← Все рецензии | Об игре | Видео / 3 | Кадры / 6 | Постеры / 2 | Разное | Фанарт |
Очередной метроидванией сегодня никого не удивишь. А это значит, что с каждым годом опытным игрокам и фанатам всё труднее находить игры этого жанра, которые смогли бы хоть как-то их расшевелить. Но квестоделы из The Game Kitchen умудрились совершить чудо чуть ли не божественного толка: понадобилось всего лишь создать красивый нелинейный экшен-платформер Blasphemous в антураже мрачного и жестокого христианства.
Получилось так здорово (хоть и не без недостатков, о которых можно снять двухчасовое видео), что игра обрела армию фанатов ещё до релиза в 2019 году. При этом создатели не почивали на лаврах: год годом они улучшали Blasphemous не только последующими «заплатками», но и бесплатными дополнениями, давая поклонникам ещё раз вернуться в кровавый мир Кастодии.
Но рано или поздно приходит пора двигаться дальше. Недалеко, впрочем. «Тех же щей, да погуще», «работа над ошибками» и «не ломать то, что работало» — видимо, это были те три молитвы, которые разработчики ежедневно повторяли во время создания сиквела. Шах и мат, атеисты, получилось.
Подача сюжета в Blasphemous 2 выполнена по учебнику дарскоулсоведения: опять произошло кое-что важное, поэтому герой-болванка Кающийся (до сих пор безымянный и не имеющий никаких признаков личности) обязан бросить вызов фальшивому идолу. NPC, знающие о происходящем поболее игрока, загадочные описания к предметам из инвентаря и нагнетание интриги прилагаются, равно как и тонкие отсылки к истории и религиозным легендам родного города разработчиков Севильи в Испании. Другими словами: ни черта непонятно, но интересно! Наверняка потом на YouTube появятся многочасовые видео на тему «что же тут на самом деле происходит». Однофамилец одного японского аниматора был бы доволен.
Не посрамили его последователи и в плане художественной составляющей: Blasphemous 2 ничуть не утратила в своей двухмерной картинке по сравнению с предшественницей. Локации красивы и уместно перетекают одна в другую, создавая ощущение единого целостного мира. При этом они полны необходимых деталей и кажутся живыми благодаря работе аниматоров. Жестокость тоже никуда не делась — здесь создатели опять разбудили в себе внутренних инквизиторов, поэтому игра не стесняется смаковать смерти и добивания.
Геймплей Blasphemous 2 тоже не отступил от канонов первой части: бегаем по открытому миру, исследуем все его закоулки, выполняем побочные квесты, вступаем в схватки со всяким, кто мешает творить праведное дело. Многие «комнаты» хранят в себе секрет, будь то артефакт, полезный апгрейд, квестовый предмет, проход в новую локацию или срез-переход на ранее посещённые места. Сиквел стал ещё ближе именно к метроидваниям — время от времени игрок обязан получать новые способности для дальнейшего продвижения. Поэтому точек сохранений в виде святилищ и телепортов стало заметно больше.
При этом Кающемуся уже через 10–15 минут после начала нового путешествия дают возможность возвращаться в центральный хаб как по желанию, так и возле любого чекпоинта, а потом к этому прибавляется телепортация при помощи алтарей. Всё ради одной цели — не давать игроку страдать от лишнего бэктрекинга, а то ведь мир здесь реально большой. В связи с чем дополнительно радует, что карту в игре тоже улучшили, дав возможность ставить собственные метки, а также показывая следующий важный пункт назначения.
Местами кривой платформинг был одной из самых главных претензий игроков и фанатов, игравших в первую часть на релизе. За прошедшее время разработчики всё-таки учли критику, так что теперь можно не бояться тех же шипов — попадание на них больше не карается мгновенной смертью. Более того, за потерю здоровья на них ещё и награждают, но узнавать детали этой забавной особенности лучше самостоятельно, так что двинемся дальше.
Самые кардинальные изменения получила боевая система: теперь вместо одного меча Mea Culpa арсенал героя состоит из нескольких смертельных инструментов для отправки в загробную жизнь. Это сбалансированная в скорости и силе сабля Руэго-аль-Альба, очень больно бьющее миазмами медленное кадило Вередикто, а также молниеносные (в прямом смысле) двойные рапиры Сармьенто и Сентелла для быстрого затыкивания. Каждое из этих оружий бьёт и управляется по-разному, поэтому переключаться между ними на лету придётся часто… хотя тут уж как кому захочется.
Прокачка оружия и приобретение новых приёмов теперь не зависят от количества доступных слёз-денег, для этого придумана отдельная «валюта». Увеличивать её количество легко — убивая врагов. Никуда не делась и магия, призванная помочь в битвах с особо сложными, толстыми и упрямыми вероотступниками.
Самих противников много, причём их большая часть — абсолютно новые. И, как всегда, у каждого из них свои паттерны: кто-то любит стрелять молнией издалека, кому-то нравится плеваться огнём, а третий так вообще обожает сопровождать болью близкие физические контакты с Кающимся. Но блок, зажатый вовремя, или уничтоженный снаряд помогают уровнять шансы в несправедливой борьбе. Как и улучшение некоторых отдельных характеристик Кающегося при помощи бусин розария и специальных статуэток на алтаре. При правильном расположении последних на протагониста накладываются дополнительные полезные эффекты.
Оригинальная Blasphemous принадлежала к лику тех подражателей Dark Souls, которые не назовёшь особо сложными. Непростыми? Да. Хардкорными и требующими знания специфических штук наподобие фреймдаты? Едва ли. Баланс лёгкого и сложного пытаются сохранять и в сиквеле, но получается не то чтобы идеально. Иногда сочетание врагов кажется непродуманно жестоким, а оппоненты загоняют игрока в угол и добивают там буквально за пару секунд. Выкрутиться можно, но лишь ценой части здоровья из-за самого контакта с недругом — не самая увлекательная перспектива, но ведь и помирать не хочется…
…а придётся, и не так уж редко. И после смерти играющий будет всё также воскресать у последнего сохранения с полным здоровьем, но платой за поражение теперь становится урезание полоски маны, восстановить которую можно только двумя способами. Первый — это подобрать труп с места своей гибели, а второй — исповедоваться у специального NPC. Похоже на лишнюю поблажку? Нет, ведь после определённого количества смертей подбор собственных окоченелых тел… перестаёт работать, вынуждая использовать второй вариант. Такое решение разработчиков поначалу кажется странным, но не переживайте: в итоге игра приводит весомый аргумент в свою пользу.
Ну и последнее: боссы. Они всё ещё здорово выглядят и даже заставляют руки на геймпаде вспотеть от напряжения, но всё равно эти супостаты (кроме финального) не ощущаются явной угрозой для нервов игрока. Да и фантазия художников с аниматорами, кажется, поутихла в этой сфере по сравнению с первой частью — ни тебе запоминающегося внешнего вида у большинства важных плохишей, ни особых геймплейных ситуаций во время поединка вы в большинстве стычек не увидите.
Перевешивают ли эти грехи все многочисленные достоинства Blasphemous 2? Ещё чего. Перед нами сиквел успешной игры, который умудряется намного превзойти оригинал и даже затмить его. После такого не грех поверить в высшие силы!
Авторизируйтесь, чтобы оставлять комментарии: