Даррен Аронофски – товарищ явно не робкого десятка. Иной постановщик, кабы перед ним вместо сценария на стол водрузили Библию, мог бы запаниковать и броситься наутёк. Ситуация-то патовая. Такой фильм давит на болевые точки (в основном пятые) набожно настроенных людей, и стон о том, что «в книге всё не так!», обещает быть кругосветным. У граждан же, не искушённых в вопросах теософии, данное зрелище и вовсе рискует вызвать не меньший скепсис, чем диетический калькулятор у африканского людоеда. А Аронофски ничего, он полистал, хмыкнул: «М-да, не „Фонтан“» – и покорно поплёлся на съёмочную площадку.
Бесполезно изучать грязь под ногами в поисках следов режиссёрской физиономии – Даррен туда лицом не ударил. Великим свершением здесь, впрочем, тоже не пахнет. Аронофски бросил вызов здравому смыслу, и результаты титанического противостояния получились смешанными.
Актёрский ансамбль может сколько угодно кичиться друг перед другом размерами своих «Оскаров», однако после «Ноя» поводов для хвастовства у них наверняка не прибавится. Ни Рассела Кроу, ни Дженнифер Коннелли, ни Энтони Хопкинса нельзя заподозрить в том, что они играют лучшие роли в карьере. Другое дело, что их уровень мастерства позволяет им убедительно смотреться в кадре, даже когда они просто отсчитывают про себя доллары до конца работы.
Хотя стоит признать, что лицедейской удали развернуться в полную силу мешает и сценарий. В фильме хватает и семейной драмы, и моральных дилемм, только вникнуть в них непросто – уж больно далеки они от народа. Потенциально интересный парадокс, кем же является Ной (офонаревшим религиозным фанатиком или избранным Всевышним человеком), изначально обречён. Ведёт Ной себя как первый, но против Священного Писания не попрёшь, а там чётко сказано, что он – второе.
Аронофски имеет репутацию интеллектуального творца. Энтузиаста, который не просто по приколу направляет камеру на всякие занимательные штуки, но и пытается заложить в происходящее некий смысл. Для таких не жалеют большой буквы, когда пишут слово «Автор». В своём ковчеге он пригрел парочку идей, только вот они как-то не прижились и затерялись за полосатой задницей зебры. Плакали актуальные посылы. Считай, вся картина – одинокий монумент вегетарианской мысли: не надо жрать животных, животных надо любить.
Вопреки ожиданиям, самой сильной стороной «Ноя» оказалась визуально-техническая. Совсем как у какого-нибудь блокбастера – хотя понадобятся пассатижи, чтобы язык повернулся назвать фильм «развлекательным». Тем не менее, как не порадоваться режиссёрским находкам со стоп-моушеном, эпическому зоопарку и, собственно, гвоздю программы – библейской сдаче планеты в стирку? И это мы ещё молчим о роскошных божественных видениях Ноя, когда ему снятся ударные сцены из фильмов Роланда Эммериха.
В целом, действительно, – не фонтан. Но посмотреть можно.
Авторизируйтесь, чтобы оставлять комментарии: