Если задуматься о природе сиквелизации, то можно прийти к выводу, что продолжения в первую очередь испытывают на вшивость не зрительскую любовь или нервы, а состоятельность первой части. В свете выхода «Стартрека: Возмездия» «Звёздный путь» стал выглядеть еще лучше.
Презренный в литературе жанр «боевой фантастики» в движущихся картинках чувствует себя неплохо и выглядит на все сто — глаза блестят, шевелюра радует отсутствием залысин, а на щеках играет здоровый румянец. Именно в таком состоянии — пиковой жанровой формы — режиссер Абрамс оставил «Звёздный путь» четыре года назад и теперь пользуется этим на полную катушку.
Такое впечатление, будто Джа-Джа поспорил на круглую сумму, что у него получится переспилбергнуть Спилберга или перекамеронить Камерона — одновременно сделать ультимативное приключенческое кино и лучший сиквел во вселенной. Первая задача выполнена блестяще: кино начинается почти как какая-нибудь новая часть Индианы Джонса — Кирк и Боунз убегают от вооружённых копьями аборигенов, предварительно скоммуниздив важный артефакт. Не исключаем, что хитрая змеюка Абрамс хочет оставить свой след во всех известных приключенческих сериях. «Звездный путь», «Звёздные войны»… Кто, блин, следующий? Археолог в шляпе и с кнутом?
Начав со второй космический скорости, Абрамс только и делает, что наращивает варпы вплоть до финальных титров. Действие развивается даже слишком быстро, если вы можете в это поверить. А если попытаться хотя бы на минутку приглушить собственные восторги и взглянуть на вещи более внимательно, то открываются интересные моменты. Неоднородное повествование само по себе не несётся с реактивным темпом — его двигают отдельные и меняющие в нужных моментах скорость сюжетные линии. Взрывы, погони, выяснение семейных отношений, мотивационная смерть второстепенных персонажей, увольнение ключевых героев, коррупция, неоднократная смена звания главного злодея, фан-сервис — всё перечисленное поочередно с жутким свистом проносится стайкой перегоняющих друг друга гоночных болидов.
Помимо содержательной части отлично удалась и смена интонаций. Прямолинейные, но смешные шуточки органично соседствуют с драмой; персонажи вовремя переключаются из обычных режимов в геройские (взять хотя бы речь Зулу на мостике или переводческую миссию Ухуры); действительно напряжённые эпизоды, которые по всем канонам жанра должны закончиться благополучно (и все равно ведь переживаешь!) сменяют «разгрузочные» сцены, на которых удаётся наконец-то выдохнуть накопившийся воздух.
«Смаковать вкусное будете дома на видео», — как бы говорит нам Абрамс. Ругать или даже журить кинодела за выбранный им совокупный темп дело довольно-таки бессмысленное: если разумный индивид считает, что пит-стопы придумали слабаки и нытики, то это его право. На самом деле, «Стартрек: Возмездие», при всей кажущейся безумной лихости, — штука невероятно сложная, многослойная, но при том — выверенная и аккуратная. И самое удивительное тут то, насколько легко и непринужденно постановщик обходится со всей этой многомиллионной конструкцией. У иных режиссеров всё развалилось бы на первом же вираже от собственного веса; а Джей-Джей уверенно и быстро ведет свой суперкар по узкому серпантину без ограды.
Что до лучшего во вселенной сиквела, то надеемся, что Самоповторы не стали причиной смерти вашей любимого бурундука по кличке Чип — то есть вы не питаете к ним личной ненависти. Потому что сиквел без малейших проявлений стыда продолжает шастать хорошо знакомыми повествовательными путями. Кирк и Спок, несмотря на концовку первой части, так и не нашли общего языка, да и сам капитан Джим Т. остался прежним оболтусом; впрочем, новизну компенсируют другими ингредиентами. Второстепенным персонажам грех жаловаться на дефицит экранного времени; ловкий режиссерский мазок — и каждый член команды получает свою яркую минуту славы.
Но, вне всяких сомнений, главная жемчужина фильма — антагонист в исполнении Бенедикта Камбербэтча. Он даже слишком хорош для этой группы клоунов в летающем максторе. Харизматичные злодеи, столь одарённые и физически, и ментально, обязаны триумфально побеждать, а не прогибаться под сюжетный диктат, требующий, чтобы хорошие парни в конце обязательно добивались своего. Кроме того, английский актёр настолько удачно вписался в образ, что во время просмотра почему-то даже не вспоминаешь про эксцентричного английского сыщика — перед нами же, бля, самый опасный персонаж во вселенной!
Ещё режиссёр Абрамс не разучился лихо жонглировать каноном так, чтобы поклонники радостно пищали от остроты ощущений, а постронние люди не чувствовали себя чужими на этом празднике жизни и получали удовольствие наравне со всеми. Первые получают какое-то совершенно неприличное количество отсылок на классические сериалы и фильмы; вторые же вряд ли обратят внимание на небольшие театральные паузы и многозначительные взгляды персонажей. Хотя определенная доля «узнавания» гарантирована всем: вряд ли на сеансах «Стартрека» оказались люди, которые провели последние три десятка лет в бункере и не в курсе ряда аспектов современной культуры, неотъемлемой частью которой давно стал «Звёздный путь».
Наверное, это стоило бы написать через пару лет, после премьеры «Седьмого эпизода», но ситуация уже и так предельно очевидна — Джа-Джа Абрамс официально превратил жанр фантастического кино в свою личную сучку. Что ж — он сполна заслужил это право.
Авторизируйтесь, чтобы оставлять комментарии: