У некоторых режиссеров вечно все не как у людей. Взять того же Дэнни Бойла подкинешь ему идею зомби-ужастика, а он возьми и сними притчу о звере, который дремлет в каждом человеке, выжидая удобный момент, чтобы вырваться на волю и показать всем кузькину мать.
Или вот «Пекло» казалось бы, вполне стандартная НФ о спасении всея человечества: вроде бы уже все сто раз хожено-перехожено, эксперименты не приветствуются, шаг влево, потом направо и чуть-чуть наискосок считают позорным бегством и всячески не поощряются ширнармассами. Им, что бы они не говорили на публике, от жанра требуется лишь одно чтобы разрушения на Земле были максимально красивыми, чтобы присутствовал недетский пафос (а иначе как осознать важность миссии?), чтобы главный или почти главный герой выжил (желательно, на пару с любимой девушкой), и чтобы наш космический дом вместе с обитающей на нем жизнью был спасен и сохранен. В общем-то, вполне логичные и законные требования.
Однако ж, выкусите Дэнни Бойл с Алексом Гарландом искренне считают, что одно попадание из четырех это тоже вполне достойный результат. Поэтому приготовьтесь либо разочароваться, либо возрадоваться в зависимости от ваших притязаний и способности на лету переваривать новую информацию.
Дело в том, что «Пекло» по сути своей куда ближе к космическим триллерами вроде «Чужого» и «Сквозь горизонт», нежели к «Армагеддону» и «Ядру Земли». Показать зрителю, как бравые герои спасают мир это для режиссера не самоцель, а всего лишь фон, на который ложится история о важности человеческого фактора в любом начинании. Люди в «Пекле» не просто главные герои фильма. Они и есть фильм.
Осознав это, легко понять, почему Бойл так много времени уделяет спокойным разговорам, перепалкам, яростным взглядам и прочим проявлениям человеческой сущности. В команде «Икара-2» присутствует психолог, и это не номинальная должность, как может показаться со стороны нет, от доктора успешный исход миссии зависит едва ли не в большей степени, чем от капитана и прочих узкопрофильных специалистов. Это становится очевидным практически с самого начала, когда узнаешь, сколько времени и в каких условиях команда летит к Солнцу, а дальнейшее развитие сюжета лишь подтверждает правильность выводов.
Персонажи «Пекла» это, фактически, те самые «винтики», о которых с такой любовью говорил (и был недопонят грядущими поколениями) Сталин. Из них состоит слаженный механизм корабля, от их работоспособности, вменяемости и преданности делу зависит успешный исход миссии. И стоит одному «винтику» дать сбой, совершить большую и с трудом поправимую ошибку, а другому незадолго до этого принять не самое разумное, как потом выяснится, решение (которое, конечно же, поначалу кажется вполне логичным), как проблемы начинают накладываться одна на другую. Добавьте ко всему этому знаменитый Фактор Непредвиденного получите ситуацию, в которую вряд ли захотите поместить даже личную немезиду, если, конечно, у вас такая имеется.
Самое сильное впечатление, что характерно, производит герой Криса Эванса по имени Мейси. Человек с железным характером и безупречной в контексте Миссии логикой, ради Цели он готов принести в жертву любого человека из команды, включая себя. И одна из самых роскошных черт «Пекла» это такая власть над аудиторией, которая заставляет зрителей одновременно содрогаться от принимаемых Мейси решений и при этом всячески их одобрять, понимая, что иначе никак.
Впрочем, мотивации и чувства других героев тоже заслуживают если не уважения (хотя как не уважать, к примеру, капитана Канеду и психолога Сэрла?), то как минимум понимания. Вот вам еще одно достоинство фильма не пойми чем спровоцированные, идущие вразрез с характером поступки и слова в нем отсутствуют как класс. Когда девушка-пилот отказывается принимать непосильное для нее решение нет желания орать «Дура, ну как ты не понимаешь!». Когда другой член экипажа проявляет явную неспособность к самопожертвованию это тоже вполне объяснимо. В конце концов, не всем же быть героями, верно?
Из всего вышеописанного может сложиться мнение, что «Пекло» это что-то очень-очень камерное, снятое за крошечные деньги и не пытающееся прыгнуть выше своей головы. Мнение в корне неправильное, ибо таков уж Бойл вломившись в чужой монастырь, он не начинает раздавать всем присутствующим ксерокопии своего устава, демонстративно поплевывая на иконы местных святых, а всячески проявляет уважение к тем, кто считают эту обитель своим домом.
В применении к жанру это означает, что логических нестыковок размером с небольшой астероид в рассуждениях и объяснениях героев нет, а цель полета собственно, Солнце показано с такой любовью, таким чуть ли не обожанием, что время от времени ловишь себя на крамольной мысли: «На кой черт его вообще чинить? И так ведь до одури красиво».
В принципе, последней фразой можно смело описать все «Пекло» по крайней мере, визуальную его часть. Наша угасающая звезда, поток света, обрушивающийся на Сэрла в смотровой комнате, медленно проплывающий на фоне Солнца Меркурий, зеркальный щит «Икара-2», «земная» комната для релаксации все это внушает, сражает наповал, растворяет в себе.
А фильму, который так умело воздействует и на разум, и на чувства, противиться нереально. Все равно возьмет верх, и вы будете этому несказанно рады.
Авторизируйтесь, чтобы оставлять комментарии: