Мы на «КГ-Портале» давно и с уважением относимся к работам Polygon Pictures — аниме-студии, специализирующейся на создании CG-анимации. И причина кроется, что уж греха таить, не в навыках её тружеников — 3D-модельки и их анимация у студии стабильно отстают от конкурентов. Но у кого-то в ней явно есть вкус на хорошую фантастику, а потому ребята успели и один из лучших сериалов по «Трансформерам» сделать («Трансформеры: Война за Кибертрон»), и поработать над экранизациями трудов Цутому Нихея («Блейм!» и «Рыцари „Сидонии“»). Они же подарили нам и замечательное, на редкость небанальное аниме «Адзин: Получеловек» — брутальный боевик от людей, явно имеющих какое-никакое представление о тактиках ведения боя и достойно продумавших влияние на эти тактики таких занятных вещей, как бессмертие некоторых участников событий.
Сразу было очевидно, что многие достоинства аниме перекочевали туда напрямую из первоисточника — манги, изданной в России под названием «Нелюдь». Но удалось ли Polygon Pictures преумножить плюсы оригинала, как это вышло с «Рыцарями „Сидонии“», или же манга, которую создал Гамон Сакурай, во всём превосходит экранизацию?..
Ну, во всём — это, конечно, слишком категоричное заявление, которое не бывает верным почти никогда, всё-таки звук, цвет и движение практически гарантированно привносят в произведение достойные внимания нотки. Собственно, экшен-сцены с участием Сато в аниме настолько прекрасны, что их стоит показывать даже обычным любителям боевиков в отрыве от аниме, чтобы знали, насколько зрелищной и продуманной может быть перестрелка с участием бессмертных, если ставят её серьёзные люди, а не безмозглые бездари с Шарлиз Терон во главе. И они в аниме лучше, чем в манге — просто потому что при правильной постановке без лишней тряски и монтажных склеек такое в движении смотрится и понятнее, и круче.
Но на этом доводы в пользу аниме, если честно, заканчиваются. Манга «Нелюдь» просто-напросто отлично нарисована — и посредственные CG-модельки от Polygon Pictures заметно проигрывают первоисточнику и по эмоциональности, и по красоте. Более того, авторы сериала сознательно замылили и снизили яркость картинки — эта дурацкая особенность сохранилась даже в издании на Blu-ray, от чего и без того средний по визуалу сериал выглядит хуже, чем мог бы. А манга откровенно впечатляет даже во время экшена: да, в движении тот смотрится лучше, но Гамон Сакурай умудрился передать всю тактичность, скорость и жестокость придуманных им схваток, несмотря на ограничения статичного формата избранного медиа.
Ну ладно, с визуалом всё понятно — давайте лучше переключимся на сюжет. Благо «Нелюдь» с самого начала рассказывает небанальную, увлекательную фантастическую историю. Автор рисует копию нашего мира, где в определённый момент среди людей начали появляться бессмертные. И не простые бессмертные: их лечащая любые повреждения регенерация включается только после смерти. Другая их особенность — возможность призывать и контролировать (при должной тренировке) странных монстров, сотканных из невидимых частиц. Правительства бессмертных пытаются ловить и изучать, корпорации — использовать в качестве подопытных кроликов, а простые люди — просто поймать ради награды (которой может и не быть, но слухи ведь врать не стали бы!..). В такой ситуации неудивительно, что бессмертные начинают сбиваться в группы и сражаться за свои права, но так уж вышло, что в местной Японии во главе поднятого кипиша оказался не благородный активист, а... Сато.
Такое случается далеко не каждый день, но иногда на свет всё-таки рождаются гениальные персонажи. Такие, как Камина. Или Лелуш. Или Джокер. Такие, подобные которым уже появлялись и появляться будут, но которые всё равно резко выделяются на фоне любых потенциальных товарищей уникальной харизмой, идеально совпавшей комбинацией дизайна, характера и поведения. Такие, что могут в одиночку вытащить на себе произведение.
Сато — из таких. Милый улыбчивый дядька по прозвищу Кепка. Он же — один из самых опытных спецназовцев мира. Он же — ужасный манипулятор, беззастенчиво притворяющийся добряком перед потенциально полезными ему людьми, не переставая готовить планы по жесткому и кровавому слому их психики. Он же — заядлый геймер, которого реальность начинает увлекать только в моменты, когда она превращается в особо хардкорный шутер. Он же — банальный социопат, лишённый эмпатии и значительной части обычных человеческих эмоций (возможно, вследствие бессчётного количества собственных ранений и смертей). Человек, добивающийся правильных целей, но делающий это не ради положительного итога, а ради создаваемого по пути кровавого развлекалова. Расчётливый, умелый, безжалостный не только к товарищам, но и к себе.
Тем приятнее понимать, что Сато — не единственный интересный персонаж в «Адзине». Глубины и интересных чёрточек хватает многим участникам местных событий, зачастую даже более-менее эпизодическим. Главный герой Кей Нагай так и вовсе под стать Сато — тоже социопат, да ещё и мудак, но при этом периодически совершающий-таки благородные поступки. С крутостью Сато ему, конечно, не сравниться — в частности из-за его периодически утомительного мудачества. Но всё равно чертовски приятно, что главные роли в боевике (большинство главных ролей, на самом деле, а не только две самых важных) отвели людям умным, адекватным, а зачастую ещё и тактически подкованным — благодаря этому и события развиваются интереснее, и экшен становится зрелищнее.
Но это так, общие слова. Что с разницей между аниме и мангой? Поначалу сериал довольно точно следует первоисточнику. С одной стороны, расширяет и затягивает некоторые линии (деревне, в которой Кей попытался было спрятаться от проблем, в сериале уделяется куда больше времени). С другой — теряет по пути отдельные «филлерные» главы, что рассказывали о не участвующих в основном сюжете бессмертных или том, как показанные события влияют на совсем уж левых людей. Есть и отдельные «сглаживания» углов: в манге Ю Тосаки, местный глава отдела по делам бессмертных спокойно стреляет американскому агенту в спину, когда решает похитить разбирающегося в Адзинах профессора Огуру из-под его охраны. В аниме же он честно пытается того разоружить, а стреляет уже в грудь и только когда оппонент пытается выхватить ствол. Похищение Сато гражданского самолёта, который он обрушил на небоскрёб оппонентов, тоже успешно «зацензурили»: в аниме он «всего лишь» обрушил небоскрёб на другой, а самолёт похитил уже во втором сезоне и без столь эпичных последствий. Но в остальном первый сезон более-менее верно пересказывает 22 главы — четыре с половиной тома.
А вот дальше... Второй сезон честно берёт остаток пятого и весь шестой том в качестве завязки. Рассказывает о прошлом помощницы Ю — Симомуры, а также о жизни за решёткой лучшего друга Кея. Даёт Кею и Ю создать единый фронт по борьбе с Сато и начать подготовку к финальной схватке, пока Сато потихоньку убивает людей из списка особо провинившихся перед бессмертными. Но, собственно, и всё: сначала события в «тренировочном лагере» просто тянут, а потом сериал и вовсе уходит в дебри собственных фантазий, пересекающихся с событиями манги разве что случайно.
Плохим это аниме не делает. Но оно могло быть намного, НАМНОГО лучше. Ведь в манге как раз после этого начинается лучший (на этот момент) экшен-цикл с осадой небоскрёба, «финальное» противостояние Сато и Кея. Причём поначалу автор обходится даже без главных героев — второстепенные персонажи, как выясняется, тоже способны выдавать на диво зрелищный тактический экшен и совершать продуманные поступки. Два главных героя просто находятся на другом «кейкаку — значит план» уровне. И когда они включаются-таки в игру — изобретательность происходящего начинает шкалить. У Адзинов появляются доселе невиданные возможности (но не пришитые искусственно, а естественным образом выведенные из уже имевшейся у читателя информации), и даже прописанная много томов назад концепция с «убийством» бессмертного через отрубание головы находит своё эффектное применение.
В итоге девятый том, само собой, заканчивается не концовкой, а жирнющим многоточием, но при желании авторы сериала могли бы слегка переписать цикл в небоскрёбе и сделать-таки из него более чем достойный финал. Увы, не сложилось. Тем больше поводов взяться за чтение манги — она прекрасна! Ну, как минимум в первой своей половине — впереди ещё 8 томов, и пока я могу лишь надеяться, что Гамон Сакурай не растерял по мере работы над ними свой невероятный запал.
Об издании
Как обычно, хочется взгрустнуть о желании XL Media выпускать мангу в мягких переплётах, традиционно мелком формате и без каких-либо бонусов, но это всё уже давно привычно (и в значительной мере извиняется низкой ценой).
Куда сильнее нервирует другое: у манги «Нелюдь» просто невероятно убогие обложки. Все они изображают крупным планом одного из чёрных монстров, принадлежащих бессмертным, на каком-нибудь одноцветном фоне. Издалека это выглядит, как бесформенная клякса посреди скучного ничего, и даже название сколь-нибудь читаемым оказывается далеко не всегда.
И ведь что поразительнее всего: каждый том начинается с более классического цветного арта с персонажами — этакой альтернативной обложки. И он всегда куда лучше, понятнее и красивее — пусть даже не столь, кхм, уникален. Впрочем, тут весь мир находится в одной лодке: с этими обложками Ajin выходил и в Японии, и Америке, и в других странах — так что у XL Media почти наверняка не было выбора. Не дайте обложкам себя обмануть: содержимое томов куда интереснее и разнообразнее.
Авторизируйтесь, чтобы оставлять комментарии: