Ну что мы за люди, ей-богу?! Не успел фильм выйти на экраны, как на него уже были вылиты ушаты грязи, а на тему каламбура “дозор” — “позор” не пошутил только ленивый. Заранее были обнаружены все монтажные ляпы и сосчитаны вывески Nescafe, МТС и Nokia в кадре. Отдельные фанаты Лукьяненко посыпали головы пеплом и проклинали Эрнста и Бекмамбетова. Интеллектуалы с усмешкой отмечали “очередное” возрождение (или правильнее сказать “зарождение”?) российского коммерческого кино. Несчастные зрители метались между агрессивными лозунгами пиарщиков Первого канала и скептическими отзывами видевших ворованную из монтажной пиратскую копию. И никто, ни один человек, обреченно сознавая неизбежность похода на “Ночной Дозор”, не верил в то, что увидит кино качественное. Кино современное. Кино зрелищное. Кино продуманное и зрелое.
1. “Хороший вкус – хорошее начало”
И напрасно не верили, потому что “Ночной дозор” – именно такой фильм. Можно придираться, выискивать недостатки, предъявлять претензии, обсуждать, что можно было сделать лучше. Но все это — частности. Объективным же фактом является то, что вопреки всему перелом состоялся: мы имеем полнокровный национальный блокбастер (замечу в скобках, что, помимо всего прочего, он на голову выше некоторых других “национальных” хитов; сравните, например, с французскими “Пришельцами”).
Секрет “Ночного дозора” и прост, и сложен одновременно. Он состоит в уникальной сбалансированности двух половинок приведенного выше замызганного определения – “национальный блокбастер”. Чувство стиля, осмысленность и четкое понимание своих возможностей – вот что отличает Бекмамбетова и Ко от всех предшественников.
На слове “национальный” авторам удалось не сбиться на патетическую пропаганду или пошлую демонстрацию лубочного колорита, ограничившись очень точными и остроумными деталями — вроде тех же Ватутинок, домовенка Кузи и, если хотите, пельменей “Сам Самыч”. А сцена давки в московском метро – просто гениальна, без шуток. Сам в таком электроклэше бываю ежедневно и иногда, знаете ли, хочется вот так же закричать посреди вагона, а потом, выйдя на улицу, сблевануть кровью.
В свою очередь, слово “блокбастер” не свелось к пустому потрясанию бюджетом с беспорядочными взрывами дорогих продюсерских джипов и массовыми потасовками гопоты. Константин Эрнст и Nescafe могут гордиться – каждая вложенная копейка использована на сто двадцать процентов. Съемки классные, звук отличный, спецэффекты, хотя и в большинстве своем заимствованные, исполнены очень качественно, без откровенной халтуры (я честно высматривал пресловутый страховочный трос – нету). При этом, несмотря на очевидный энтузиазм, никто не пытается прыгнуть выше головы. Не можем пока снять эпическую батальную сцену – не надо, заменим клиповой рубкой; зато уже можем slo-mo – и пожалуйста: сцена захвата колдуньи при помощи сковороды великолепна.
2. Про атмосферу, про первоисточник и про кровь
Переходя от теории к практике, хотелось бы отметить следующее: “Ночной дозор” действительно вставляет. По полной программе. Причем берет, что характерно, не столько ураганным действием, сколько своей специфической атмосферой, представляющей собой причудливую смесь вампирского нуара с хорошо узнаваемыми локальными реалиями, толкиеновской многослойности и разветвленности событий и смыслов с простым, но действенным юмором. Вдобавок этот мир населен таким количеством харизматичных персонажей, что не знаешь, на ком сконцентрировать свое внимание в первую очередь. Появление каждого нового героя — и главного, и второстепенного – яркий, запоминающийся номер, еще один сочный штрих на общей картине под названием “Ночной дозор”. В этом, конечно, большая заслуга актеров, которые явно сумели настроиться на некую общую волну. Не ставя перед собой сверхзадач и не разрабатывая тонких психологических портретов, они воплотили на экране целую вереницу потрясающих образов, выпуклых, реальных и, вместе с тем, условно-сказочных. Перечислять всех подробно нет смысла – смотрите сами, но нельзя не упомянуть совершенно уморительного Гошу Куценко в роли – определенно, лучшей за всю его кинокарьеру – отставного соблазнителя Игната.
Вижу, вижу преданных поклонников творчества Сергея Лукьяненко, потянувшихся за тухлым помидором и скрививших рты: говорят, в книге Игнат совсем не такой. Ну и что? Уж простите за ересь, но — плевать. Чтение Лукьяненко в данном случае не столько помогает, сколько наоборот. В отсутствие устоявшихся представлений становится очевидно, что фильм “Ночной дозор” – самодостаточное, живое произведение. Отстранитесь, господа, раскройте глаза. Это на самом деле нечто доселе невиданное. Оно повергает в восторг, вызывает не умозрительный, а настоящий, сопереживательный интерес, заставляя сидеть, раскрыв рот, и ждать, что будет дальше.
А дальше будет вот что: мы все, зрители и киноделы, независимо от того, понравился нам сейчас “Ночной дозор” или нет, уже никогда не будем прежними. Случайно или в соответствии с чьим-то хитрым планом, мы станем иными, потому что никого из нас не оставит равнодушным вид термоса с кровью, вид крови, разлитой по мостовой или по стене столичного метрополитена, вид крови в рюмке с водкой. Никогда еще кровь в нашем кино не подавалась настолько смачно, всегда оставаясь лишь красной краской дрянного качества. Теперь хочется верить, что все будет по-другому.
Авторизируйтесь, чтобы оставлять комментарии: