, на поверхности. И разглядывать эту своеобразную, но крепко собранную конструкцию – сплошное удовольствие. Хотя бы по той простой причине, что подобных фильмов, дорогих и несколько неформатных, преступно мало.
Авторизируйтесь, чтобы оставлять комментарии: