← Все рецензии | Об игре | Видео / 1 | Кадры / 9 | Постеры / 1 | Разное | Фанарт |
«Martha is Dead грустно начинается, страшно продолжается и трагично заканчивается», — хотелось бы сказать, но это будет не совсем правдой. Всё вышеперечисленное в игре, кажется, присутствует, но не на тех местах и открытое для интерпретаций. Сложносочинённая вышла история, наполненная туманом в прямом и переносном смысле. Через её дебри довольно неприятно, но интересно пробираться, однако делать это следует строго не на консолях Sony.
Серьёзно, обходите эти версии стороной. В предрелизной PS4-версии глюки (особенно с освещением) давали такого жару, что иной раз хотелось просто лезть на стену (мало кому захочется зайти в лес днём и оказаться в кромешной темноте, где можно двигаться только на ощупь). И да, патч первого дня многое исправил, но освещение просто сделали глобальным, так что теперь везде просто темновато, но всё видно, а атмосфера обиженно уходит в угол. Не станем утверждать, впрочем, что подобного нет на других платформах. Но там точно нет другого: навязанной Sony цензуры. Только в версиях для PS вначале вешается аж три предупреждения, убирается интерактивность у сцен, а один момент и вовсе беспощадно вырезан: упоминания о мастурбации в словесной форме цензоры Sony вынести не смогли. Ну да с предупреждением покончено, давайте поговорим о самой игре.
История «Марты» разворачивается в 1944 году в Италии, поэтому изначально выбрано итальянское озвучание. Никто не мешает выбрать английскую речь, но не стоит: шарм уйдёт. И хотя вокруг война, поначалу она практически не касается главной героини Джулии, у которой хватает собственных переживаний из-за сестры, умершей при загадочных обстоятельствах. Проблема в том, что Джулия очень скоро начинает вести себя неадекватно. Ей повсюду мерещится призрак Марты и снятся жуткие кошмары, а игроки вместе с ней постепенно погружаются в пучину безумия, где уже непонятно ни что случилось, ни кто убийца, ни была ли вообще Марта. А ну как не было не Марты, а самой Джулии?.. И кто же тогда умер?
Верным спутником героини становится фотоаппарат, подаренный отцом. Она повсюду носит его с собой и фотографирует всё подряд. Потом ещё и проявляет снимки в специальной комнате в подвале дома: никакого хардкора эти действия не предполагают, но парочку манипуляций всё равно осуществить придётся. Некоторые фото обязательны для прохождения, другие можно сделать просто для себя или чтобы послушать реплику Джулии.
Очень скоро обнаруживается куча других приспособлений: тут вам и штатив, и широкий объектив, и макролинза, несколько видов фильтров и плёнка разной степени фоточувствительности, только всё это богатство для прохождения не особо нужно. Разве что придётся сделать пару снимков со специальным фильтром для запечатления «духов», остальное необязательно. В Martha is Dead вообще много добровольных моментов: можно каждое утро читать газету или раскладывать карты таро, а можно и стабильно игнорировать эти занятия. Более того, в истории есть большая линия с партизанами, которую тоже позволяется закончить в самом начале или вообще не влезать в неё, но тогда будут пропущены жуткие кадры, а также упражнения с «морзянкой» и секретными кодами.
Меж тем Martha is Dead сильно похожа на квесты старой формации типа Titanic: Adventure Out of Time, вышедшей аж в 1996 году. Там герой тоже мог проявлять фотографии и посылать сообщения азбукой Морзе, только подсказок у него особых не было. Здесь они есть (при желании можно отключить), и порой это очень полезно. Конечно, надпись слева вверху возникает по любому поводу и заботливо сообщает очевидные вещи (оказывается, чтобы полить цветы, нужна лейка, желательно с водой!). Но в то же время правильно ответить партизанам смогут отнюдь не все, и тут помощь пригодится. Вообще, история построена на переживаниях Джулии, из которых обычно понятно, что нужно делать в тот или иной момент. Но как и полагается квесту (пусть и с элементами симулятора ходьбы и боди-хоррора), не всегда понятно, как именно это реализовать в рамках логики авторов — так что необязательная возможность получить помощь идёт игре лишь на пользу.
Тем временем жуть постепенно пробирается в жизнь героини, и вот она уже в страшном сне срезает лицо собственной сестры и прикладывает вместо своего, а потом и вовсе проводит вскрытие кустарными методами. При этом Martha is Dead не пытается втыкать за каждым углом выскакивающую страшилку. Скорее уж наоборот: чем дальше, тем спокойнее подаётся происходящее, и оттого становится по-настоящему жутко. Пока Джулия (Марта?) пытается разобраться в себе, на фоне продолжается война, изредка пролетают самолёты, в газетах пишут про покушение на Гитлера, а в местных лесах гоняют партизан, с одним из которых Марту (Джулию?) связывают романтические чувства. Поначалу незаметная война вдруг вторгается в повествование, внутренние переживания накладываются на внешние, всё переплетается в тугой клубок — и уже совершенно непонятно, где правда, а где сон больного разума. Расследование смерти сестры, поиск улик, проявка фотографий — всё это не столько раскрывает правду, сколько запутывает окончательно, а самой жуткой сценой в итоге оказывается эпизод, в котором героиня планомерно расправляется с одной из своих марионеток…
Жуткая получилась игра у LKA Games. Запутанная, не боящаяся крови, расчленения и страданий. История, после которой нарочито кровавые трэшевые игры выглядят детсадовскими утренниками. Martha is Dead аллегорически поднимает страшные вопросы и жёстко, с кровавыми подробностями показывает, как может быть. Но при этом она не забивает крышку гроба, а указывает на то, что сейчас таким людям могут и должны помогать специальные учреждения.
Авторизируйтесь, чтобы оставлять комментарии: