Казалось бы, после военного эпизода грустнее быть уже не может.
«Может, ещё как может!» – криво усмехнулись сценаристы и занесли остро отточенные перья над бумагой. Ну или когтистые руки над клавиатурой. Словом, что-то зловещее над чем-то беззащитным.
– Моя репутация разрушена, а мой слуга подстрелен, сэр! (мистер Норрелл)
В нынешней серии чуть-чуть полегчало разве что леди Поул да Чилдермасу. Первая очутилась в дурдоме – но там делами заправляют наши старые знакомцы Сегундус с Хонифутом, они относятся к ней лучше, чем все остальные. А второй едва не умер от попавшей в него пули – но выжил же! Хм. Пожалуй, больше всего повезло даже не самому Чилдермасу, а его фанатам: персонажу досталось много экранного времени – и ох, хорош был, чертяка!
Впрочем, удачливость леди Поул и Чилдермаса всё-таки специфическая. Хотя Джентльмен переключил своё внимание на Арабеллу Стрендж, он даже не думает отпускать на волю предыдущую жертву, и ночи леди Поул по-прежнему проходят на изнуряющих проклятых балах в стране фейри. Ну а Чилдермас оказался под прицелом во второй раз за короткий срок, да и хозяин у него не то чтобы понимающий. Мало того, что мистер Норрелл категорически отказался отвечать на вопросы раненого Чилдермаса, – он вдобавок назвал своего верного слугу бесполезным. За то, что тот, такой-сякой, аж несколько дней провалялся в отключке после того, как геройски словил пулю, предназначавшуюся самому Норреллу. Воистину неблагодарность людская достойна скорби.
– Вы давно держите дом умалишённых?
– Нет. Леди Поул будет нашим первым… пациентом.
– Но вы врачи?
– Не в полном смысле этого слова.
(Стивен Блэк и Джон Сегундус)
Впрочем, Норрелла оперативно настигло воздаяние: ученик проявил «неблагодарность» по отношению к учителю, разгромил книгу про него в печати и бросил его. Ага, Джонатан Стрендж и мистер Норрелл теперь враги. Не из-за личной неприязни, а из-за непримиримых идейных разногласий. Это, кстати, стало одной из грустнейших сцен эпизода: как бы мы ни относились к Норреллу, его страх перед потерей единственного друга и возвращением в вечное одиночество, его попытки уговорить Стренджа (вместо того, чтобы угрожать по совету Ласселза, мистер Норрелл с растерянной улыбкой сулил Стренджу равноправное партнёрство и свободный доступ ко всем ранее сокрытым сокровищам библиотеки) не могли не тронуть.
– Но что произошло… по ту сторону зеркала?
– Я открыл Дороги Короля.
(офицер и Стрендж)
Драма также связана с семейством Стренджей, где случились и нежности, и ссора, и примирение, и решение уехать в родные края… Которому не суждено было сбыться из-за возвращения Наполеона. Стренджу приказали явиться на передовую в кратчайший срок.
Для пущего нагнетания обстановки титульному герою пришлось столкнуться с очернением его имени (пройдоха Дролайт вздумал заработать на Стрендже) и кознями Джентльмена, который едва не убил чужими руками английского короля. Да уж, повелитель фейри не мелочится.
– Я не вижу тебя, волшебник. Зато твоего спутника вижу очень отчётливо. (слепой безумный король)
Осторожно, сейчас будет очередной внеплановый выпуск нашей рубрики «Книга лучше!..»: приключение с королём в первоисточнике было гораздо забавнее и страшнее. Оно там вообще другое. Роман в целом подробнее и не оставляет столь гнетущего ощущения.
А в грядущих эпизодах на просвет в тучах мрачности можно даже не надеяться. Ватерлоо же. Реализация хитрого плана Джентльмена же.
– Я уверен, что читал о сильном интересе фейри к безумцам. (Джонатан Стрендж)
В экранизации бывают редкие юмористические проблески, например молчаливое сравнение Норреллом наград у себя и у Стренджа, явление Стренджа из зеркала, воинственный Хонифут с ружьём. Увы, они практически теряются на общем фоне. Пойдём-ка мы почитаем сборник рассказов «Дамы из Грейс-Адье и другие истории» – того же автора и в том же сеттинге. Стоило открыть в случайном месте и наугад ткнуть пальцем в случайную строку – и пожалуйста: «Помните, что магия идёт не только от головы, но и от сердца, и всё, что вы делаете, надлежит совершать с любовью, радостью или по зову праведного гнева». Оно как-то пооптимистичнее будет.
Авторизируйтесь, чтобы оставлять комментарии: