← Все рецензии | Об аниме | Видео / 2 | Кадры / 7 | Постеры | Разное / 3 | Фанарт |
Что значит быть героем? Это значит быть круче всех, во всём иметь успех. Героя обожают девушки, уважают мужчины, боятся враги. Герой побеждает могучих злодеев одной левой, он умнее всех, сильнее всех, привлекательнее всех. Именно так это работает в современном японском фэнтези, которое наводнило экраны бесконечными школьниками-попаданцами. И не только школьниками: также есть девочки-волшебницы, паучихи, слизь, скелеты-некроманты… Торгового автомата пока нет, но скорее всего, когда-нибудь экранизируют и это. Да, глаза вас не обманывают, «Я блуждаю по лабиринту, переродившись торговым автоматом» действительно реально существующее ранобэ. Так что же «Убийца гоблинов»? Рассказывает ли он историю о попаданце? Не рассказывает. Побеждает ли Убийца гоблинов могучих монстров одной левой? Нет. Он убивает гоблинов. Герой ли он?
Да, чёрт побери. Убийца гоблинов — герой, которого мы ждали уже очень и очень давно.
Дело в том, что «Убийца гоблинов» — это книга, которая бросает вызов всем трендам. Книгу, соответственно, экранизировали в формате аниме. Читателям и зрителям предлагаются два слоя повествования. Первый слой — игровой: по сюжету всё, что происходит в этом мире, является играми богов друг с другом в настольную ролевую игру. Второй слой повествования — непосредственно история персонажей, их переживания, рост, преодоления вызовов и так далее. В манге был опущен нарратив про богов и игральные кости, в аниме он есть. Местами герои прямо упоминают те или иные заклинания и удачные попадания. Местами зрители могут самостоятельно увидеть проверки навыков, очерёдность хода, знакомый перк. Для игрока в D&D либо другую подобную игру не является проблемой то, что эльф видит ту или иную ловушку, — если показатель пассивного восприятия у персонажа высок, то он замечает спрятанные вещи (и противников) по умолчанию, без броска. Игрок понимает, как жрица с завязанными глазами видит героев, — заклинания и способности вроде «Истинного зрения» для этого персонажа и в этой механике вполне уместны. Игроки поймут, почему герои не могут назвать имени монстра, — и посмеются над удачной шуткой. Но всё это сливки, детали, которые поддерживают и углубляют основную историю. Историю человека, который, не жалея себя, делает тяжёлую, опасную, малооплачиваемую и неблагодарную работу, изо дня в день рискуя жизнью ради людей, которые не способны себя защитить. Историю безымянного статиста, упорно идущего по своему пути, в то время как «настоящие» герои побеждают очередного эпического злодея. Историю безумца, посттравматический синдром которого практически разрушил его личность. Историю приключенца, который ставит во главу угла тщательную подготовку и неортодоксальные методы ведения боя против превосходящих сил противника.
Западная аудитория, надо сказать, оценила третью трактовку. «Убийцу гоблинов» немедленно окрестили фэнтезийной версией DOOM и подняли на вершину рейтингов. Так что же там всё-таки происходит?
Если просто, то «Убийца гоблинов» — это история о безымянном приключенце, который убивает гоблинов. За что и получил своё прозвище. После некоторых событий он формирует группу с молодой и неопытной жрицей, а затем получает сопартийцев из архетипичных приключенцев в лице эльфийки-рейнджера, гнома-шамана и ящерицы-жреца с упором на ближний бой. А дальше приключения, подземелья и драко… нет, не драконы — гоблины.
Гоблины и их жестокость стали фишкой серии. Гиперреализм и насилие первого эпизода призваны выбить зрителя из зоны комфорта и показать, что тут не шутки шутят. Где для игрока просто неудачные броски кубиков, там для персонажа трагедия и смерть. Особо ретивые поклонники возопили: «Почему в первой серии есть, а дальше нет?» Причин, на самом деле, две. Первая — потому что к автору книги пришёл редактор и сказал: «Ты молодец, но давай так больше не делать», и автор умерил накал страстей. Вторая причина художественная и имеет отношение больше к аниме и режиссуре — повторение не нужно. Зрителю показали один раз, что бывает, когда не готовишься к рейду (или когда тебе сильно не везёт). Нет смысла тратить драгоценное эфирное время на повторение того же самого. Вообще, аниме (наконец-то мы дошли до него) является превосходной адаптацией, одной из лучших. Сериал берёт всё, что было сделано в книгах и манге правильно, и переносит это на экран. А что в манге и книгах было сделано не очень — исправляет. Темп — это главное, и авторы аниме «Убийца гоблинов» сделали всё, чтобы повествование шло вперёд каждый эпизод, каждую минуту. Каждая новая серия расширяет и углубляет мир и характеры героев, представляет новых персонажей. Скорее всего, именно для этого порядок событий был изменён относительно книг и манги — чтобы мы встретили масштабную концовку с набором уже представленных второстепенных персонажей с понятной мотивацией. Возможно, такой подход не позволил закрыть сюжетную арку жрицы, но он закрыл сюжетную арку Убийцы гоблинов, которая в оригинале не была видна так явно. Авторы добавили своё видение, и это прекрасно, потому что другая форма повествования требует другого подхода. Покадровое копирование на экран книги или манги зачастую порождает чудовищ (как второй сезон «Повелителя»). «Убийцу гоблинов» в художественном плане отличает наличие довольно редкого на сегодняшний день качества — фантазии.
Получается весьма забавная ситуация: «Убийца гоблинов» берёт примитивнейший сюжет про чистку подземелий, набор безымянных персонажей и надоевший хуже горькой редьки игровой сеттинг, применяет ко всему этому фантазию — и получает конфетку. Сюжет внезапно приобретает трагизм древнегреческих масштабов, персонажи внезапно обретают интересную межличностную динамику, мир внезапно демонстрирует логичные социально-экономические взаимодействия и связи «причина — следствие». Даже фансервис тут сделан с фантазией. Фанаты сравнивают «Убийцу гоблинов» с DOOM? Фанаты получат свою порцию отсылок.
В своём стремлении быть противоположностью современному isekai «Убийца гоблинов» уменьшил количество японского культурного кода до мизерных значений. Кроме традиционной японской любви героев пожрать (при средневековой-то диете, ага) и поклонов тут и там, ничто глаз не режет. В данном аспекте «Убийца гоблинов» мягок и мультикультурен, потому что основан на западных играх. Гарем едва тянет на звание гарема, цундере едва тянет на звание цундере, и даже горячие, мать их, источники оставлены за кадром. Отношения «кохай — семпай» не бросаются в глаза, японский остракизм очень умерен и имеет логичное, работающее внутри выдуманного мира объяснение. Традиционное японское нажирание в говно показано как результат установленных взаимоотношений внутри команды и не так явно читается как «традиционное японское нажирание в говно», и даже вопросы сексуальности тут не имеют любимой нами (нет) топорности. Словом, недостатки оригинала исправлены, достоинства подчёркнуты — получилась экранизация, достойная палаты мер и весов.
Авторизируйтесь, чтобы оставлять комментарии: