стальные яйца крепкий бицепс
в глазах отвага и кураж
что жизнь с тобою сотворила
Наташ
(вместо эпиграфа)
Много лун назад, когда деревья были большими, а жизнь белого человека что-то да значила, бродил по земле огромный монстр. У него было много имён, и разные племена звали его по-своему, но шаманы уверены: истинное его имя — Арнольд Шварценеггер. Легенды гласят, что токсичная маскулинность этого существа была столь велика, что сами боги спускались из звёздных шатров, дабы бросить ему вызов. Бросить — и проиграть. Говорят, это случилось в год 87 прошлой эпохи — именно тогда зародилось то, что бледнолицые назвали франчайзом «Хищник».
Не счесть, сколько воды утекло с тех пор. Алчность белого человека раз за разом возрождала инопланетного охотника к жизни. После финансового краха сиквела, перенёсшего охоту в каменные джунгли, продюсеры более десяти лет не рисковали выпускать космического браконьера на экраны. Возвращение состоялось в 2004-м в кроссовере «Чужой против Хищника»: в бою схлестнулись два представителя инопланетной фауны. Дальнейшая судьба яутжа оказалась немногим лучше участи ксеноморфов — после второго кроссовера последовал нестыдный фильм Нимрода Антала, но весь прогресс на корню загубил режиссёр и сценарист Шейн Блэк. Словно мстя на гибель своего персонажа в оригинале, он в 2018 году картиной с бесхитростным названием «Хищник» не просто похоронил франчайз, но и сплясал на его могиле разнузданный канкан.
Это фиаско наложило отпечаток на само упоминание яутжа. Много лун сменилось, прежде чем река времени смыла позор прошлого — и вновь нашёлся смельчак, готовый бросить проклятию выдоенного франчайза вызов. Этим безрассудным храбрецом оказался Дэн Трахтенберг, постановщик нестыдного триллера «Кловерфилд, 10». Желая максимально дистанцироваться от запятнанного имени, он обозвал своё творение «Добыча» и перенёс действие в далёкое прошлое, во времена, когда краснокожие ещё топтали леса и равнины. Именно в это время небесный охотник впервые спустился к людям. Но главный вопрос не в том, кто победит — индеец или инопланетянин, нет. Главный вопрос в том, получился ли достойный фильм или зрителя ждёт очередное паразитирование на былом величии?
Скептическое отношение фильм заслужил ещё на стадии производства. Синопсис о сильной и независимой индейской девушке, бросающей вызов патриархальным устоям в погоне за мечтой стать охотником — это ли не квинтэссенция современной фемповестки? Зрители уже имели честь неоднократно обжечься на подобных попытках угодить «прогрессивной» прослойке «Твиттера», так что сомнения в качестве конечного продукта имеют под собой логичное обоснование. Но приходится отметить: фильм не подтвердил опасений касательно пропаганды «женской силы».
Нет, определённые элементы типичного боевика про «сильных и независимых» имеются, но они органично вплетены в повествование. Нару, главная героиня, пару раз вступает в открытую конфронтацию с грубыми мужланами и даже побеждает, но делает это за счёт грамотной хореографии, опирающейся на скорость, ловкость и колюще-режущее оружие, а не на нокауты противников в два раза тяжелее. Что немаловажно, показано, как героиня тренируется — в отличие от небезызвестной мусорщицы из одной известной далёкой-далёкой галактики. Но даже это не делает её самой крутой воительницей на деревне — мужчины в итоге всё равно оказываются лучше в драке. Для победы Нару, как и положено, приходится задействовать хитрость и смекалку.
Это не значит, что в фильме нет недостатков. Вопросы к сценарию время от времени возникают. Почему действие разворачивается осенью на севере, если яутжа предпочитают жаркий и влажный климат? Почему индейцы упрямо не совершенствуют мастерство охоты, предпочитая прямолинейную зарубу с дичью вместо ловушек и приманок? На что, в конце концов, рассчитывала героиня, выходя на медведя-гризли с одним луком? Большая часть из них приходит после — во время просмотра бодрая динамика повествования, ладно поставленный экшен и красивые пейзажи не дают отвлекаться. Видно, что по части картинки создатели отработали старательно, изобретательно и с любовью.
С непривычной стороны показан антагонист. Нет, характер у него по-прежнему скверный, а любимое хобби — потрошить всех и вся ради трофеев. Просто раньше история подавалась от лица людей, столкнувшихся с инопланетным охотником, а здесь внимание уделено и его времяпрепровождению. Мы видели, как гость из космоса лечится и полирует черепа, а теперь можем узнать, как он осваивается в новой экосистеме, познавая её через убийство всё более опасных хищников.
«Добыча», как и было обещано, может похвастаться жестоким и продуманным экшеном, нетривиальным взглядом на происходящее через призму непосредственного виновника торжества с его серой моралью: космический убийца здесь не самое мерзкое существо. Возможно, это не лучшее, что случалось с франчайзом после оригинального фильма («Хищники» 2010 года передают привет), но как минимум достойная попытка воскресить к нему интерес.
Авторизируйтесь, чтобы оставлять комментарии: