Обычно качество настольной игры невозможно оценить, не сыграв в неё. Но бывают из этого правила и исключения. Иногда достаточно взглянуть на правила, чтобы понять: тебя ждёт что-то интересное. И «Космобюро» — из таких вот замечательных игр, крутость которых ты понимаешь, ещё не сев за стол, а после партейки-другой лишь убеждаешься в правильности первых впечатлений.
Дело в том, что в основе игры лежит простая и легко объяснимая, но дающая богатый простор для тактических манёвров механика. У каждого игрока есть планшет с табличкой на 4 строки и 6 столбцов. Выбирая клетку, игрок получает возможность выполнить все изображённые там полезные действия — ну, если у него есть для этого всё необходимое, включая ресурсы и желание. Но активировать можно лишь клетки в нижней строке или клетки, связанные с уже активированными, а самые крутые наборы возможностей предсказуемо расположены в верхнем ряду.
В итоге мозг начинает взрываться от возможных вариантов: хочется как можно быстрее добраться до верхнего ряда и начать получать самые мощные способности, но прямой путь чреват растратами. Не получится использовать возможность полёта, не заправив заранее космолёт; не выйдет заполнить трюм ценными ресурсами, если не увеличить место; не построить на планете своё представительство, если сперва не добраться до подходящей территории; а если раньше времени высадить своих представителей на ближайшей планете, не накопив сперва достаточно ресурсов им на продажу, то ребята принесут гораздо меньше пользы, чем могли бы. Уже из-за этого приходится балансировать, иногда выбирая не самые мощные, но полезные в данную секунду клетки. А ведь поверх базовой механики накладываются ещё и необязательные, но строго рекомендуемые уникальные навыки, которые могут выбирать себе перед стартом игроки. И многие из этих навыков выплачивают весьма полезные бонусы за активацию клеток по каким-то конкретным схемам, давая лишний повод активировать ячейки не в самом активном порядке...
Конечно, рано или поздно в схеме обязательно нашёлся бы какой-то наиболее оптимальный путь, но тут на помощь реиграбельности «Космобюро» приходит очевидный спаситель — рандом. Во-первых, галактика строится случайным образом по мере исследования и раскрытия секторов (картонных гексов). Во-вторых, активирующие клетки агенты делятся на 4 типа и тянутся из мешка каждый ход (чтобы на глазах у игрока, выбирающего себе агента в конце хода, всегда было три варианта). Влияние, которое эти рандомные элементы оказывают на игру, не то чтобы радикально, но его хватает, чтобы то и дело влиять на планы игроков — а большего и не требуется.
И единственное, чего не хватает игре с точки зрения механики, — взаимодействия между участниками. Лёгкая борьба за агентов нужных цветов и планеты с редкими розовыми ресурсами — вот и все радости противостояния. В остальном же вы и конкурентами-то толком не кажетесь — так, бравыми космонавтами, шныряющими по огромным просторам космоса в разных его углах и толком не пересекающимися. Жаль, но подобные стратегии вообще регулярно забывают прописать механики активной борьбы между игроками. «Космобюро» в этом плане не столько уступает конкурентам, сколько следует их сомнительным традициям.
Ещё один немного досадный элемент — слабая атмосферность игры. «Космобюро» приятно выглядит, спору нет, но во главе угла при разработке явно находилась крутая механика, а не желание создать увлекательное космическое приключение. Все эти использования жетонов агентов для активации каких-то непонятных ячеек в недрах планшета-корабля, перманентно оседающие в трюме ресурсы, продвижение по «коридорам власти» на планшете Космобюро и попытки зарабатывать не деньги, а эфемерные кредиты, которые красиво называются, но в реальности являются ни для чего не используемыми «победными очками», — все они ни в какую не складываются в картину мира, приглашающего в себя погрузиться. Впрочем, какой-никакой дух исследования космоса здесь всё равно есть — спасибо постепенно выкладываемой галактике и необходимости постоянно заправлять перед путешествиями свой корабль (заправлять, правда, способом, слабо понятным с точки зрения сеттинга — активацией некоторых функций внутри корабля). Спасибо, наверное, и на этом, но хватает на свете настольных игр, у которых визуально-сеттинговая составляющая продумана не меньше геймплея — и это идёт им только на пользу. «Космобюро» — не из таких.
«Космобюро»(https://hobbygames.ru/kosmobjuro/) — настолка не для погружения в мир бескрайних галактик и налаживания контактов с инопланетными цивилизациями. Это настолка для тех, кому интересен крутой и увлекательный геймплей — стратегические головоломки со множеством потенциально рабочих решений. Вот с этим она справляется здорово.
Авторизируйтесь, чтобы оставлять комментарии: