Реклама
   
   
Сидни Суини станет горячей домохозяйкой у опасной Аманды Сайфред Звезда оригинального «Терминатора» и «Чужих» Майкл Бин вернётся в экшене от режиссёра «Годзиллы против Конга» Первый трейлер последнего фильма Клинта Иствуда «Присяжный номер два» Первые отзывы на второй сезон «Укрытия» появились на Rotten Tomatoes Он побежал! Звезда ремейка «Бегущего человека» наконец-то занялся делом на съёмках (фото)

Властелин колец: Две крепости

The Lord of the Rings: The Two Towers

Феерия, феерия

Твердо убежден, что картины вроде "Двух крепостей" нельзя рецензировать, не посмотрев хотя бы два раза и не совершив перед вынесением финального вердикта традиционную медитацию с контрольным выходом в астрал (меня туда не звали, я по блату). Как водится, второй просмотр выявляет те недостатки фильма, на которые по первости не обратил внимания из-за судорожных попыток поднять с пола челюсть, или наоборот — заставляет пересмотреть свое отношение к эпизодам, на которые раньше смотрел свысока.

"Две крепости" на момент написания текста просмотрены уже три раза (дважды в кинотеатре, единожды — на DVD с оригинальным звуком), однако эффекта "уставания", который так присущ проходным фильмам, все еще не наблюдается. Скорее наоборот — крепнет желание пойти в кино еще разок (другой, третий, четвертый), а затем, когда настанет время, прикупить нормальный лицензионный DVD с кучей дополнений: вырезанными сценам, интервью с актерами, комментариями режиссера и, разумеется, традиционным фильмом с характерным названием "Как создавались спецэффекты".

Искусственное искусство

Компьютерной графики в "Двух крепостях" реально много, и это оправдывает все до единого изъяны в работе программистов-художников, которые наметанный глаз постоянно ищет и выискивает всенепременнейше. Вот Леголас в совершенно лишнем slo-mo запрыгивает на лошадь, нарушая при этом все законы физики. Вот появившиеся на горизонте волки Изенгарда выглядят расшалившимися плюшевыми игрушками. Вот растекающаяся по Изенгарду вода, скажем так, почему-то совершенно не внушает. Да, все это есть и при желании мастеров по спецэффектам можно раскатать в лепешку, тыча пальцем в изъяны, недостатки, несуразности…

И тем не менее. Шумиха, поднятая вокруг Голлума оказалась не напрасной. Ни одно компьютерное существо еще не выглядело и не двигалось столь реалистично, включая Йоду, Добби, Джа-Джа и, местами, нашего с вами нелюбимого Спидормена. Шикарнее всего сделано лицо, в особенности — глаза. Огромные, водянистые глазищи. Испуганные, заискивающие, злобные, хитрющие. Голлум — ярчайшая звезда "Двух крепостей". Не только по экранному времени, но и по актерской игре, ибо на равных с ним пытается соревноваться, пожалуй, лишь Элайджа Вуд. Вот оно, дожили. Полукомпьютерный персонаж играет так, что иным живым актерам становится стыдно.

И не то чтобы другие исполнители халтурили. Даже Лив Тайлер в "Двух крепостях" смотрится удивительно уместно, чего я себе, честно говоря, не мог даже и представить. Конечно, линия "Арагор любит Арвен, но эльфы уходят в бессмертные земли" — одна из самых нединамичных и непопулярных в ленте (далеко не всем понравится на протяжении двадцати минут слышать пространные рассуждения Элронда о том, как паршиво будет Арвен в этом мире, и глазеть на пуританские романтические сцены с участием Арагорна), однако при повторном просмотре не напрягает даже она.

К слову, любовной интрижки между Арагорном и Эовин так и не случилось, за что лично от меня Питеру Джексону большое мерси. Как только воительница Рохана бросает на нашего героя полный обожания взгляд, Арагорн улыбается в ответ и погружается в воспоминания. Ход, к слову, крайне успешный, ибо на роль Эовин пригласили "рязанскую красавицу" Миранду Отто, которая хорошо смотрится где угодно, только не в крупных планах. Шок, конечно, не так велик, как во времена "Братства кольца", когда толкинистов, увидевших Галадриэль, выносили из зала вперед мечами, — но тоже не из слабых.

Большая сеча

Будем, однако, честны пред собой — мы шли в кинотеатры отнюдь не за актерской игрой. Мы хотели увидеть битву в Хельмовой Пади, жаждали посмотреть в оскаленные морды изенгардских волков и узреть, как обозленные энты устраивают Саруману крупный саботаж с помощью "дубины и палки". Хотели хороших потасовок, леголасовских экспромтов и молились, чтобы оператор прекратил, наконец, эти заигрывания с камерой а-ля Blair Witch Project, которые делали из некоторых очень эффектных боев какое-то подобие любительского видео.

И напросились. Экшен в "Двух крепостях", как и в предшественнике, случается так чтобы очень часто, но уже если случается, то на всю катушку. Оператор научился держать камеру ровно (или просто-напросто бросил пить) и понял, что особо крупные и хитрые планы — не всегда самые удачные. Бои, даже самые быстротекущие, впечатляют как картинкой, так и звуком, а уж финальная битва, перемежающаяся с энтовской разборкой, по "вау-эффекту" уделывает все, виденное ранее — масштабностью, драйвом, бескомпромиссностью. Подрыв крепостной стены, падение осадных лестниц в гущу врагов, одновременный залп из сотни луков — это, господа, нужно видеть собственными глазами. Впечатляет — не то слово.

Здесь же во всю силу проявляется мастерство компьютерных гуру, помогающих Джексону создать достоверные сцены баталии. Сколько процессорного времени было затрачено на воссоздание десятитысячной армии Саурона и сотен людей — трудно себе даже представить. Сильно впечатляют энты: ясно, что эти живые деревья — суть сплошной спецэффект, однако листочки, кора и прочие мелкие детали проработаны на ять. Смотришь и так, и этак — ну натуральные деревья. Даром что с ногами.

И снова — ласковые слова постановщику боев. Люди, прошедшие горнила одноименной (великолепной!) приставочной игрушки, не понаслышке знают, что это такое — рубиться с десятью окружившими тебя противниками одновременно. Так вот, герои "Двух крепостей" выделывают такие фортели, язвя врагов налево и направо, что сразу после сеанса хочется закрыться в квартире, взять в руки геймпад и пройти горнило Большого Побоища еще пару раз. Что называется, вставило.

Живые краски

Не меньше всего остального впечатляют пейзажи. "Властелин колец" — это, в первую очередь, красивая картинка, а уж во вторую — все остальное. Стыдиться тут нечего, ибо перед создателями "Двух крепостей", как и раньше, стояла вполне определенная задача: создать такое Средиземье, при взгляде на которое у фанатичного толкиниста не возникло бы предательской мысли: "И вот ради ЭТОГО я нарядился эльфом?". Задача поставлена — задача выполнена. Отличить живые съемки от компьютерных "задников" крайне сложно (по слухам, хватает и того, и другого добра) — да и кому это нужно? Из нового "Властелина колец" вышел удивительно красивый фильм, и даже самые заядлые его ненавистники (буде такие найдутся) не смогут с этим поспорить.

У самых терпеливых читателей, возможно, создалось впечатление, будто автор этих строк искренне считает "Две крепости" кристально безгрешным фильмом, создатели которого повинны лишь в парочке мелких компьютерных глюков. Неправда ваша, уважаемые. В творении Питера Джексона хватает изъянов, но на то оно и Творение, чтобы на них можно было с легкостью закрыть глаза.

К примеру, местами фильм крепко расходится с книгой, и это может сильно огорчить ее истовых фанатов. Однако лично я всегда проводил четкую грань между оригиналом и его киношным воплощением, чего и вам желаю от всего сердца. Пенять "Двум крепостям" (да и любой другой экранизации) несоответствием событий, слов и характеров персонажей — значит, принудительно загонять себя в рамки книжного переплета. Не нравится, что Фарамир выставлен не таким благородным воителем, как в Первоисточнике? А чего ради, спрашивается, вы вообще поперлись в кинотеатр? Идеальная экранизация — ваше собственное воображение. В нем нет места досужим выдумкам голливудских сценаристов.

Единственное, что, пожалуй, сильно разочаровало в "Двух крепостях" — это традиционно посредственная локализация. Казалось бы, хлопцы из "Мосфильма" прислушались к возмущенным крикам фанатов, сменили слащавый голосок Фродо на более вменяемый (при этом, правда, повысили тембр голоса Сэму, но это уже частности) и поработали над произношением имен собственных. Однако многие актеры по-прежнему безбожно переигрывают (особенно Саруман, в речах которого так и слышится грозное: "У-у-у!!! Какой я страшны-ы-ый!!!", и Голлум, частенько своим лепетом вместо жалости вызывающий насмешку), а переводчики допускают откровенные ляпы — трансформация фразы "Мы вышли из Ривенделла с семью товарищами" в "Мы вышли из Ривенделла. Нас было семеро" — до сих пор вызывает у меня искреннее восхищение. Это ж надо было!..

Мы, однако, не случайно выделили для русской озвучки отдельную оценку. Ибо синефил со стажем умеет абстрагироваться от несуразностей русского перевода и наслаждаться Фильмом — благо, черпать удовольствие из источника "Двух крепостей" можно ведрами. И это не пустые слова.

Поделиться:
Михаил Судаков
23 января 2003

Нехуево 
Оценка автора
Кино
Читательский рейтинг
79%
Ваша оценка

Оценки авторов КГ

Авторизируйтесь, чтобы оставлять комментарии:
 
Меню

Подкасты и стримы

Новые выпуски подкастов

 
4ЕВА
 
 
1Телеовощи – 575: Медовуха из мёда
 
0Ноль кадров в секунду – 553: Неделя обновлений
 
0Лазер-шоу «Три дебила» – 646: «Граф Монте-Кристо», бразильский Comic Con, «Беляковы в отпуске», «Моя старая задница»
 
6ЕВА – 607: Китайский Disney
 
8Телеовощи – 574: Первый контакт отменяется
 
4Ноль кадров в секунду – 552: Семья в космосе
 
24Лазер-шоу «Три дебила» – 645: «Джокер: Безумие на двоих», «Веном 3», «Ужасающий», анонс «Джуманджи 3», бухтящий Тарантино
 
6ЕВА – 606: Что делать с миллионами
 
0Телеовощи – 573: Развитие в правильном направлении
Ещё

Самое обсуждаемое за неделю

Все Кино Сериалы Игры Аниме Комиксы

Новые комментарии

Популярные трейлеры

Все Кино Сериалы Игры Аниме