КГ-Подкаст: Больше, длиннее и без купюр
Нео пробуждается в свежем трейлере «Матрицы: Воскрешения» Панин, Джигурда и ППС в трейлере чёрной комедии «Экипаж 314» Беременная Хлоя Морец бегает от восставших роботов в трейлере фильма «Мать/Андроид» «Мой мальчик вернулся!» — вышел ролик о создании спецэпизода «Вампиров средней полосы» Она возвращается! Вышел тизер четвёртого сезона «Удивительной миссис Мейзел»
7
ИГРЫ
2 666
 
Прямая ссылка на запись:

ГОСТы фантазии

Статья возникла во время написания рецензии на Ash of Gods: Redemption, сценарий которой собрал поразительное количество популярных сейчас фэнтези-штампов.

Но речь не об этой игре, она только повод поговорить о вторичности и подражательности в целом. А также о переменчивости вечных тем, мифах и котиках.

Странные вещи, вы знаете, я обнаружила. Клоны удачных творений, копирующие из них какие-то идеи, были всегда. Фанфики, продолжающие приключения полюбившихся героев, были всегда в той или иной форме, хотя бы в воображении читателей. Хорошо это или плохо — за рамками статьи. Скажем так — само их наличие неудивительно.

Удивительно другое. Нередко бывает, что авторы фанфика или клона старательно привносят в не похожее ни на что произведение распространённые штампы, заменяя ими подчас именно то свежее и необычное, что отличало оригинал от соседей по жанру, было его лицом, — своё лицо при этом не приобретая. Или, как минимум, оставляют костяк первоисточника, но стандартизируют второстепенное, но непривычное. Как будто стоит над ними Марьиванна с линейкой и строго требует: пиши сочинение по учебнику, нечего тут фантазировать! Чтоб все пункты мне были расписаны, и эльфы, и негры, и элементы выживатора, проверю.

Киса, зачем вам деньг… творческая свобода, у вас же нет фантазии?

Как пример интересен «воровской» цикл Пехова, благо это фанфик по игровой серии, по стелсам Thief. Но если в них Гаррет выходил на спасение мира через один из своих заказов (и продолжал их выполнять и зарабатывать бабло почти до титров, меркантильное создание), то Пехову понадобилось его выдернуть из привычной жизни и отправить в поход с кучкой сопартийцев, потому что «нормальный» автор фэнтези не мыслит сюжета без квестового похода за мироспасательным артефактом в какие-нибудь ебеня. И без гоблинов. Сеттингу ведь тоже досталось, ибо кому нужны непонятные попы-технократы и язычники, борьба прогресса с традицией? Идея не то чтобы свежая, но уж посвежее эльфов с гоблинами, на которых их всех заменили.

Читая, так и представляешь сцену с линейкой и издателем в роли училки. Уж больно похоже: иначе зачем брать необычный мир и превращать его в типичную фэнтезю, а главного героя насильно впихивать в шкуру обычного избранного? Кому нужен вор в роли чувака, бредущего куда-то по полям и лесам, где он имеет мало шансов проявить свой характер и даже классовые особенности? Но ведь не Пехов один такой, и не у всех этих деятелей есть даже издатели, боящиеся прогореть на непопулярном товаре. Кто мешает всем этим достойным джентльменам если и заимствовать, то нешаблонное, не лежащее на поверхности?

У Ash of Gods похожая история. Разработчики, взяв основу Banner Saga, убрали то, на чём держался её «симулятор принятия решений»: руководство караваном, распределение ресурсов… и заменили на РПГ-шную бродилку компании друзей по городам и весям, в которой выбора не то чтобы много. Ни сюжет, ни взаимоотношения персонажей ему не способствуют.

Ash of Gods финансировали через краудфандинг, над её командой с линейкой вроде бы никто не стоял. Более того, именно благодаря «Кикстартеру» появляются на свет самые необычные и даже экспериментальные проекты. И многое другое появляется, пусть и не столь необычное, но тоже имеющее мало шансов понравиться большому издателю. Почему, как и Пехов, создатели игры скопировали только более-менее привычное, непривычное выкинули, а лакуны заполнили шаблонами?

Так вот, о фантазии

(На всякий случай: и здесь, и далее я говорю про плохое фэнтези, а не про весь жанр махом. Про клише, примелькавшиеся в том числе и в играх, увы.)

Разумеется, штампов полно и в сай-фае, и в постапокалиптике. Но игра, из разбора которой выросла эта статья, — типичнейший сборник фэнтези-банальностей, она почти ни одной, кажется, не пропустила. Да и смешно, что любители жанра, в самом названии которого есть слово «фантазия», фантазировать как будто бы не очень любят. Не любят выходить за пределы собственного мирка, века, прочитанных книг и просмотренных фильмов… Стремаются погружаться в чужое мировосприятие, инокультурное, алиенское, боятся его. Нет-нет, давайте про нас, про современность и для современности, только с фаерболами, принцессами и прочим реквизитом… то есть антуражем. И с эльфами, конечно, все уже привыкли к эльфам, а погружение в чужие миры должно быть комфортным и если удивлять, то в меру.

Безусловно, авторы вольны выбирать какие угодно миры, темы и (да-да) стереотипы. Вопрос в другом: а выбирают ли они? Нет, никаких теорий заговоров с марьиваннами-издателями. Но любой воздушный замок построен из кирпичиков, которые в мозг поступают извне, с вами был Кэп Очевидность. И если под руку не попадается иного материала, кроме стереотипов, а глубже мало кто полезет копать, если есть представление о том, как должен выглядеть выбранный жанр и сеттинг… То через N повторений шаблон продуцируют уже потому, что все так делают, и хорошо, если продуцирующий в курсе, что по-другому — оно вообще бывает, но вот не факт. А каждая последующая ксерокопия бледнеет и теряет очертания до полной истёртости.

Кстати, это видно не только по сеттингам, но и по развитию персонажей. Поднимите руки, кого не бесил, ну например, штамп о том, что месть разрушает личность мстящего и нужно простить и отпустить? Притом что далеко не каждый может объяснить, а почему, собственно. Просто это неотъемлемая часть данного сюжета, и если сделать по-другому, вдруг автора засмеют и скажут, что он в психологии не рубит и жизни не знает? Итог — дидактическая хня, которая никого не убеждает, а тупо постулирует тезисы, хотя искусство должно заниматься обратным: проигрывать ситуации, давая каждому возможность сформулировать собственные выводы. Если, конечно, это не стишок про «что такое хорошо и что такое плохо» для самых маленьких, потому что только эта аудитория воспринимает лобовую агитацию.

Но разговор сейчас не о персонажах, а о мирах, в которых они живут, это был просто пример.

А потом — сжечь!

Как выглядит типичный нормальный фэнтези-сеттинг? Что популярно на этом шведском столе?

Во-первых, это, конечно, на самом деле постапокалипсис. Магия либо появилась в результате ядрёной войны, когда всё мутировало, либо это и не магия вовсе, просто тупые одичавшие потомки техногенной цивилизации принимают за волшебство чудом сохранившееся наследие древних. И если боги есть, можете держать пари, что они окажутся пришельцами с других планет или измерений, технически продвинутыми, само собой. Тогда и «магические» технологии могут быть их рук (или щупалец) делом. Впрочем, отказаться от такого оригинального хода, как скрытый постапокалипсис, очень трудно, поэтому некоторые авторы совмещают.

Во-вторых, если есть нечеловеческие расы, то списаны они у Толкиена или с DnD и, вероятно, переименованы. От Толкиена пошла и стандартная разбивка мира: добро на западе, зло на востоке, дикари на юге, на севере жизни нет. Высший пилотаж оригинальности — тот же набор с обратным знаком: орки — прогрессивные государственники, эльфы — мерзкие хиппари, моющие всем мозги своими лживыми ценностями.

В-третьих, сам мир — «фэнтезийное средневековье» с рыцарями, турнирами, безграмотным быдлом, чумой, кострами и с античностью в анамнезе. Поскольку многие считают Средними веками примерно всё от падения Римской империи до буржуазных революций, фэнтезийным средневековьем стал коктейль из того, что попало в промежуток, замороженный на века, а то и тысячелетия, потому что на кой миру дальше развиваться, создали сеттинг — и ладненько. С фоллаутоподобными постапокалипсисами, кстати, та же история.

Религия бывает строго двух видов: или сферическое язычество с магией, в котором боги безотказно выполняют любые капризы смертных (ну да, магия — это технология такая: провёл нужную последовательность действий — получил предсказуемый результат, какая ещё воля богов?), или матёрое католичество времён охоты на ведьм, с инквизицией, палачами и прочим стандартным набором, но без дамоклова меча Реформации над правящей церковью. Любая государственная захватившая власть религия просто обязана косить под католиков или, как минимум, походить на монотеизм, даже если богов в ней несколько. Колдуны и церковь, как повелось, ненавидят друг друга и считают идейными врагами, но одинаково пользуются в бою волшебством, отличающимся только названиями (в РПГ иначе никак — а то вдруг игроки-инквизиторы заскучают одними мечами махать? да и вообще не владеющая магией организация в таком мире очевидно неконкурентоспособна). Загнанные в подполье враги церкви имеют отчётливые признаки угнетаемых меньшинств. Привычный расклад: злые попы против добрых туземцев/язычников/геев/повстанцев и хрен знает кого ещё… но непременно добрых и правых! Особенно если они близки к природе. Особенно если ещё и эльфы. Древняя и мудрая раса просто обязана жить на деревьях и ненавидеть прогресс — на то она и мудрая.

О том, что увлечение природой и нелюбовь к прогрессу — чисто современная особенность, мало кто думает, создавая «жестокую отсталую средневековщину» и не парясь о том, как это скажется на мировоззрении её жителей. Перенос новых ценностей в седую древность не просто как авторская оценка, а как мнение персонажей, — популярнейший приём. И наплевать, что такие оригинальные идеи, как гуманизм, феминизм, атеизм и прочее наследие последних веков, не могут возникнуть просто так, как не может родиться квантовая теория света в голове того, кто живёт в лесу и молится колесу. Это ерунда, главное, что изнасилованные общечеловеческими ценностями герои враз становятся понятны и приятны зрителю.

Всегда умилительно, когда персонаж страдает от нестерпимости привычных ему окружающих реалий и мечтает о том, что в тех реалиях даже нафантазировать неоткуда. Вот и получаются крестьяне, отвергающие опиум для народа (кто-нибудь помнит эту цитату полностью и её контекст?), баронские дочки, доказывающие, что они не хуже мужиков, шлюхи, пытающиеся обаять потенциальных мужей хамством, стервозностью и непокорностью (как будто у них и так шансы не на нуле, чтобы их ещё уменьшать), и наёмные убийцы, размышляющие о ценности человеческой жизни, хотя в те времена, хоть V век бери, хоть XV, у кого она вообще была, идея, что ЛЮБАЯ человеческая жизнь сама по себе что-то значит и весит? Это не персонажи, авторы страдают от актуальных для себя проблем, это они сидят в границах своего мировоззрения настолько прочно, что аж собственным героям его приписывают.

Локи — инопланетянин, «Марвел» не даст соврать

Кто догадался, к чему дело идёт, молодец. Да, стереотипы берутся не с потолка. Во многом это общие места современности, идеи, которые интересны нам, европейцам на переломе XX-XXI веков, которые именно в наших умах возникают на автомате, стоит только начать думать об устройстве мира. Как в Средневековье рисовали иконы с Иисусом и апостолами в современных художнику и зрителям одеждах и интерьерах. Тут и страх уничтожения собственной цивилизации. И, если речь заходит о религии, дуализм добра и зла как двух равных противоборствующих сил, очень часто с добавлением третьей в форме чужеродного чудища из-за грани мира или некстати проснувшихся древних, против которой всем придётся объединиться (видимо, человечеству очень-очень нужно найти общего на весь земной шарик врага, а старые религии уже не убеждают). И многообразие стран и народов в рамках одного сеттинга и одной истории — глобализация, сэр. Современному человеку скажи «придумай сеттинг для сказки с магией и драконами» — он реально целую планету придумывать начнёт. Нам нужен мир, желательно весь. Мы слишком хорошо знаем, насколько он большой, мы слишком привыкли считать всю планету своим домом, в нашем мире нет места для белых пятен.

И рациональность, ещё одно наше всё. Ну не бывает богов и магии на самом деле! Нет, это всё технологии, инопланетяне и ZOG. В них проще поверить, понимаете? Всё, включая объяснения, должно лежать в пределах материального, любая мистика обоснуема наукой, а люди способны сами себя ухайдокать и уже делали это когда-то (пересчитайте по пальцам сеттинги, где НЕ заложен постапокалипсис в той или иной форме).

Кстати, нет ли здесь иллюзии контроля над судьбой человечества и природой? Раз мы всё способны загадить — то мы же любые катаклизмы можем и предотвратить. Человечество боится само себя и одновременно на себя надеется: только мы всемогущи, потому лучше сидеть смирно и не рыпаться, это уже гарантирует нашу безопасность. Никакие непредсказуемые силы природы с нами по вредоносности не сравнятся, и вообще она мудра, а значит, по сидящим смирно нам не жахнут внезапные астероиды, не переменится климат (если только сами люди атмосферу не испортят) и никакие цианобактерии не надышат в биосферу до полной её неузнаваемости…

У нас и эсхатология христианская. Мир сдох — пиздец котёнку, это в архаичном представлении о конце света есть надежда, поскольку жизнь циклична и, умерев, всё возродится вновь. Но раз уж история человечества линейна, её конец можно только оттягивать. И, между прочим, он куда страшнее. И не отсюда ли запрет на изменение мира для положительных героев? Я вот о чём: в отличие от «пути героя» мифов и сказок, описанного Кэмпбеллом и Проппом, норма для современных фантастических сюжетов с уклоном в героику — когда пытаются глобально что-то изменить злодеи, а положительные персонажи их пакости (конечно же, это всегда пакости!) предотвращают, сохраняя статус-кво, и если вдруг сами меняющий мир артефакт с «той стороны» принесут, то с пафосом его уничтожат, «чтобы не стало хуже».

Разумеется, нет вины людей в том, что они живут интересами своей эпохи и ищут ответы на вопросы, «витающие в воздухе», а не выкопанные из гор пыльных фолиантов. Более того, так и надо. Но мне смешно, когда каждый из тысячи изобретателей одного и того же сеттинга считает свои мысли удивительно свежими и оригинальными, не видя сходства с 999 предшествениками. И мне обидно, когда слепое следование за тем, что витает в воздухе, лишает автора львиной части инструментария и копаться в коллективном бессознательном своей эпохи он идёт вслепую, вооружившись первым попавшимся хламом, который подобрал на дороге, да ещё и думая, что никакие такие вопросы не трогает, а просто рассказывает сказочку о других мирах, он же не делает серьёзное лицо — значит, не трогает! Только вот деться от окружающей реальности со всеми её опасениями, надеждами и расхожими идейками, не понимая их, не проще, а сложнее. Она будет говорить за нас тем больше, чем меньше мы понимаем, что именно говорим и почему. И если вручить микрофон коллективным страхам и надеждам, они не скажут ничего нового.

Итак, автор несвободен от эпохи и диктуемых ею вопросов. Но одно это ещё не превращает его творение в сборник клише. Интерес к определённым темам понятен и закономерен (куда уж мы без апокалипсиса или, к примеру, без детей со сверхспособностями, спасающих взрослых) — но можно раскрыть тему талантливо и подать с неожиданной стороны, а можно пойти проторенной тропой и дойти туда же, куда все. Дьявол в деталях, а? И для того, чтобы создать своё, уникальное, иногда приходится и к истории, и к мифологии обратиться. Устройство мира по чужим лекалам, а не по тем, что первыми приходят в голову, — только кажется ограничением творческой свободы. На деле это способ взглянуть не своими глазами, встать с ног на голову… и увидеть другие ограничения, которых в себе и своей фантазии даже не замечаешь, настолько они стали привычными. Много ли вы знаете миров, где нет ни апокалипсиса в прошлом, ни откровенно католической инквизиции, ни мудрых природолюбов? И даже попытки охватить в сеттинге ВСЮ Землю, население целой фэнтезийной планеты во всём его многообразии, — и того нет?

«…но есть нюанс!»

Banner Saga удивляла именно этим: боги, магия и миф о рагнарёке сущестуют на самом деле? И это не одичавшие аборигены на руинах цивилизации типа нашей пытаются что-то обосновать, это и правда древние скандинавы, только фэнтезийные? А что, так можно было? Чем разочаровывает Ash of Gods тех, кто действительно мечтал о клоне «Саги»? Как ни смешно, тем, что это не клон. Что даже клон был бы оригинальнее того нового, что привнесли сценаристы «Пепла». Господствующие в их мозгах клише породили куда более заезженные сеттинг и сюжетные ходы.

Это действительно смешно: создавая игру «в духе», отшвырнуть тот самый «дух», подход к построению мира и истории — и кажется, даже не заметить подмены. А чё такого-то? Всё равно мир в разрухе, персонажи в дерьме, все куда-то идут и пытаются спастись, а в перспективе и остановить апокалипсис? Как говорил Чапаев Петьке в пошлом анекдоте: «И у тебя хер в жопе, и у меня хер в жопе, но есть нюанс!» «Пепел богов» — полностью дитя своего времени, а вот авторам «Саги о знамени» хватило… ума ли, таланта, начитанности или чего-то ещё — но хватило, чтобы заметить: кроме типичных для нашего времени представлений о мироздании, бывали у человечества и другие. И показать их, а не ограничиться пересказом событийного ряда скандинавских мифов, украсив его напрашивающимися исправлениями, естественными для нашей точки зрения и наших мозгов. Выше, приводя примеры штампов, я хотела донести простую мысль: реальность разнообразнее и удивительнее, чем пара десятков клише, кочующих из произведения в произведение. Из неё черпать и черпать, а много ли можно извлечь из стереотипов? Мировая история и мифология — это склад интереснейших идей и концепций, только руку протяни — и всё твоё! Имея доступ к информации со всего мира, глупо от неё отворачиваться и списывать у коллег. Пардон муа, но сценаристов в гугле забанили?

Надеюсь, никто не подумал, что «Да вы все сдираете друг у друга, фу такими быть!» — это и есть суть статьи? О, разумеется, плагиатить плохо, плохо… но, может, разберёмся, чем плохо-то? Мы не юристы в суде по защите авторских прав, и давайте начистоту: кого из игроков волнуют обворованные авторы какого-то там первоисточника? Что бы ни напоминала игра, клон она или не клон, как бы ни создавалась, важен результат: когда он хорош, никому нет дела, что и у кого ради этого списали. Наплевать, что Ash of Gods клон, как наплевать, что книжки Пехова — фанфики… если игра или книга действительно удались. Что при таком способе творения, вообще говоря, маловероятно.

Повторю сказанное в рецензии: в мире, созданном под определённую задачу, каждый камешек работает на историю, на раскрытие авторских идей. Сделанный только для того, чтобы действие не происходило в пустоте, мир-ширпотреб (в самом слове нет ничего оскорбительного, оно всего лишь означает товары широкого потребления) может вместить самые разные идеи и сюжеты, но делает это весьма условно. Как сказал кто-то в интернете, «если люди, которые прикрывают стыд, а есть люди, которые одеваются». Есть сеттинги, в которые сюжет одевают (хорошо или плохо — отдельный вопрос, но наряжают под определённое мероприятие, и то, что к лицу любовному роману, совсем не поможет автору антиутопии), а есть сеттинги, которые лишь прикрывают авторский стыд: нельзя же выйти на публику голым и пересказывать историю на пальцах и кубиках, нужно наполнить её контентом, пусть даже он сгенерирован из несовместимых кусков и напоминает «рыбу» для веб-сайтов. Главное, что не белый лист.

Беря чужой готовый мир — или смесь нескольких миров — «вдохновившийся» получает чёрный ящик, внутреннее устройство которого не знает и не контролирует. Тот как-то функционирует по законам, которые придумали и воплотили под свои нужды демиурги первоисточников, а компилятор может только наблюдать и пересказывать увиденное, как акын: вот сосна, ещё сосна, а потом ещё одна… Нежизнеспособные мирки, сшитые из несочетаемых времён и социумов, картонные персонажи с невозможными в их условиях характерами — а как иначе, если автор понятия не имеет, почему они такие, миры и характеры, и просто перепевает услышанный мотив на незнакомом языке, старательно повторяя непонятные звуки. Особенно если источники вдохновения и сами не Карузо, а такие же Рабиновичи, подслушавшие кого-то ещё. Особенно если цепочка настолько длинна, что давно превратилась в жанровое клише, ставшее для некоторых с какого-то перепугу законами жанра.

Котики на картинах шизофреника

Толкиен говорил, что легко придумать зелёное солнце, трудно создать мир, в котором оно естественно. Но многие авторы идут другим путём, спасительным для шитых белыми нитками миров: они загружают внимание пользователя большим количеством придумок-фишечек, за которыми, как за деревьями, не видно леса и хрен разберёшь, подходит ли тому лесу зелёное солнце. Ответ, думает игрок (а хоть бы и зритель, и читатель), наверняка скрыт в том, до чего я ещё не добрался… или что уже видел, но забыл, отвлёкшись на новое. Вал деталей призван вскружить (и закружить) голову: надо же, какая тут крутая проработка! Огромный мир с кучей мест и квестов, богатый лор, заботливо записанный в «кодексы» в дневнике, выбор в диалогах на каждом шагу! Но что-то у меня нет времени всё это изучать…

В современной жизни, перенасыщенной информацией, цыганский гипноз — самый безотказный метод работы с потребителем. Видели когда-нибудь, как гадают цыганки и продают барахло хорошо обученные распространители? Непрекращающийся быстрый поток слов, который невозможно успеть осмыслить ВЕСЬ, поэтому в какой-то момент соображалка у клиента отключается и он отдаётся потоку, перестав оценивать входящую информацию в принципе. Есть такая штука как рациональное невежество (здесь могла быть ссылка на википедию), когда стоимость самостоятельного изучения предмета перевешивает выгоду от продуманного решения, поэтому рациональным будет выбор вслепую: не анализировать, не вдумываться, просто принять как данность.

Рекламщики, ясное дело, этим пользуются, но ведь не они одни. Есть люди, которые искренне хотят быть оригинальными, но не знают другого способа, кроме как налепить филлерного контента поверх стандартной схемки, позаимствованной из того, что на слуху. Художники, кстати, этим страдают не меньше, чем сценаристы. В костюмах героев множатся мелкие детальки, ремешки и украшения, часто они асимметрично расположены на теле и держатся на честном слове. И речь не только о фансервисе. Одежда любых персонажей, бытовая, не парадная, богато детализирована и обвешана нефункциональными элементами, чтоб ясно было: художник не зря свой хлеб ел, он думал над образом! На самом деле он думал, скорее всего, только об уникальности внешнего вида. Всё сложнее выделиться из вала контента, генерируемого по всему миру, не правда ли? Вот и носят бедные персонажи то, в чём можно только позировать, а ступишь шаг — и посъезжает нафиг, и задолбаешься поправлять, особенно в бою… Но надо каждому из них создать ДИЗАЙН, для красоты пусть пострадают. «Считай, что сразу проигран бой, когда ты грозный, но некрасивый!» А в тексте стремление «украсить банальные фразы» и соригинальничать рождает безумные ляпы, на которые неспособны даже дислексики. Тот, кто считает свои задумки достойными воплощения и просто создаёт их, как умеет, — и пишет, и рисует… просто, не пытаясь украсить предполагаемые банальности лёгким флёром шизофазии. Этот флёр — как метка: вот автор, который считает свою фантазию скудной и стесняется этого.

В старину художники могли множеством мелких, но значимых деталей рассказать внимательному зрителю о событиях на картине куда больше, чем очевидно на первый беглый взгляд. Однако не превращали полотно в свалку мелочей, а объединяли их в одно целое, композицию, понятную, даже если не разглядывать детальки.

Вот этого умения и не хватает, увы, очень многим. Корзинка всякой всячины, от геймплея до идей, от концепт-артов до описаний деревенек на карте, есть, а композиция не получается. И это причина, по которой стоит забеспокоиться, увидев огромный мир с кучей локаций и квестов. Чем он обширнее, тем выше шансы, что разработчики с таким объёмом не справились, не свели воедино… а то и не ставили такую задачу. А без неё не очень-то помогает качество контента, рассыпанного по карте щедрой рукой, и даже самое аккуратное и заботливое наполнение побочных квестов и мест дизайнерами даёт тот же эффект, как если бы над ними поработал генератор: распыление внимания, усталость от десятков наигранных часов и непонимание, что я тут делаю и зачем? Но даёт и ощущение, что это со мной, игроком, что-то не так: квесты отличные, локации богатые, только почему-то лень продолжать, дел по горло, отложу-ка на потом. Никто в моей усталости, конечно же, не виноват, просто я слишком стар для игр-марафонов…

Сложилась парадоксальная ситуация: для развлечения уставшим от переизбытка информации на работе и на улице людям предлагается… опять набить голову кучей ненужных данных и утонуть в этой куче. Как такое возможно, почему изобилие не добивает их и они не уходят искать развлекуху попроще? Некоторые уходят, и правда. Остальным спешат на помощь шаблоны, за которые разум хватается, как за спасательный круг. Средневековье, говорите? Клон Banner Saga? Здесь есть персонаж, похожий на Шона Бина из «Игры престолов»? И не только персонаж, хм? Мозг достраивает картину из привычных ассоциаций, будто идя по невидимым ссылочкам, и игнорирует остальное, при таком способе обработки информации излишнее. Особое пролетарское чутьё фаната подсказывает, что всё неизвестное и непонятное можно смело пропускать — картинка в голове уже сформировалась, да и автор наверняка ничего нового в жанровые клише не внёс, а все украшательства у него чисто для понтов, разбираться в них ни к чему. И всем вроде хорошо: и автор показал себя головастым придумщиком больших и проработанных миров, не особо утруждаясь, и потребители в общих чертах что-то поняли, не потерявшись в ворохе блестяшек. Вот только…

Дело даже не в тех несчастных, которые не обзавелись столь могучими фильтрами на входящее и пытаются зачем-то всё понять. Они, разумеется, в пролёте и вообще родились не в ту эпоху. Но и те, кто способен легко отключить соображалку, заменив её поиском первого подходящего шаблона, становятся потребителями только определённого вида контента, глотая любую несуразицу от «своих» и считая её простой и ясной, но не дай им бог наткнуться на чужую и непривычную (впрочем, на то и жанры, чтобы этого конфуза не случилось). Для стороннего человека, не читавшего, например, ничего из фэнтези, не знающего, что такое техномагия, стимпанк или по какому ещё лекалу сработано данное произведение, порог для понимания как бы простого и расслабляющего — высочайший. Насколько я слышала, в фанфикшене та же картина: характеры персонажей и особенности мира не раскрываются, кто не читал первоисточник — сами виноваты. Возможно, это стихийное деление на «касты» по усвоению данных определённого вида — естественное развитие перегруженного информацией мира, но что-то меня такое развитие не радует…

Жаль, не место здесь для видео, в котором показывается изменение картин Луиса Уэйна, художника, заболевшего шизофренией. Там очень наглядно прослеживается, как с течением болезни его коты всё больше забиваются мелкими деталями и узорами до полной потери очертаний и превращения в пёстрое ничего. Но художник был болен, он мир таким видел. Удивительно, когда здоровые люди из каких-то соображений (а то и без них, оно само) приходят едва ли не к тому же самому.

Комментарии (7)
Авторизируйтесь, чтобы оставлять комментарии:
 
Меню

Подкасты и стримы

Новые выпуски подкастов

 
1Лазер-шоу «Три дебила» – 492: «Обитель зла: Раккун-Сити», Киркоров и монашки-лесбиянки
 
16Ноль кадров в секунду – 397: Не показывай своего Вескера
 
8ЕВА
 
 
20Телеовощи – 420: Ваше единственное развлечение
 
0Ноль кадров в секунду
 
Ещё

Новые комментарии