Просмотр «Игры теней» вполне уместно сравнивать с путешествием на носу пассажирского экспресса, движущегося со стремительной скоростью по пересечённой местности где-нибудь в районе Северных Альп. Доподлинно известно, что рельсы ровные и надёжные, резких поворотов у путей не бывает, маршрут знакомый и бесчисленное множество раз объезженный, да и поезд почём зря тормозить не станет – а дух всё равно отчего-то перехватывает.
По большому счету, нынешняя поездка не слишком отличается от предыдущей подобной – во всяком случае, чувства пробуждаются уж очень знакомые, словно бы и не прошло двух лет нашей жизни с премьеры дебютного «Шерлока» Гая Ритчи. Откуда-то всплывают позабытые, но тотчас узнаваемые эмоции пережитого восторга (ну или очень несдержанного одобрения), заслуженно не затерявшиеся в январе две тысячи десятого года на фоне многочисленных просмотров «Аватара». Впрочем, оно и неудивительно, ведь перед нами всё то же бойкое и разухабистое повествование с фирменным режиссёрским монтажом, всё та же мрачноватая стилистика чудесных декораций и всё тот же великолепный дуэт протагонистов, нисколько не растерявших со времён первого фильма своей непередаваемой харизмы и особенной мужской «химии».
Всех вышеперечисленных элементов, с непременных условием их идеального исполнения, пожалуй, хватило бы на целую трилогию похожих один на другой неплохих (в худшем случае) фильмов – уж очень мощный заряд имеет такая комбинация в умелых руках. Но, к сожалению, существование вечного двигателя само по себе противоречит основам нашего с вами мироздания. И даже на самом термоядерном топливе двухгодичной давности (хотя в этот раз оно явно куда более концентрированное) тяжеловесный состав целого киносериала в одном ровном темпе бесконечно тянуть всё же невозможно.
Хотя в «Игре теней» повествованию, похоже, намеренно придали просто какое-то нитро-ускорение: история со свистом вырвалась за пределы Лондона на территорию четырёх государств, дедукция и вся детективная составляющая почти полностью потерялись где-то по дороге, Великий Сыщик в кадре чуть меньше рассуждал, но чуть больше юморил, а на первый план вышел до того впечатляющий экшен, что вся унылая линейка блокбастеров прошлого лета должна плакать от зависти навзрыд, обещая больше никогда не плодить себе продолжений.
Понятно, что подобная стремительность у сиквелов отличных фильмов – штука на практике слишком часто встречаемая, чтобы в очередной раз подробно обсуждать значение выражения «быстрее, выше, сильнее» и психологический эффект такого явления на среднестатистического зрителя.
В итоге второй «Шерлок Холмс» вызывает достаточно логичные ассоциации с признанными приключенческими эпопеями, от «Индианы Джонса» и даже до серии игр Uncharted, – однако в разряд тупых кинолент с одним лишь действием (хорошо, пните беззащитного и вспомните недавних «Мушкетёров») всё же не скатывается.
– Приходите, если удобно. Если неудобно, всё равно приходите.
Мешает этому, прежде всего, изначальная, уж простите, интеллигентность концепции в целом и тонкость ума всех действующих и причастных лиц. Во-вторых, несмотря на упрямое покалывание в нижней части поясницы у поклонников советской классики, страдающих инертностью мышления, никто и в этот раз не открещивается от идейной преемственности литературного оригинала. Тем более что, пусть и с достаточным количеством вольностей, сценарий ощутимо опирается на «Последнее дело Холмса». Не игнорируются, кстати, и более мелкие отсылочки к прочим известным деталям из книг, вроде фразы, приведённой в цитате, – шерлокофилы с хорошей памятью обязательно оценят. Наконец, и у самого изначально враждебно настроенного зрителя едва ли найдутся хоть какие-то поводы назвать тот или иной сценарный эпизод или шутку откровенно глупыми и низкопробными – даже самые дурацкие на первый взгляд моменты, вроде Холмса, переодетого в женщину, поданы изящно, с юмором и органично вписываются в общую картину.
А за могучими спинами Роберта Дауни мл. и Джуда Лоу, кстати, появился целый ряд новых персонажей – хотя мы прекрасно понимаем, что, наблюдая за одним из самых харизматичных дуэтов в кинематографа последних лет, запросто можно и Эверест под ногами проглядеть.
Что до шведской девушки с татуировкой дракона, то сложно отыскать хоть одну адекватную причину столь длительного её присутствия на экране – даже в финале, где персонажу необходимо было принять важное сюжетное решение, выбор за неё почти целиком сделал Ватсон. С точки зрения равноценной замены героине Рэйчел Макадамс, в качестве основного женского персонажа тоже не катит – реплик у Нуми Рапас немного, а какое-то обаяние она просто не находила повода нам продемонстрировать, постоянно занимая рот едой и удивлённо пуча глаза.
С тем самым Джеймсом Мориарти, конечно, лучше – злодей получился интересным, а если рассматривать его в качестве персонального антагониста для местного Шерлока Холмса, так и вовсе идеальным. Жаль, что в неугомонной беготне от сцены к сцене нечестивцу так и не дали толком развернуться – всю свою коварную и расчётливую гениальность Профессор в полном объёме продемонстрировал лишь ближе к концу фильма.
В качестве приятного бонуса принимайте не слишком длительное, но как всегда искрящееся от обаяния присутствие Стивена Фрая. Носитель эталонного английского духа выступает в роли брата главного героя – Майкрофта Холмса, который по пути несколько раз смешно шутит, демонстрирует фирменное флегматичное выражение лица и оказывает посильную помощь вечно запыхавшемуся дуэту протагонистов.
И ещё раз (резюмируя всё вышесказанное): освежите воспоминания о первом фильме, замените Лорда Блэквуда на Профессора Мориарти, а дедукцию на экшен, отнимите Ирен Адлер и не прибавляйте героиню Нуми Рапас, забудьте про эффект новизны – вот вам и «Игра теней».
Всё ещё увлекательная и в чём-то даже опасная поездка верхом на локомотиве. Также сильно, как в первый раз, может, и не завораживает, однако причин, чтобы не прокатиться ещё разочек-другой в столь приятной компании по знакомым местам, мы вот совсем не видим.
Авторизируйтесь, чтобы оставлять комментарии: