«Быстрее, выше, сильнее!» — девиз не только олимпийских спортсменов, но и вообще многих целеустремлённых людей. Впрочем, не все берут его целиком, некоторые отламывают по кусочку — например, решают просто: «Выше!» Однако «выше» бывает разное: кто-то карабкается по горам, кто-то — по карьерной лестнице… а кто-то — по самой Земле.
Попытки оседлать глобус и взгромоздиться на крышу мира (оригинальное название фильма Tout en haut du monde переводится «На вершине/крыше мира») — то бишь достичь Северного полюса — начались ещё в 1607 году. И более трёх веков оставались безуспешными — что не мешало исследователям пробовать вновь и вновь, отвоёвывая у Севера километр за километром: так, разница между рекордами приближения к полюсу норвежской экспедиции Фритьофа Нансена и итальянской экспедиции Умберто Каньи составила каких-то 35 километров. Дед героини фильма Саши Чернецовой на своём корабле «Давай» тоже отплыл навстречу ледяной мечте. И пропал. Но внучка капитана Олюкина, как и дети капитана Гранта, не сидит сложа руки. Один из западных критиков назвал Сашу «русской Моаной». Она и впрямь человек действия: когда никто не поддерживает её идею поисков — отправляется искать «Давай» сама. Несмотря на лёгкое сходство с Наташей Ростовой (созвучие имён, переломный первый бал, танец с князем Томским), Саша больше похожа на свою тёзку Шурочку Азарову: сбегает из дома и взрослеет не на танцах, а в опасном путешествии.
Авторы фильма щедрой рукой отсыпают Саше сложностей: тут и зловредность князя Томского, и странное отсутствие денег на проезд и жильё, и облапошивание, и изматывающая работа. С другой стороны, без вынужденного «курса молодого бойца» 15-летняя аристократка едва ли снесла бы тяготы поиска «Давай».
Чу, что это за оживлённое махание флажками? А, это с плывущей по волнам ассоциаций Врунгелевской «Беды» семафорят старую морскую истину: «Как вы яхту назовёте, так она и поплывёт». Название «Давай» звучит двояко: с одной стороны, как бодрый призыв дерзать; с другой, как требование что-то отдать. Мечтатели тоже бывают двойственными — самоотверженными и эгоистичными одновременно, когда ставят на кон не только свои, но и чужие жизни. Фильм не раз ударяет героиню и зрителя под дых: казалось бы, что может быть естественнее стремления найти любимого деда, вернуть его корабль, восстановить честь семьи? Увы, поиски — это не лёгкий прямой путь из точки А в точку Б, а рискованное плутание в вероятностях и сомнениях.
Несмотря на пробирающую драму, в «Далеко на Север» много не только грозовых туч, но и света. Суровость сочетается с заботой, а раздолбайство — с принципом «Своих не бросаем», даже если те сами готовы броситься. Простая картофелина может оказаться романтичной, а флажок размером с зубочистку — невыразимо трогательным.
Графика соответствует сюжету: упрощённая до условностей (гляньте на плоские уши и ноги-тумбочки!), не идеально плавная — зато душевная. И что-то отдалённо напоминающая… Теперь на волнах ассоциаций приплыла «Тайна Келлс»: здешний капитан Лунд смахивает на настоятеля монастыря Келлаха — как внешне (высокий, рыжеволосый, бородатый, хмурый), так и внутренне. Неспроста: дебютант Реми Шайе не только срежиссировал «Далеко на Севере», но и разработал для него визуальный дизайн, а ранее был вторым режиссёром «Тайны Келлс». Правда, мистического элемента в «Далеко на Север» не завезли — хотя это как посмотреть: собака вполне тянет на проводника до границы двух миров.
История Саши вымышленная и настойчиво повышающая ставки — но при этом не кажущаяся невероятной. Реальность порой обгоняет вымысел. В начале XIX века в российской армии воевали сразу две взаправдашние «Шурочки Азаровы»: Надежда Дурова и Александра Тихомирова. Жюль Верн придумал не только упомянутых Грантов, но и Филеаса Фогга, уместившего своё путешествие вокруг света в 80 дней; реальная журналистка Нелли Блай в 1890 году превзошла достижение Фогга, обогнув земной шар за 72 дня. Саша обучалась морским премудростям у деда, а организатор первой российской экспедиции к Северному полюсу Георгий Седов в своей брошюре «Женщины на море» утверждал, что женщинам надо разрешить получать полноценное морское образование. И в реальных путешествиях к полюсу чего только не бывало.
К слову, Северный полюс не один — сейчас их насчитывается аж четыре: географический, магнитный, геомагнитный, полюс недоступности. Они мало того что не совпадают, так вдобавок далеки друг от друга. А раньше полюс определяли проще — по звёздам и стрелке компаса. Куда стрелка указывает — там север. Суровый, тяжело прощающий ошибки, шлифовальной снежной бурей сдирающий с людей условности, политес, спокойствие, прекраснодушие. Но если что-то не снимается даже в таких условиях — значит, оно не наносное, а настоящее.
Люди, как и компасная стрелка, на свой лад намагничены: их тянет к мечте, к близким. «Далеко на Север» показывает двух таких «намагниченных»: капитана Олюкина, одержимого мечтой покорить никем не достигнутую «крышу мира» и принести славу своей стране, и Сашу, отправляющуюся искать деда с его «Давай» и отстаивать честь семьи. С некоторыми оговорками в мечтатели (гораздо более приземлённые) можно записать и капитана Лунда: невзирая на строгость и рационализм, он ещё до знакомства с Сашей когда-то искал «Давай» целых три месяца — ибо успех значил бы почёт и щедрое вознаграждение. При этом Олюкин и Лунд — противоположности: кто-то, когда накапливается критическая масса «против», готов отступить, а кто-то признаёт единственное направление — вперёд. Вверх по карте. Выше всех.
Некоторые фильмы длятся по три часа; «Далеко на Север» укладывается всего-то в 81 минуту. Рассусоливать ему некогда и незачем: крупными мазками он отмечает ключевые точки маршрута и не стесняется таймскипов, а эпилог вообще выносит в титры, пунктиром отдельных кадров. Но скромность хронометража и бюджета (6 миллионов евро) не мешают сказать многое — о стремлении к мечте и о цене оной, о любви, об отваге, о чести.
Большой фестиваль мультфильмов держит марку: в прошлом году привёз «Красную черепаху» Михаэля Дюдока де Вита, в этом — «Далеко на Север» Шайе. Две полнометражки даже чем-то схожи: обе дебютные, обе с упрощённой и красивой графикой, обе проникновенные. Пусть далеко не каждый день, но в наши кинотеатры всё же приходит по-настоящему штучная анимация.
Авторизируйтесь, чтобы оставлять комментарии: