← Все рецензии | О фильме | Видео | Кадры / 18 | Постеры / 4 | Разное | Фанарт |
Возрадуйтесь, атеисты! "Поп" — отнюдь не агитлисток православия. Никто не будет пытаться навязать вам религию или подать её, как ответ на любой вопрос и все проблемы мироздания. А потому, если хотите, можете сходить на этот фильм без боязни, что ваши чувства будут оскорблены.
Возрадуйтесь, верующие! "Поп" показывает православие исключительно в положительном свете. Да, здесь нет чудес, а вера не останавливает пули и не излечивает проказу, но в конечном итоге именно близкие к Богу люди здесь показаны в лучшем свете. Ну а чтобы вы уж точно не заскучали, вас встретит здесь пара заунывных вдохновляющих песнопений, и даже обращение в веру христову… еврейки! Словом, если хотите, можете сходить на этот фильм без боязни, что ваши чувства будут оскорблены.
Возрадуйтесь, коммунисты! Возрадуйтесь, немцы! Возрадуйтесь, люди, ненавидящие, когда критикуют Советский Союз! Возрадуйтесь люди, ненавидящие, когда Советский Союз хвалят! Возрадуйтесь, все! "Поп" никого не принижает и не пытается никого показать хуже, чем других. Здесь никто не будет пытаться изменить ваши взгляды на мир: фильм умело держится в стороне от любых серьёзных религиозных и политических распрей, не столько "не навязывая" своего мнения, сколько даже не высказывая его. А потому, если хотите, можете сходить на этот фильм без боязни, что ваши чувства будут оскорблены.
Единственные, кому "Поп" строго противопоказан — люди, находящие душевное успокоение в уверенности, что русские священники, принявшие от нацистов помощь в возрождении церквей на территории Руси — козлы и предатели. Ибо единственное, что данный фильм рьяно пропагандирует, так это веру в крайнюю положительность всех служителей церкви. Пусть ни одна сторона конфликта не идеальна. Пусть среди всех можно найти как хороших людей, так и невероятных мудаков. Священники — исключение. Конечно, они не идеальны и не всемогущи, но всё, что они делают — они делают ради людей. И пусть даже все остальные окажутся в той или иной степени покрыты говном, священники всё равно останутся девственно чисты и праведны. Стоят словно в анекдоте, все в белом, и улыбаются. А зрители пытаются понять, на кой ляд церкви взбрело в голову пиарить не свою религию, а своих работников. Что, нехватка кадров замучила?
В любом случае, поздравляем: большинство из вас "Поп" не оскорбит. Вопрос в другом: доставит ли он вам удовольствие? И вот это-то вызывает особенно большие сомнения. Тут ведь как: идея снять фильм про религию и Великую Отечественную, который не ввязывался бы в рассуждения, вместо этого просто рассказывая историю — она, бесспорно, заслуживает всяческого уважения. Но в то время, как режиссёр Хотиненко и сценарист Сегень успешно справились с первой частью замысла идеологии ("А я стою, весь в белом" — это что угодно, но не идеология), они совсем забыли о второй. В итоге получилось на диво пресное творение, тратящее свой нехилый хронометраж на совершенно пустую историю.
Впрочем, нет, это и историей-то назвать нельзя, скорее уж планомерным перечислением событий, связанных друг с другом не столько вопросами причины-следствия, сколько злодейкой хронологией и местом действия. Вот вы помните, как читали учебники по истории? Год такой-то: случилось то-то и то-то, те-то люди погибли, те-то поженились? Так вот, принципы построения рассказа в "Попе" куда ближе именно к таким учебникам, а не к обычному кино.
Казалось бы, тут и сказке конец. Лепим на фильм ярлык "видеоучебник", сообщаем, что смотреть его можно лишь любителям рыться в истории собственной родины и умываем руки… Но есть одна маленькая деталь: учебники по истории (особенно хорошо написанные) — весьма и весьма увлекательное чтиво. Масштабы и эпичность легко уделывают "Властелинов колец", интересных персонажей больше, чем в фильмах Гая Ричи, а закрученность событий рвёт в клочья все сезоны "24 часов" разом. В общем, по-хорошему фильм, похожий на приличный учебник по истории, должен быть до неприличия хорош, чего в "Попе" не наблюдается даже близко.
Видите ли, друзья, у многократно помянутых выше учебников есть страшная тайна, позволяющая им оставаться интересными: они не пишут обо всём подряд. Чем интересней событие, тем подробней оно освещено. Чем больше важных вещей сделал за свою жизнь человек — тем больше страниц будут уделены его жизни. Даже детям величайших из правителей никто не выдаст больше пары строк, если они ничего не добились за свою жизнь, а уж главы под названием "Хронология жизни башмачника Васильева, всю жизнь мирно проработавшего в своей мастерской" вы тем более не увидите. Зачем писать про человека, в жизни которого не случилось ничего интересного? Незачем. А авторы "Попа" за каким-то бесом посвятили такому человеку целый фильм.
Батюшка Александр Ионин, даром что жил в Великую Отечественную, вёл в те времена на удивление спокойную, практически беззаботную жизнь: проводил службы, по мере сил заботился о ближних своих и не лез в конфликты. Война в его владения если и заглядывала, то редко и ненадолго, и даже в этих редких случаях толком не касалась ни попа, ни его семейства, а трагедии вокруг если и случались, то никаких радикальных изменений в его жизнь не вносили. И когда в конце фильма пишут, что один из её героев (военный) в итоге написал книгу, но ни разу не упомянул в ней батюшку Александра, вместо явно предполагавшегося авторами "Как же так?" думаешь: "Ну так ещё бы! У человека наверняка было, что вспомнить, с чего бы он стал переводить бумагу на скучные рассказы о левом попе из мелкой деревушки?".
Единственное, что было уникального в жизни А. Ионина — это сама ситуация, в которой он оказался: с одной стороны он всей душой ратует за победу Родины, а с другой — не может не быть благодарен немцам за то, что они поддерживают христианство и помогают восстанавливать закрытые Советами церкви. И когда эту дилемму представляют зрителям в первый раз — она действительно впечатляет. Но потом речь о ней заводят вновь. И вновь. И вновь. И вновь. И вновь. И вновь. И вновь. И вновь…
Так что да, "Поп" — далеко не "видеоучебник по истории". Скорее уж это выборка из семейных видеохроник. Представьте, что кто-то взял коллекцию домашних записей случайно выбранной среднестатистической семьи и нарезал из неё фильм на два часа. А теперь подумайте, хотели бы вы посмотреть такое кино, особенно если вы — не один из его участников? Это и будет ответ на вопрос, готовы ли вы стать зрителем "Попа".
Неплохо снятое, хорошо сыгранное, но скучноватое кино, призванное обелить священнослужителей, сотрудничавших с фашистами во время Великой Отечественной - это такой удивительный Индрик-зверь, что к нему поначалу даже не знаешь, как подступиться.
Да, Маковецкий на диво убедителен в роли батюшки Александра и отличной актёрской игрой зарабатает своему персонажу некоторое количество очков харизмы, каковых в ином случае не могло быть по определению. Да, попа по-человечески жалко, потому что с одной стороны - сотрудничество с врагами, а с другой - забота о ближних своих. Да, сцена убийства полицаев хороша и в какой-то степени даже приятна глазу, а последующий отказ батюшки отпевать предателей Родины неожиданнен и уже хотя бы поэтому вызывает одно лишь уважение.
Но ничто из вышеописанного не избавляет от сначала лёгкой, а потом всё растущей и растущей скуки, в которой, безусловно, стоит винить как неспешное повествование наряду с прямолинейным сюжетом, так и сильно бросающееся в глаза желание авторов выставить главного героя ангелом во плоти, оказавшимся жертвой обстоятельств. В конце концов, оправдания, отмазки и перевод стрелок - это всегда как минимум скучно, а как максимум - вообще противно.
И можно сколько угодно считать священнослужителей вроде отца Александра личностями сугубо положительными и необходимыми простому народу в трудные времена. Главное - не забывать, что Вторую Мировую мы выиграли не благодаря, а вопреки таким вот попам.
Авторизируйтесь, чтобы оставлять комментарии: