Рецензия и отзывы на игру Detroit: Become Human Новости аниме — лучшее за неделю Новости игр — лучшее за неделю E3 2018 — даты проведения и расписание Слухи: Quantum Break 2, игры про Супермена и Лигу справедливости от авторов Arkham-серии
23
АНИМЕ
 
Прямая ссылка на новость:
$Спасибо авторам
 

Топ трендов аниме-индустрии 2017 года

Для аниме-индустрии 2017 год был богат на события. И речь не только о дежурных анонсах и релизах новых аниме: скандалы, интриги, закрытия заслуженных студий, появление новых игроков на рынке, изменение статуса старых... Некоторые из этих событий сложились в индустриальные и околоиндустриальные тренды, другие оказались достаточно масштабными, чтобы повлиять на происходящее сами по себе. Так что мы как следует подумали да и составили топ-5 важнейших (на наш взгляд, конечно же) для российских анимешников трендов ушедшего года, тем самым, кстати, начав наконец выполнять одно из обязательств перед нашими спонсорами с «Патреона».

Сразу стоит пояснить, что мы намеренно не касались тенденций тематически-содержательных вроде «младших сестрёнок» и «попаданцев» (для них мы, возможно, составим отдельный топ) и при этом старались отбирать тренды, которые только наметились или обратили на себя внимание в 2017-м (или чуть раньше — зарождение некоторых не так просто точно отследить, да и не всегда это имеет смысл) и не обязательно уже принесли заметные плоды.

В общем, готовьтесь: вас ждёт много диванной аналитики, далеко идущие и ничем не подтверждённые выводы и, может быть, даже пара интересных мыслей (но это не точно). Ну и разумеется, наш топ не претендует на объективность и всеохватность, так что если, на ваш взгляд, мы что-то забыли, неправильно интерпретировали, недооценили или переоценили — высказывайтесь в комментариях.

Тренд номер пять, или Призрак хентая бродит по телеэкранам

В 2017 году хентай тихой сапой проник на японское телевидение. По дороге он, правда, растерял свои первичные жанровые признаки и потому появился на голубом экране в невинном виде, лишившись всех постельных сцен. Подразумевалось, что зритель, привлечённый сюжетными перипетиями ТВ-версии, возжелает ознакомиться и с «клубничным» оригиналом аниме, который есть в интернете.

Когда смотришь на эту схему отвлечённо, она представляется, мягко говоря, странноватой. Казалось бы, если вырезать из среднестатистического хентая весь секс, то останется лишь плохонький сюжет, который никому особо не интересен. Однако жизнь рассудила иначе: эксперимент, судя по всему, удался, и кастрированный ТВ-хентай стал хорошей рекламой хентаю полноценному. Иначе нельзя объяснить, почему в январе вышло уже четвёртое подобное аниме.

Гордое звание первопроходца на телевизионных просторах принадлежит хентаю студии Seven. Вслед за тайтлом с говорящим названием «Жаркая ночь вместе с монахом» свет увидели не менее сложносочинённые «Под юбкой скрывался зверь» и «Мой партнёр по брачному интервью — сильный, но проблемный студент». Последняя на сегодняшний день работа в обсуждаемом формате принадлежит студии Lilix и по наметившейся традиции именуется на редкость громоздко — «25-летняя школьница: Я сделаю то, чему детей не учат».

Учитывая, что на этом празднике жизни резвятся уже два игрока, можно спрогнозировать дальнейшее увеличение числа студий, которые захотят повторить успех Seven. Хентай пришёл на телевидение — и, видимо, надолго.

Тренд номер четыре, или Японцы не хотят покупать сиквелы

В ушедшем году сразу несколько сиквелов сверхуспешных аниме, когда дело дошло до продаж на физических носителях, не просто сели, а смачно грохнулись в лужу после недокрученного обратного сальто в три оборота. И ладно бы речь шла об одном или двух случаях — с кем не бывает. Но у нас тут минимум шесть заметных провалов, причём два из них — чудовищные.

Вообще говоря, плавное снижение тиражей свойственно многим сериям (так, скажем, у франчайза «Легенды», «Волейбола» или какой-нибудь «Песни для принца»). Но у нас тут нечто совсем иное: продажи сиквела уступают оригиналу в разы. К примеру, «Атака на титана 2»: средние продажи первого сезона составляли 52 078 экземпляров на том; первый том второго сезона на стартовой неделе продался всего 6 603 копиями и ещё 922 — на второй, средние же продажи на том составили 7076 дисков — в семь раз меньше, чем у первого сезона.

Почему так вышло? Возможно, дело в развитии стриминговых сервисов и общем снижении популярности дисковых изданий («Твоему имени» и массе других аниме это, впрочем, не помешало). Наверняка роль сыграл и перерыв в четыре года между сезонами — аудитория устала ждать и разбежалась. Скорее всего, то, что второй сезон оказался в целом слабее первого, к тому же вдвое короче, да ещё и опять кончился клиффхэнгером, тоже имело значение. Но даже все эти факторы вместе с трудом объясняют семикратное падение продаж. Не исключено, что мы имеем дело с самым чудовищным провалом сиквела за всё время существования дисковых изданий. Впрочем, тревожным знаком были ещё весьма скромные продажи полного BD-издания сериала 2013 года: 1027 копий на старте — это, мягко говоря, не те результаты, которых ждёшь от одного из главных хитов пятилетки. Больше было даже у появившихся примерно в то же время боксов несравнимо менее популярных сериалов «Рыцари „Сидонии“: Война девятой планеты» и «Ярость Бахамута: Происхождение».

А под конец года примерно то же самое, но, возможно, в чуть меньших масштабах случилось с комедией «Осомацу-сан 2». На старте продаж первый том первого сезона сериала купили 79 108 раз (и 113 123 всего), последний — куда меньше, но тоже немало (43 492). Средние продажи сериала составили 66 770 дисков на том. Первый том сиквела смог поднять 10 321 копию за первую неделю и 14 147 всего, второй — и того меньше. И едва ли ситуация радикально изменится со следующими, ещё не вышедшими дисками.

Тут всё ещё менее понятно, чем с «Титанами». Во-первых, между сезонами прошло лишь два года, так что публика едва ли успела забыть недавних любимцев. Во-вторых, заметного падения качества не случилось, да и с продолжительностью сериала всё в порядке. Разве что зрителям вполне хватило первого сериала, отчего сиквел оказался не нужен в принципе (об этом говорит и заметное падение интереса к финальным томам первого сезона). Но снижение продаж почти в восемь раз?..

Ну и в качестве доказательства, что речь идёт не о двух отдельно взятых случаях, а о тренде, вот вам ещё несколько примеров сильного падения продаж сиквелов по сравнению с оригиналами за последний год, пусть и не таких феерических: «Семь смертных грехов: Знаки священной войны» дебютировали с 2 132 копиями (второй том продался ещё хуже), в то время как средние продажи оригинала составляли 5007 дисков. «Отважные ведьмы» не сиквел, а спин-офф, однако тоже укладываются в общую картину: «Штурмовые ведьмы 2» продавались в среднем по 16 102 копий за том, а их отважные товарки — втрое хуже. В далёком 2011-м первый том «Синего экзорциста» за первую неделю купили 23 267 зрителей, а начало его сиквела шесть лет спустя — всего 3 017. «Фронт кровавой блокады 2» на старте продал 6 865 дисков, в то время как первый сериал — 16 955.

Впрочем, это не значит, что продажи падают абсолютно у всех сиквелов. Например, «Благослови этот чудесный мир! 2» показал сравнимые с первым сезоном результаты, с чем мы его и поздравляем.

В общем, тренд налицо, а вот какие выводы и прогнозы можно сделать на его основании — непонятно. Японцы перестанут делать сиквелы популярных аниме? Едва ли. Сократят сроки ожидания? Тоже сомнительно. Вообще перестанут издавать аниме на дисках? Явно не в ближайшее время. Проигнорируют?..

Тренд номер три, или Голливуд всё ещё пытается экранизировать аниме

Прошедший год отметился выходом на большие экраны голливудской фантазии по мотивам легендарного аниме Мамору Ощии «Призрак в доспехах» и манги-первоисточника. Пожалуй, впервые адаптация «китайских порномультиков» для западной аудитории получила столь солидный бюджет и столь крупных звёзд, как Скарлетт Йоханссон. Увы, картина неважно выступила в прокате, да и зрители с критиками отнеслись к ней неоднозначно. Визуальную часть хвалили, благо действительно было за что, а вот сюжет временами поругивали даже те, кто оригинал не смотрел. Что уж говорить о хардкорных анимешниках, поднявших на знамя футуристические идеи мангаки Масамунэ Щиро. Всё это свидетельствует о том, что культовый статус голливудскому «Призраку в доспехах» не грозит.

Немало надежд в 2017 году возлагали и на телевизионную экранизацию «Тетради смерти». Этим непростым делом занимался Netflix, что внушало определённый оптимизм. Но американская «Тетрадь смерти» оказалась куда большим разочарованием, чем американский же «Призрак в доспехах». Попытка Netflix на свой лад рассказать историю о башковитом народном мстителе Лайте и его гениальном сопернике L вышла настолько слабой, что большинство профильных изданий предпочли её попросту не заметить.

При всём этом спешить хоронить саму идею голливудских адаптаций аниме пока не стоит. В июле мы должны увидеть экранизацию манги Юкито Кищиро «Алита: Боевой ангел». За рулём — Роберт Родригес, на борту — Кристоф Вальц и Дженнифер Коннелли, среди причастных Джеймс Кэмерон. Что вообще может пойти не так?

Тренд номер два, или Netflix спасает аниме

Строго говоря, Netflix начал интересоваться японской анимацией не в прошлом году и даже не в позапрошлом. По крайней мере, подгребать под себя популярные тайтлы для показа («Рыцари „Сидонии“», «Семь смертных грехов», «Адзин») сервис стал куда раньше. Однако мало кто предполагал, что дело пойдёт дальше, а оно пошло, да ещё как. В феврале 2016-го потоковый гигант внезапно объявил, что совместно со студией Production I.G готовит эксклюзивный 12-серийный научно-фантастический сериал «Идеальные кости» (позже переименованный в «Б: Начало»). А летом стало известно, что новая (и первая более-менее полноценная) экранизация манги «Блейм!» Цутому Нихея от студии POLYGON PICTURES станет «оригинальным аниме от Netflix». Но самое интересное началось в 2017-м.

Netflix продолжал всё активнее покупать права на показ аниме, да, но ещё и в той или иной степени вкладывался в отдельные, вероятно, аккуратно отобранные произведения (скажем, «Судьбу: Апокриф»), а также анонсировал собственные проекты, самым интересным из которых стал «Человек-дьявол: Плакса» от одного из наиболее ярких и самобытных аниме-режиссёров наших дней Масааки Юасы. Также среди заявленных мультфильмов были новая экранизация брутальной манги про единоборства «Баки», перезапуск классического франчайза «Рыцари Зодиака» и ряд других проектов, о которых мы рассказывали в течение года. Ну а в середине октября компания объявила, что в 2018-м выйдут аж 30 аниме, к производству которых она приложила бумажник.

Но планы планами, а в мае свет увидел «Блейм!» — реальный и осязаемый плод вмешательства американского сервиса в безмятежный мирок японской анимационной индустрии. Отзывы фильм получил смешанные, но по большей части всё же положительные. И, видимо, имел достаточный успех, чтобы авторы анонсировали продолжение (о котором, впрочем, с июня не поступало никаких вестей). И немного забегая вперёд, ещё один уже реализованный проект — вышедший в самом начале 2018 года «Человек-дьявол: Плакса» — не просто оправдал, а превзошёл все ожидания.

Какие выводы можно из всего этого сделать? Во-первых, Netflix действительно пришёл в аниме-индустрию, и его намерения куда серьёзнее, а планы куда масштабнее, чем казалось ещё год назад. Во-вторых, в руководстве компании определённо есть анимешники, причём, судя по всему, анимешники старой закалки, выросшие на фильмах и сериалах 80-х и 90-х. Об этом говорит выбор жанров и тем: сплошь взрослая фантастика, боевики, триллеры и воскрешённые старые франчайзы. И никаких вам младших сестрёнок, пожирательниц тортиков и айдолов обоих полов — всего того, на чём сейчас стоит индустрия. То есть у этих анимешников достаточно сил, средств и желания, чтобы продавливать собственное видение, игнорируя актуальные течения и поддерживая смелые эксперименты (которые, впрочем, могут завести не туда — это первый и последний раз, когда мы упомянем «Нео Йокио», а дальше снова будем делать вид, что его не существует). Пожалуй, ближе всего к актуальным сюжетным трендам из всех заявленных аниме находится сериал «Потерянная песня», но и он, судя по описанию, в первую очередь эпическое фэнтези, а только потом история про поющих девочек. В-третьих, если какая-то цензура на Netflix и есть, то рамки её невероятно широки, как можно судить по тому же «Человеку-дьяволу», что развязывает творцам руки. А значит, к сервису потянутся авторы, которым тесно в рамках существующих в современном аниме форматов, и вероятно, многие из них найдут понимание.

Повлияет ли Netflix на индустрию и вдохновит ли другие компании на создание/финансирование таких же смелых произведений — вопрос открытый, всё-таки мирок японской анимации довольно инертен и не особо жалует чужаков. Сможет ли сам сервис держать планку качества своих анимационных произведений — тоже неизвестно (с «живыми» сериалами, например, получается не всегда). Да даже насколько они будут популярны и успешны — и то предсказать невозможно. Но ясно одно: Netflix уже здесь, намерения его серьёзны, и как минимум весь 2018 год мы будем наблюдать результаты его проникновения в аниме-индустрию. И во что бы это всё ни вылилось в итоге, он наверняка привнесёт (и уже привносит) приятное разнообразие в привычный анимешный ландшафт.

Тренд номер один, или Успехи аниме в России

2017 год стал, не побоимся этого слова, прорывным для аниме в России. Всё началось в июне, когда компания «Экспонента» совместно с издательством «Истари Комикс» (которое раньше занималось исключительно мангой и ранобэ) анонсировали выход в отечественный кинотеатральный прокат свежего фильма Макото Синкая «Твоё имя». Факт примечательный сам по себе, ведь до недавних пор японские анимационные полнометражки попадали в российский кинопрокат не чаще раза в год. Так ведь ещё и сам фильм к тому времени уже успел наделать шуму по всему миру, став самым кассовым аниме в истории! А потом, 7 сентября, «Твоё имя», не без проблем и косяков (узнать подробности из первых рук можете в спецвыпуске нашего подкаста), но всё же вышло в отечественный прокат и собрало почти 37 миллионов рублей в СНГ. С одной стороны, не так уж много, особенно если сравнивать со сборами блокбастеров, с другой — абсолютный рекорд для аниме. И главное — этого оказалось достаточно, чтобы привлечь к японской анимации внимание наших прокатчиков. Результат: на февраль 2018-го известно уже о четырёх полнометражных аниме, которые выйдут в российский прокат в нынешнем году.

Но не кинотеатрами едиными. С 7 декабря американский сервис Crunchyroll, занимающийся легальным распространением азиатского медиаконтента (в первую очередь аниме), начал работу в России: для некоторых сериалов, в том числе и онгоингов (с минимальной задержкой относительно выхода эпизодов в Японии) стали появляться довольно качественные русские субтитры. Причём весь контент старше недели доступен бесплатно — правда, со встроенной рекламой и только в 480p, а ради свежих эпизодов, высоких разрешений и отсутствия промо-роликов приходится раскошелиться на подписку, которая стоит $ 6,95 (или около 415 рублей) в месяц. А следом за Crunchyroll, но уже в начале 2018-го в Россию пришёл ещё один аналогичный сервис — французский Wakanim, который предлагает смотреть аниме не только с субтитрами (над коими трудятся переводчики вышеупомянутого «Истари Комикс»), но и с русской озвучкой (для создания которой привлекли бывших фандабберов). Сервис тоже работает по подписке (5 евро в месяц), однако здесь, в отличие от Crunchyroll, отдельные эпизоды и даже целые сезоны можно просто купить в вечное пользование.

Сервисы пока не проработали на нашем рынке и трёх месяцев, поэтому далеко идущие выводы делать преждевременно, но уже можно с уверенностью сказать, что, во-первых, схема действует (новые серии выходят своевременно или с несущественной задержкой), во-вторых, качество перевода у обоих сервисов вполне пристойное, хотя и не без нареканий со стороны особо внимательных и въедливых анимешников, в-третьих, сервисы между собой не конкурируют, вместо этого они поделили рынок и выпускают разные сериалы.

И вот в последнем кроется самое неприятное для зрителей: вместо того чтобы смотреть большую часть сериалов сезона за 400 рублей, им придётся заплатить вдвое больше (или ждать лишнюю неделю). Пока рано загадывать, но такой подход может сыграть с сервисами злую шутку и толкнуть потенциальных потребителей легального контента обратно в объятия фансаба (который на Западе, например, после появления Crunchyroll впал в кому) и фандаба. Да и сами сервисы пока ведут себя довольно осторожно, если не сказать неуверенно: просто скромно выпускают аниме, без громких рекламных кампаний и масштабного медийного освещения (едва ли таковым можно считать один-единственный ролик с няшной фигуристкой и известной анимешницей Евгенией Медведевой в поддержку Wakanim). Создаётся ощущение, что руководство компаний до конца не уверено, нужна ли им русскоязычная аудитория. Надеемся, всё-таки нужна.

Как бы то ни было, в 2017 году лицензионное аниме всерьёз пришло в Россию, а 2018-й для него здесь станет переломным. Как будет развиваться ситуация дальше, предугадать непросто, но понятно, что, во-первых, во многом она зависит от нас, российских анимешников, а во-вторых, скучно точно не будет — чего стоит одно только зародившееся в кошмарных недрах российского анимешного YouTube дурацкое движение идейных противников лицензионного контента.

Авторизируйтесь, чтобы оставлять комментарии:
 
Меню

Новые комментарии