Кто-то однажды сравнил Death Note с романом «Преступление и наказание». Если в целом абстрагироваться от самой абсурдности сравнения классики литературы с аниме, то можно найти общую нить повествования, которая точнее всего передается словами "Тварь ли я дрожащая или право имею?"
Понятно, что будь главный герой дрожащей тварью, истории бы не случилось. Красавчик Ягами Лайт, себе на радость, нам на развлечение – не просто самый умный и талантливый ученик в Японии, убежденный в собственной исключительности благодаря окружению и семье. В добавок к сказанному, Лайту опротивел погрязший в грехах мир, а в скучающем мозгу наряду с обостренным чувством справедливости нарастает желание избавить людей от зла и страданий. Но, как сила человека бродит одними тропами с его же слабостью, так и благие намерения Лайта оказались его же ахиллесовой пятой. Именно к этому слабому месту ненавязчиво прикоснулась Тетрадь смерти, запустив тем самым в душе Лайта необратимый процесс, который люди нарекли гордым именем Кира.
Трудно сказать, как поступил бы на месте нашего героя кто-то другой, свались на его голову с неба подобная вещица. Темное начало, пожалуй, заложено в каждом из нас, другой вопрос – давать ли ему шансы на жизнь… Что мешало отказаться от Тетради, убедившись в её подлинности? Что вообще заставило испробовать её возможности? Лайт практически не сомневается — в его руках не очередное «письмо счастья», но, как ученые проводят опыты на лабораторных животных, так парень, эксперимента ради, вписывает в Тетрадь имя случайно попавшегося ему на глаза преступника. На первой отнятой жизни, которую Лайт едва ли считает за человеческую, он совсем даже не останавливается. Бог Смерти Рюк, осчастлививший героя своим присутствием, по сути, в пустую замечает, что Лайт далеко не избран вершить людские судьбы кем-то свыше. Просто так получилось, просто Щинигами заскучал.
Лайт либо не слышит проникновенную речь Рюка, либо не хочет слышать. Именно поэтому в роли человека, который сможет изменить испорченный грехами мир и стать его новым Богом, он не видит никого, кроме себя. А чем не лучшая кандидатура? Комплименты в свой адрес он слышит постоянно: гениален, талантлив, объект семейной гордости. У него, в конце концов, просто безупречная репутация – комар носу не подточит. С верой в собственные силы, правильность задуманного и, самое главное, непобедимость приобретенного оружия, Лайт — а точнее, уже Кира — принимается за создание мира без зла. Легко, с улыбкой на устах, будто вовсе играя. Но, к своему удивлению, Кира оказывается не единственным гениальным человеком в мире, и его одиночная игра довольно быстро превращается в шахматную партию.
Массовое вымирание преступников не остается незамеченным и явно будоражит умы общественности. Люди боготворят Киру, узрев в нем защитника слабых и справедливого судью, не подозревая, что с каждым новым шагом Кира карает не только злодеев, но и любого, осмелившегося помешать его планам. В свою очередь, стражи порядка во главе с раскрывшим множество мировых заговоров детективом, носящим короткий псевдоним L, видят в Кире лишь серийного убийцу.
Основная прелесть Death Note, безусловно, начинается с того момента, когда L и Кира клянутся найти друг друга и убить. Наблюдая за их мысленной борьбой, за логическими ходами, уловками и ошибками, понимаешь, что перед тобой – идеальные соперники, настолько непохожие внешне, насколько и достойные друг друга в обоюдной гениальности. Каждый упорно идет к своей цели, достижение которой для одного игрока будет означать поражение не только моральное: Кира исписывает всё новые страницы, а L пребывает на страже закона без возможности росчерком пера убрать всех подозреваемых. На протяжении показанной нам своеобразной войны не единожды посещает мысль, что, сложись обстоятельства иначе, эти двое вполне смогли бы стать настоящими друзьями. И хоть об этом, внимая неожиданным сюжетным поворотам, приходится периодически забывать, поднятую сознанием тему не торопишься закрывать даже после просмотра. Схватка двух умов становится еще интересней, когда их шахматная партия начинает подкидывать сюрпризы, то включая в действие других героев, то и вовсе приглашая к столу новичков, поведение которых оказывает существенное влияние на исход игры, и его, это поведение, порой затруднительно сконструировать даже Тетрадкой Смерти.
Авторам стоит сказать большое спасибо за то мастерство, с которым они изобразили персонажей и продумали детали сюжета. Ведь, смотря эпизод за эпизодом, болеешь буквально за обоих вундеркиндов. На какое-то время получается отвлечься от сути поступков Киры и с наслаждением наблюдать, как с помощью Тетради он путает следствие, не давая L возможности найти материальные доказательства собственным догадкам. Лайт как персонаж — прекрасен в своем леденящем спокойствии, которое он сохраняет, даже пребывая на грани раскрытия. L же восхитителен мощью своего мыслительного анализа и очарователен странностью повадок. Он, как простой человек, не идеален, стиль его работы порой вызывает недоумение коллег. Но это и привлекает. Главная задача L будто и не справедливость вернуть, а пазл сложить, деталь за деталью задавить противника.
- Сколько же там денег? Может, сто миллионов?- А сколько это в яблоках?(Мацуда и Рюк)
Возвращаясь к Кире: откровенный негатив к его методам, которые уже стали правилами, покидает зрителя очень ненадолго. Чем дальше, тем больше он разбрасывается жизнями людей, как ненужными пешками, меняясь сам и видоизменяя поставленную когда-то цель. Утопичный, но идейно привлекательный план создать мир, наполненный не запятнавшими свои руки в преступности людьми и справедливыми законами, отходит на второй план. Теперь главное – не проиграть, не дать непонимающим его людям себя поймать. А уж эта цель и подавно оправдывает любые средства.
Что же происходит? Почему такая благая задумка делает из выдающегося школьника всего-навсего идущего по головам убийцу? Просто, говоря словами мастера афоризма Леонида Сухорукова, на границе добра и зла нет таможни. Лайт эту границу свободно переступает, делит мир на белое и черное и свято верит, что очень просто раздать каждому по заслугам. Конечно, попадись Лайту в руки возможность поставить к стенке всех вершителей зла и, к примеру, АК-47, парень бы вряд ли решился самостоятельно разделаться с безнаказанной преступностью и установить свой порядок.
В том-то и прелесть Тетради Смерти. В том её же опасность. Оружие из мира Щинигами гораздо страшнее известных нам доселе, оно привлекает простотой своих обещаний, манит легкостью воплощения задуманного в жизнь. Лайта, однажды посчитавшего себя верховным судьей, в Киру превращает именно возможность избавляться от ненужных людей без личного присутствия, без испачканных в буквальном смысле рук, без созерцания умирающих лиц. Возможно, поэтому он видит в себе только Бога, взмахом руки раздающего наказания, но никак не преступника, которого совсем в другой истории рассмотрел в себе Родион Раскольников.
Наблюдать за этой жестокой игрой, происходящей, к счастью, всего лишь на экране – сплошное удовольствие. Главные герои настолько запоминаются и западают в душу, что, смотря очередной выпуск новостей, невольно думаешь: «Ох, нет на вас Лайта с тетрадкой! И L на вас, с его мозгами, тоже нет!». К счастью, Death Note предлагает не только этих двух безумно интересных персонажей — сериал ими буквально пестрит. И неважно, как долго мы наблюдаем за неким второстепенным героем — в течение нескольких эпизодов или считанных минут — над его судьбой и поступками хочется поразмыслить не меньше, чем над перипетиями борьбы Киры и L.
Как и над концовкой. Создатели, всегда озвучивающие мысли героев, в финале своего творения отказались от подобной затеи. И правильно ведь сделали — пусть каждый останется со своим видением происходящего. Особо внимательным зрителям будет интересно понаблюдать за символами, как переходящими из серии и в серию, так и возникающими только пару раз, подумать над тем, что той или иной деталью хотели сказать авторы "Тетради". Самый первый опенинг так вообще в изобилии наполнен картинами, четко и ясно характеризующими основную идею и суть происходящего на экране.
Отдельного внимания удостаиваются озвучка и саундтрек. И пусть Амане Миса по большей части болтает одни глупости, но пока из её уст звучит голос Аи Хирано — слушать по уши влюбленную блондинку с хвостиками бесконечно приятно. Голоса всех сэйю, фантастически точно передающие эмоции и настроение героев, вкупе с великолепной инструментальной музыкой, сопровождающей эпизоды, рождают ту потрясающую, уникальную атмосферу, за которую Death Note невозможно не любить.
И, конечно, было бы чудовищной несправедливостью не написать пару строк о массовике-затейнике Рюке, который, подобно Лайту, скучающему в префектуре Канто, бездельничает себе в мире Богов Смерти, но ровно до тех пор, пока, забавы ради, не скидывает Тетрадь Смерти на землю бренную. Спасибо тебе, Рюк! Наблюдать за тем, как ты уплетаешь яблоки и явно наслаждаешься переполохом, устроенным в человеческом мире, действительно интересно, особенно, когда точно знаешь, что в отличие от многих героев, тебе как зрителю за это ничего не будет. Ну, кроме незабываемых впечатлений и острого желания смотреть еще и еще.
Мы победили скуку, верно, Рюк?
Авторизируйтесь, чтобы оставлять комментарии: