Из долгостроев редко получается что-нибудь хорошее – это известное правило с редкими, как мамонты в степи, исключениями. «Вий», увы, ни разу не особенный случай, а наглядное (и очень неприглядное) подтверждение общей тенденции.
Можно бесконечно рассуждать на тему того, чем создатели занимались в течение семи лет. Скорее всего, плотно возлиялись «Хортицей» (product placement!), пересматривали лучшие картины Гильермо Дель Торо, Кристофа Ганса и Тима Бёртона, а также фантазировали на тему противоестественных сексуальных актов с творчеством Гоголя (а возможно, и с трупом самого Николая Васильевича).
Впрочем, сегодняшний «Вий» к классической литературе имеет крайне опосредованное отношение. Недаром имена известных режиссёров перечислены абзацем выше: в фильме из всех щелей лезут бесстыдные заимствования как сюжетного, так и стилистического характера. Монстры словно выползли со страниц отклонённых черновиков, нарисованных перед съёмками «Лабиринта Фавна» и «Хеллбоя-2»; персонаж Джейсона Флеминга списан с героя Джонни Деппа из «Сонной лощины»; ну а сама история существует лишь благодаря тому, что кое-кто посмотрел «Братство волка».
Факт компиляции материалов из хороших источников – штука не зазорная. Другое дело – продемонстрированный исполнительский талант. Главная проблема «Вия» заключается в том, что вся картина являет собой какой-то неоднородный винегрет. Простой сюжет растянут на два с лишним часа и содержит массу ненужных сцен и диалогов. Динамика ужасно хромает: минут пять мы наслаждаемся (ну, как бы) относительно интересным эпизодом, а затем полчаса наблюдаем за невнятно мычащими в усы мужиками и бессмысленной суетой. За историей вообще следить не хочется, и уж тем более неохота распутывать мотивацию персонажей – хотя наверняка при желании можно придумать множество каверзных вопросов.
Вдобавок хочется упомянуть известный приём «Приключения благородного иностранца в дикой славянской деревне». Ну да, мы в курсе, что английские джентльмены сильно контрастируют с неотёсанными казаками и что культурные различия можно забавно обыгрывать. Только, бля, «Вий» – это всё-таки не комедия (хотя в отдельных совсем уж выбивающихся сценах – почти что), а показанные смехуёчки и дурацкий акцент Флеминга только раздражают и окончательно сбивают остатки настроя.
Ну и уже порядком надоел упор на то, что русские/украинцы – грязные варвары-алкоголики, особенно на фоне гостей с благополучного Запада. Хуже того, персонажи-иностранцы застали неприятный этап коллизии отечественной государственности с духовностью: местный патриарх решил свергнуть действующую светскую власть. Никакой соборности!
Жанровая идентификация расплывчата. Забавно наблюдать, как штормило создателей: «Вий» из страшного ужастика сначала превращался (нет, «мутировал» – более удачное слово) в как бы мистику, а закончил и вовсе приключенческим фэнтези. Подобные метаморфозы нисколько не способствуют целостности произведения.
Неоднородность ленты касается и визуальных качеств. Иногда выглядит очень достойно – нормальный уровень европейского кинематографа. Чаще – просто ужасно. Вульгарное использование 3D с летящими прямо в лицо зрителям саблями, осколками и прочим говном – разумеется, на месте.
Окончательное впечатление портит финальный эпизод. Авторы сюжета вроде бы всё объяснили, а потом сами же своему фильму насрали в рот.
Ну сколько можно, господа?
Авторизируйтесь, чтобы оставлять комментарии: