Прежде чем приступить к вдумчивому и пристальному анализу «Мести ситхов», не лишним будет вспомнить, что такое «Звездные войны» и что представляет собой аудитория, которая — шутка ли! − вот уже двадцать восемь лет находится в лоне лукасовском. Разобравшись с двумя, несомненно, взаимосвязанными как инь и янь вещами, мы поймем, почему «Эпизод III» получился именно таким и никаким другим, да и был ли у него хотя бы призрачный шанс на иную судьбу.
Как известно, повальное большинство кинокартин являются рабами жанров, к которым принадлежат. На челе всякого жанрового фильма весит проклятие догматов — сюжетных ходов, типажей действующих лиц, стереотипов и бог знает чего еще.
«Прекрасный образчик фигни» — говорим мы, когда фигня собрана по инструкционному методу а-ля домашний конструктор для взрослых «Икея»: экшен-болт «А» закрутить до упора на главном герое «Б» и так далее. Радости нашей нет предела, когда попадается режиссер с чувством собственного стиля, при котором даже очень типовой фильм смотрится авторским (вспомните хотя бы «Девушку из Джерси»).
Короче говоря, методика дает сбой со «Звездными войнами», которые являются жанром сами по себе и вольны устанавливать какие угодно правила. Винегретная классическая трилогия — вечно живое тому доказательство: эпичность космических масштабов добро соседствует с комедией и сказкой, ну а главные эмоциональные потрясания второй половины эпопеи, страшно сказать, неплохо смотрелись бы на страницах особо женского романа или мексиканского сериала повышенной слезливости, в которых часто произносятся фразы: «Я твой отец» и «Тебя и твою сестру разлучили в детстве».
Ничего удивительного, что и контингент подобрался соответствующий — законченные психи с точки зрения синефилии. Для таких добиться истинного дао-просветления проще простого: стоит заприметить очертания тайских истребителей в новых космических джедайских повозках или серый покрой кителей имперских офицеров. Этакий, знаете ли, аналог электрода, вживленного в нервный центр удовольствия: увидел и умер от счастья. Именно этому сообществу и угождает Джордж Лукас, и вам ни в коем случае не следует об этом забывать.
От джедая до ситха в десять шагов
И все же отдадим «Мести ситхов» должное не только как наследнику огромного богатства, но и как самостоятельному и отдельно стоящему кинематографическому субъекту. Уж поверьте, «Эпизод III» крепко держится на своих двоих. Прежде всего, заключительная часть первой трилогии — один из немногих современных фильмов, который не страшится недуга всеобщей предсказуемости. Ведь принципы хэппи-эндинга и без того не дают зрителю засомневаться в конечной победе добра над злом, заставляя режиссеров сосредотачиваться на средствах достижения желаемого в убыток содержанию. Кто из вас по-настоящему поверил, что двенадцать друзей Оушена упекли в каталажку не по их собственной воле? Вот и мы про то же.
С «Эпизодом III» ситуация осложнена до крайней степени запущенности — задолго до часа Икс были известны все детали маломальских значимых событий фильма. А если добавить, что «Месть ситхов» нашпигована ими так, что климатический момент сидит на важной сюжетной развязке и поворотным ходом истории погоняет, то можно смело сказать: о фильме мы знали практически все.
Сильно ли рисковал Джордж Лукас, устраивая беспрецедентные по объему «случайные утечки»? Разумеется, нет. Последними двумя эпизодами он старательно доказывал, что исполнением легко перещеголяет воображение миллионов людей. Вам очень хотелось увидеть орден джедаев в расцвете сил? Получайте «Скрытую угрозу». Список пожеланий увеличивается, теперь в него входят такие положения, как групповая джедайская потасовка, дерущийся магистр Йода и клоническая война. «Эпизод II» — просим любить и жаловать. Конечно, отовсюду сыпались обвинения в никуда не годной режиссуре, детскости утраты атмосферы серьезности, присущей классической трилогии, но на этом претензии и заканчивались.
С вышеозначенной стороны «Месть ситхов» — куда более требовательное изделие. Мало было просто запихать Хейдена Кристенсена в черный крабий панцирь Дарта Вейдера и пригласить на озвучку Джеймса Эрл Джонса. Необходимо было придать действию должный эмоциональный окрас, поскольку с подоплекой совершаемых главными героями действий все и без того яснее ясного.
Переквалификация Анакина в Дарта Вейдера сопровождается увеселительным аттракционом «Геноцид джедаям», который и генерирует большую часть чувствительного заряда. Лукас все же не показал наиболее опасные моменты вроде хладнокровного убийства совсем уж юных падаванов, но и тех жестокостей, что представлены в кадре, хватает с лихвой. Опять же сцены расстрела джедаев-полководцев собственными войсками не может не задеть за живое: некоторым генералам везет больше — они не успевают осознать происходящее, другие за секунду до смерти переживают целый вихрь эмоций: от удивления и непонимания до отчаяния. Но это все комплексные постановки, которые обдумываешь после заключительных титров, поскольку все свободное время внимание будет целиком сосредоточено на иных персонажах.
«Эпизод III» стал триумфом для верховного канцлера Палпатина и абсолютным крахом для магистров Йоды и Оби-Вана. Превосходство политиканства, двойной игры и легкого шантажа над бобром неопровержимо доказано — вечнозеленый главный джедай хватался за сердце не меньше трех раз. И даже вылезая из-под ковра, вселенское козло оказывается сильнее и могущественнее. Наконец-то правда жизни торжествует и на фоне безукоризненных идеальных и стопроцентно фальшивых компьютерных декораций. Гениальная музыка Джона Уильямса, Чубакка и грандиозные спецэффекты прилагаются.
P.S. Хотите увидеть самую-пресамую зрелищную дуэль за всю космооперу — смотрите «Скрытую угрозу». Дарт Мол Рея Парка таки оставил неизгладимый след в далекой-далекой галактике.
Авторизируйтесь, чтобы оставлять комментарии: