Мы снова позволили себя обмануть.
Перезагрузка, трансформеры в космосе, новый формат повествования, минимальное присутствие человеческих персонажей – с этими прекрасными мыслями, к огромному сожалению, пришлось распрощаться ещё в прошлом году. Но оставались надежды, что страдающий вечным перевозбуждением Майкл Бэй немного отдохнул, отвлёкся на скромный проект про бодибилдеров-дебилов и с новыми силами вернулся к теме инопланетных роботов. Что у постановщика появились небанальные идеи и относительно свежее видение – насколько это вообще возможного для такого, хм, узкоспециализированного кинематографиста.
Но мало того, что ничего не изменилось, – серия лишь продолжает прогрессировать в своих худших аспектах. Бэй превзошёл самого себя: его новые «Трансформеры» – невиданные глубины пошлости, глупости и безвкусицы в потоке кокаинового сознания режиссёра. На дне Марианской впадины автоботы с десептиконами водили хороводы, но вдруг снизу постучали – и этому никто уже даже не придал значения.
Человеческих страстей стало только больше – после излишне близкого знакомства с семейкой персонажа Марка Уолберга, удивительное дело, начинаешь вполне сознательно скучать по Шайе Лабафу. Серьёзно, суета и беготня Сэма Уитвики за ручку с соблазнительной подружкой выглядели куда приятнее, чем местные проблемы отцов и дочерей. Кэйд Ягер – идиот-изобретатель с фермы, умудрившийся вырастить дочь с замашками проститутки; впрочем, это не мешает папаше изображать из себя неадекватную наседку и носиться кругами вокруг своей девочки, отгоняя похотливых мужиков и агрессивных инопланетян.
Появилось ещё с десяток непонятных людей. Стэнли Туччи занял место очередного комика в Большой Должности – ранее данное амплуа с аналогичным успехом занимали Джон Туртурро и Джон Малкович. Вдобавок есть какие-то мутные спецагенты, коварные ЦРУшники, заигрывающие со злыми трансформерами, недалёкие учёные – ко всем можно приставить прилагательные «тупые», а главное, «ненужные».
В какой-то момент – о чудо! – на экране возникают роботы, но они мало чем отличаются от людей. С каждым фильмом у Бэя пришельцы выходят всё более человечными, и это отнюдь не комплимент. Трансформер-самурай, трансформер-рэпер, трансформер-викинг, Оптимус Прайм в роли обиженного трансформера-Иисуса и так далее – это не смешно, это ужасно, ибо все трансформеры в любом случае получаются дебилами.
От автоботов осталась жалкая группа дураков во главе с ржавым лидером (которому, кстати, ничто не мешает внезапно стать самому себе звездолётом и отправиться в далёкие галактики); десептиконы в принципе кончились, однако находчивые люди догадались их собрать заново. Мегатрон, некогда страшный и харизматичный робот из первого фильма, к четвёртому окончательно сделался самопародией в квадрате. Заодно прибыли левые черти из космоса с благородной целью вывести с Земли всех роботов-нелегалов – сюжет построен таким образом, что не совсем ясно, зачем нужно было мешать вполне аккуратным и цивилизованным разборкам чужеземцев с последующим исходом.
Вообще, глупые люди ничему не учатся: в каждом из продолжений «Трансфомеров» они умудряются принимать глобальные неверные решения. То автоботов депортируют, а потом ноют из-за разрушенного Чикаго, то десептиконов клонируют, то спецслужбам разрешают устраивать беспредел – а бедный Оптимус разбирается, каждый раз превозмогая из последних сил.
Не зря написано пять абзацев про сюжет: невменяемая история легко обесценивает экшен. Хотя действо уже давно не впечатляет: Бэй не продемонстрировал ни одного нового приёма, ни одной новой мысли, все выдающиеся моменты мы видели раньше, только с чуть иного ракурса. В результате бесконечное мельтешение разноцветных роботов, орущих – здесь никто не разговаривает нормальным голосом – людей, взрывов и вспышек превращается в сплошную трёхчасовую кашу из ярких и бессмысленных красок. Ощущения, будто ты переел любимого десерта, щедро запив это дело алкоголем, – наутро тошнота и обезвоживание, щёки покрыты аллергической сыпью, а думать о сладком просто невозможно.
И всё-таки главной причиной творящейся безвкусицы являются самоповторы. Все продолжения «Трансформеров» состоят из одних и тех же компонентов: в центре раздражающая семейка, где-то рядом – псевдокомичные несмешные автоботы во главе с Оптимусом Праймом, парочка пафосных новых роботов (от которых в сиквелах не остаётся и упоминания), непременные древние артефакты на Земле, тёлка с длинным ногами, деградирующий Мегатрон, избитые шутки, обязательная финальная разборка длиной в полчаса в городских декорациях. Обидно, ведь первоисточник даёт возможности для свежих решений, причём для этого даже необязательно переносить действие куда-то прочь с нашей планеты. Но Майкл Бэй окончательно потерялся в собственном безумии и из года в год делает один и тот же фильм, с каждым разом всё больше теряя связь с реальностью.
Мы часто ругаем артхаус за то, что тамошние творцы слишком увлекаются демонстрацией собственных мыслей и каких-то сугубо личных проблем, становясь совсем неинтересными для зрителей. «Эпоха истребления» – это уникальный пример сверхдорогого блокбастера, который по своей сути ничем не отличается от самого невменяемого и затянутого авторского фильма. Не видно ни результатов продюсерского надзора, ни какой-то деятельности сценаристов – остался один лишь зацикленный режиссёр с расширенными зрачками и армией рабов-пиротехников.
Авторизируйтесь, чтобы оставлять комментарии: