КГ-Подкаст: Больше, длиннее и без купюр
«Чаки» зарезали на третьем сезоне Тактикульный геймплей GreedFall II: The Dying World Рэйф Файнс в центре церковных интриг в трейлере нового фильма Эдварда Бергера «Конклав» Непобедимые галлы Астерикс и Обеликс вернутся с новой историей

Особо опасен

Wanted

Вот это мужик!

Для некоторых это может оказаться открытием, но чтобы исполнить заветную мечту многих отечественных режиссёров — завоевать Голливуд − совсем не обязательно бить себя всеми конечностями грудь, вопить на весь честной народ о своей гениальности и объявлять себя реинкарнацией Кубрика, Спилберга и далее по списку. На кого-то подобная клоунада, конечно, может произвести впечатление, но уж точно не на заморских продюсеров, которые многое видали и многих посылали. Кубрик, говоришь? Ну, сними нам «Цельнометаллическую оболочку». Спилберг, да? Покажи своё «Особое мнение», там и поговорим. Нет ни того, ни другого, а есть только неуёмная страсть к самовосхвалению? Всего хорошего и спасибо за рыбу.

На самом-то деле добиться приглашения поработать с голливудскими бюджетами и голливудскими звёздами очень просто — надо всего лишь уметь снимать хорошее кино, демонстрировать заметный невооружённым глазом творческий рост от фильма к фильму и, наверное, обладать живым и свежим (а иногда — явно перепившим энергетиков) воображением. Любопытно: если рецепт успеха так прост и понятен — почему наше многострадальное киноотечество до сих пор буквально ломится от криворуких и бесталанных личностей? Вопрос риторический, не обязательно на него отвечать.

У Тимура Бекмамбетова — одного из немногих отечественных режиссёров, которому в Голливуде вместо «Мы вам перезвоним» сказали «Мы с вами сработаемся» — с вышеописанным багажом необходимых качеств никаких проблем не наблюдается. Достойная фильмография — налицо, прогресс — безусловен («Дневной дозор» лучше «Ночного», а «Ирония судьбы» лучше их обоих), а о воображении лучше всех отозвался Джеймс Макавой, прилюдно и очень уважительно назвавший режиссёра «безумным злым гением». Людей, которые не могут придумать ничего лучше бесконечного и вечно неуместного слоу-мо, такими эпитетами обычно не награждают, верно?

В общем, не стоит удивляться тому, что не самая глупая на свете студия Universal Pictures выделила Тимуру на съемки его первого зарубежного фильма девятизначную сумму и предоставила практически полную свободу действий — корча изумлённые физиономии по поводу и без, можно и за дурака прокатить. Лучше уж задаться вопросом (уже не риторическим): удалось ли режиссёру трёх русских убер-блокбастеров, раз за разом разрывавших отечественный бокс-офис на клочки, освоить такой, скажем прямо, непривычный бюджет?

О, да. Ещё и как «да»!

Первая же экшен-сцена «Особо опасного» (открывающая, разминочная, обещающая, что дальше будет только круче) запросто могла бы украсить финал какого-нибудь фильма попроще, причём подавляющее большинство зрителей наверняка выразило бы такой концовке своё решительное «Одобрямс!». И то верно — красивая, замечательно и изобретательно снятая перестрелка с неожиданным поворотом событий ближе к концу — что ещё нужно от хорошего боевика?

Шутка, однако, в том, что на протяжении последующих ста минут Бекмамбетов каким-то непостижимым образом умудряется всё наращивать и наращивать темп повествования, одновременно повышая градус экшена — видимо, хорошо помнит древнерусскую мудрость о недопустимости его, градуса понижения. За перестрелкой на крыше несётся автомобильная погоня, за ней печатает шаг очень грамотно выстроенный и показанный процесс «возмужания» главного героя, следом на всех парах летит крушение поезда — плюс, разумеется, всевозможные экшен-миниатюры, двигающие сюжет, но не забывающие развлекать и без того отнюдь не скучающего зрителя.

И хотя все без исключения сцены перестрелок, драк, прыжков, гонок и даже полётов выглядят в «Особо опасном» так, что обзавидуется большинство даже голливудских экшен-гуру, не говоря уже об отечественных, из которых на что-то подобное способны лишь считанные единицы, подготовить зрителя к тому безумию, что учиняет герой Джеймса Макавоя ближе к концу, они всё-таки не могут.

«Пробежка» по одному немаленькому помещению, заполненному кучей стреляющих, а точнее, отчаянно пытающихся стрелять в протагониста врагов — с неоднократной заменой своего оружия на оружие собственноручно пришитых засранцев, использованием одного из поверженных бедолаг в качестве щита и прочими непостижимыми фокусами — в общем, эта, блин, чёртова пробежка просто обязана войти в историю мирового кинематографа как одна из самых роскошных, крышесносящих, феерических экшен-сцен.

Серьёзно, такого пиршества для глаз и тех частей человеческого организма, что отвечают за выделение чистого адреналина, замешанного на восхищении, мы не видели, наверное, со времён «Эквилибриума» — ну, или любого другого фильма из числа тех, что заставляли вашу челюсть не то что с громким стуком упасть на пол, а пробить фундамент и пулей вылететь из-под земли на противоположной стороне нашего планетоида. Тут случай именно такой, потому что в то время как Макавой с перекошенным от ярости лицом поливает недругов свинцом, в вашей голове крутится лишь одна мысль: «Боже, боже, БОЖЕ, ЧТО ОН ТВОРИТ, ЧТО ТВОРИТ!!!» И даже не важно, кого вы при этом имеете в виду — главного героя фильма Уэсли Гибсона или режиссёра Тимура Бекмамбетова. От перестановки объектов восхищения итоговые ощущения, как известно, не меняются.

Словом, по части экшена дела в «Особо опасном» обстоят именно так — с более чем обоснованной претензией на попадание в пантеон лучших (уж по крайней мере — самых изобретательных) боевиков всех времён и народов. В принципе, на этом рецензию можно было бы и закончить, потому что любому уважающему себя кинолюбителю этой причины должно быть вполне достаточно для совершения стремительного рейда в ближайший (но обязательно — с большим экраном и мощным звуком) кинотеатр. Однако есть в фильме Тимура ещё как минимум три вещи, достойные искреннего восхищения — и не упомянуть о них было бы серьёзным преступлением против своей совести и банальной журналистской этики.

Как-то немного неожиданно (нет, мы, конечно, верили, надеялись и так далее, но всякое же бывает) выяснилось, что кроме закрученных пуль «Особо опасный» может предложить своим зрителям ничуть не менее закрученный, очень логичный и даже, не смейтесь, пожалуйста, правдоподобный сюжет.

Да, в нашем с вами мире пули летают строго по прямой, людей со сверхспособностями не существует, а ткацкие станки производят что угодно, кроме тканей, на которых можно прочитать имена неугодных Судьбе людей. Но если принять всё вышеописанное на веру, то история Уэсли Гибсона — заурядного клерка, который гнил на идиотской работе с идиотской начальницей в компании идиотского друга, а в итоге, пройдя экспресс-курс самопознания и самосовершенствования, превратился в настоящего хозяина своей жизни — более чем убедительна.

В этой истории нет никаких белых пятен, нет необоснованных и дурацких поступков — действия всех персонажей объяснимы и не выпадают из сюжетного контекста даже тогда, когда кажутся импульсивными. За каждым поступком стоят свои мотивы, своя логика, своя правда — и это, надо признать, очень сильно подкупает, ведь в популярных нынче комиксоэкранизациях логичность происходящего очень редко ставится во главу угла. Отключать критическое мышление во время просмотра очередного феерического блокбастера, конечно, очень приятно, но когда фильм мягко берёт твою уже поднесённую к тумблеру «Мозги Вкл./Выкл.» руку и отводит её в сторону, не остаётся ничего другого, кроме как с восторгом послушаться. Поверьте, думать на «Особо опасном» не возбраняется, а как раз наоборот.

С вменяемостью и убедительностью сюжета крепко-накрепко связана другая отличительная черта фильма — великолепная актёрская игра. Моргана Фримана и Анджелину Джоли хвалить как-то неудобно — товарищи проверенные, ни разу не подводившие, поэтому ничего, кроме высочайшего профессионализма, от них ждать и не стоило. Костя Хабенский тоже, конечно, молодцом, и хотя все мы понимали, что его роль будет исключительно скромной — он и тут смог блеснуть своей харизмой.

А вот Джеймс Макавой, который уже порадовал нас своим мастерством как минимум в «Искуплении», «Пенелопе» и «Джейн Остин», даже с таким неслабым портфолио умудрился приятно удивить, выдав на-гора безусловно лучшую игру в своей карьере — по крайней мере, на данный момент. Немного странно говорить о каких-то там вершинах актёрского мастерства применительно к боевику, но факт остаётся фактом: наблюдать за метаморфозами его персонажа — сущее удовольствие, граничащее с поклонением. Нет, правда, за одну только сцену «прощай, доставший офис» надо давать «Оскара» — до того разительно отличаются друг от друга два Уэсли Гибсона: до знакомства с Братством ткачей и после оного.

И какое же всё-таки невероятное, невиданное, сказочное счастье, что режиссёр смог убедить Universal Pictures как следует потратиться на нормальную локализацию «Особо опасного», да ещё и сам контролировал весь процесс! Страшно становится, когда думаешь, что сделали бы с этим фильмом наши головозадые толмачи-озвучатели, которым и авторская задумка не указ, и актёрская игра похер, и русский не родной, не говоря уже об английском.

К счастью, обошлось. А попутно появилось жгучее желание, чтобы именно так «обходилось» и дальше. Умом-то понятно, что таких локализаций как была одна на сотню (а то и на тысячу), так и будет, но сердцу не прикажешь.

Очень уж хочется вместо титров (и то если очень повезёт) видеть аккуратно вплетённые в фильм надписи на чистом русском, вместо корявых фраз, переведённых дай бог если первокурсником ИнЯза, а то и вообще электронным транслятором (серьёзно, иногда так и кажется), жадно вслушиваться в красивые и остроумные диалоги, а вместо убогого бормотания штатных «переозвучателей», которые своим неумением играть и принципиальным нежеланием следовать оригинальным интонациям заморских звёзд задрали уже буквально всех и каждого, — наслаждаться голосами настоящих актёров, которые в эту работу вкладывают всю душу.

Сергею Безрукову, который до того естественен, что многие теперь наверняка будут связывать его голос с внешностью Макавоя, обворожительной Галине Тюниной, Гоше Куценко, чьей фирменной хрипотцы очень мало, но она исключительно уместна, и всем остальным причастным к русскому звучанию «Особо опасного» товарищам — огромное сердечное спасибо. Порадовали — не то слово.

Ну а что говорить дирижёру этого симфонического оркестра — то бишь лично Тимуру Бекмамбетову — ей богу, сразу как-то и в голову даже не приходит. «Спасибо» — слишком банально. «Респект» — тоже не то. «Это пиздец!» — как-то совсем уже фамильярно, не находите? Хотя, безусловно, очень даже в тему.

А впрочем, есть всё-таки довольно точная, да ещё и уместная (цитата, как-никак) фраза: «Вот это мужик!»

И впрямь.

Обсуждение рецензии
806 комментариев
Поделиться:
Михаил Судаков
28 июня 2008

Нехуево 
Оценка автора
Кино
Читательский рейтинг
82%
Ваша оценка

Оценки авторов КГ

  • Юрий Лущинский«Кино»

Авторизируйтесь, чтобы оставлять комментарии:
 
Меню

Подкасты и стримы

Новые выпуски подкастов

 
0Ноль кадров в секунду
 
 
0Лазер-шоу «Три дебила» – 644: Документалка «Я расист?», «Замри», «Мужское слово», замена Джеки Чана, секс в кино и сериалах
 
3ЕВА – 605: Долой свободу, даёшь рабство!
 
9Телеовощи – 572: Срочно добавляйте феминизм
 
6Ноль кадров в секунду – 550: Приветы из прошлого
 
9Лазер-шоу «Три дебила» – 643: «Дикий робот», «Блуждающая тень», лучший сиквел «Гладиатор 2», «Чужой: Ромул» на VHS
 
21ЕВА – 604: Лучшие токсичные отношения
 
1Телеовощи – 571: Белок для роботов
 
2Ноль кадров в секунду – 549: Оживший Суп в большом городе
 
1Лазер-шоу «Три дебила» – 642: «Субстанция», «Затерянное место» Александра Ажа, «Домовёнок Кузя», экранизация мема «Ждун»
Ещё

Новые комментарии