Новости игр — лучшее за неделю Социальная жизнь «КГ» — где и как на нас можно подписаться Netflix заказал съёмки художественного сериала «Ковбой Бибоп» Рецензия и отзывы на игру Fallout 76 Ади Шанкар готовит анимационный сериал по игре Devil May Cry
69
КИНО
СЕРИАЛЫ
 
Прямая ссылка на новость:
$Спасибо автору
 

Вся правда о «Звёздном пути»

В 2017 году вышел «Звёздный путь: Дискавери» — долгожданный новый сериал в легендарной вселенной. Учитывая неоднозначный багаж франчайза, сложно было предположить, что ему принесёт эта обновка. Но первый сезон «Дискавери» удался: порадовал разноплановыми героями, новыми расами, грибной технологией покруче варп-двигателя и множеством пасхалок. Именно поэтому стоит вернуться к тому, с чего данный франчайз начинался, — кому-то просто удариться в ностальгию, а кому-то понять наконец, почему путешествие во вселенную Терранской империи вызывает у настоящих фанатов такой неподдельный восторг.

История «Звёздного пути» и близко не похожа на историю «Звёздных войн», даром что их нередко сравнивают: появились они более-менее в одно время (хотя бы в рамках десятилетия), действие происходит в космосе, а поклонники у того и другого, мягко говоря, рьяные. Кто видел фильм «Фанаты», поймёт, о чём речь, — так уж вышло, что обожатели «Звёздного пути» давно ведут непримиримую войну с любителями гулять со световыми мечами наперевес. При этом джедаи и ситхи уверенно выигрывают сражение за общемировую популярность, а «Звёздный путь» довольствуется званием более задротского и гораздо менее интересного франчайза.

Правда, совсем недавно в тысячный раз выяснилось, что главное — не размер, а то, как им пользуешься. Создатели нового сериала «Звёздный путь: Дискавери» из потенциально занудного онгоинга про очередную команду очередного звездолёта состряпали триумфально хорошее шоу — с многогранными персонажами, внезапными даже для видавших виды людей сюжетными поворотами и старым добрым стремлением спокойно так выпиливать персонажей любого уровня крутости. С появлением «Дискавери», конечно, возрос интерес и к остальным продуктам франчайза — а тем зрителям, кто познакомился со вселенной через этот новый сериал, и вовсе не просто разобраться во всех Сареках, Споках, Амандах, вулканских нервных захватах и многочисленных отсылках к оригинальному шоу. А ведь их там — видимо-невидимо.

Первые миссии «Энтерпрайза»

«Звёздный путь» появился во второй половине 60-х (а если совсем точно — вышел в эфир 8 сентября 1966 года). Придумал всю концепцию Джин Родденберри, культовая фигура для поклонников сериала — примерно такая же, как Джордж Лукас для фанатов «Звёздных войн». Родденберри, конечно, не писал сценарии всех серий подряд: нередко в их создании принимал участие какой-нибудь маститый фантаст наподобие Теодора Старджона (серия «Время ярости» из второго сезона). Однако всю идею, устройство мира, которое некоторые называют «коммунизмом будущего», да и персонажей придумал и воплотил именно Родденберри.

Вся правда о «Звёздном пути»

В основе сюжета всех эпизодов лежали путешествия исследовательского корабля по далёкому космосу. В те времена, когда жили капитан Кирк и мистер Спок, всем заправляла Объединённая федерация планет, нечто вроде нынешней ООН, только в сто раз лучше и совершеннее. Для нужд людей существовали самые полезные изобретения: репликатор, воспроизводящий необходимые предметы (в том числе еду), транспортатор (нечто вроде телепорта), высокоразвитая медицина, варп-двигатель и многое другое. Кстати, именно варп-технология привела человечество к «первому контакту»: раса разумных, логичных вулканцев узнала о сверхбыстром двигателе и решила, что его создатели достойны знакомства с другими. Основали Федерацию вулканцы, теллариты, земляне и андорианцы (такие голубые ребята с белыми волосами и забавными рожками).

Сериал, повествующий о приключениях космического корабля USS Enterprise, пустили на экраны, только добившись некоторых правок. Как минимум Спока, изначально представлявшего собой уроженца Марса (или ещё какой-то такой планетки), перекрасили в зелёный — в чёрно-белой версии его красноватая кожа, скорее всего, выглядела бы как попытка подделаться под афроамериканца, а в 60-е уже неплохо так знали, что значит blackface. Кроме того, такой инопланетянин, да ещё и с острыми ушами слишком сильно смахивал на дьявола. Так что знаменитая зелёная вулканская кровь в итоге оказалась практически делом случая.

Главной звездой всего сериала был красавец, умник, дамский угодник и просто хороший парень Джеймс Кирк, капитан корабля «Энтерпрайз». Образ выдающегося лидера так и прошёл практически через все продукты франчайза — стоит вспомнить хотя бы Жан-Люка Пикара или вот недавнего Габриэля Лорку. Кирк даже на сторонние сериалы повлиял: Зепп Бранниган из «Футурамы» — чистой воды пародия на светлый первоисточник.

Идеальный капитан оттенялся в сериале двумя персонажами: своим первым помощником Споком и главным медицинским сотрудником «Энтерпрайза» доктором Маккоем. Удивительно, но именно Спок, а не капитан стал самым знаменитым персонажем «Звёздного пути» — он и вообще все вулканцы вместе с их идеологией вполне могут тягаться с Суперменом или Микки Маусом по общей узнаваемости среди американцев. Например, вулканский салют попал даже в эмодзи у iPhone.

На самом деле вулканский салют придумал Леонард Нимой — исполнитель роли Спока. Он писал в книге I am not Spock, что взял этот жест из еврейской религиозной практики — в детстве увидел в синагоге, а потом воспроизвёл, уже снимаясь в «Звёздном пути». Пожелание жить долго и процветать тоже отсылает к еврейской культуре: по сути, это приветствие «шалом алейхем», только вулканское.

Ну а Леонард «Боунс» Маккой был милым, ворчливым и очень ответственным доктором — среди множества мемов, порождённых «Звёздным путём», есть в том числе фраза «He’s dead, Jim!», которой Маккой нередко сообщал капитану, что кто-то из команды снова погиб при исполнении (эту фразу, например, одно время выдавал браузер Google Chrome при ошибке).

Очень важным для сериала также было то, что корабль и его миссии никогда не ставили себе военных целей: Родденберри чётко прописал, что «Энтерпрайз» — исследовательское судно. И неважно, что на нём куча фотонных торпед, команда вооружена, а капитан временами входит в раж и гоняется за космическими существами, чтобы отомстить. Создатель сказал «исследовательское» — значит, исследовательское.

«Звёздный путь» — сериал с огромным количеством разнообразных рас, видов и национальностей. Некоторые из них остались и в полнометражных фильмах Дж. Дж. Абрамса (орионцы, вулканцы, клингоны), некоторые, опять же, превратились в пародии на самих себя. Например, одна из серий рассказывала про войну двух рас на их планете — ничем не примечательных людей, разве что раскрашенных наполовину чёрной краской, а наполовину белой. Весь прикол серии был в том, что одна раса была чёрная «слева», а другая «справа» — вот они и воевали, никак поладить не могли. Разумеется, посыл сюжета заключался в том, что все расовые предрассудки глупы, люди, по сути, существа одинаковые, и наши различия иногда оказываются сходствами. Но маленький бюджет серии (да и сериала в целом) подарил этой идее настолько смешное исполнение, что она удостоилась разве что пародии в «Футураме».

Вся правда о «Звёздном пути»

Болонка с рогом и бюст Наполеона

С бюджетом у «Звёздного пути» 60-х была полная беда, что прекрасно видно по количеству и качеству реквизита. Временные путешествия герои совершали нечасто, а если вдруг им доводилось, попадали непременно в прошлое, желательно — в XIX или XX век. Порой возникало ощущение, что наличие того или иного реквизита определяло сюжет, а не наоборот. А уж логика управления кораблём и субординация здесь иногда вставали с ног на голову — на судне вместимостью в несколько сот человек на миссии выходило не больше десятка, причём практически всегда в составе был либо капитан, либо его первый помощник, либо глава медицинской службы.

Избалованные десятью полнометражками по вселенной «Звёздного пути», сериалами и аж тремя фильмами «новой» вселенной Абрамса, зрители, конечно, не очень помнят, что когда-то давно сюжет почти любого эпизода проходил по одной и той же схеме. Корабль прибывал на место назначения — либо его вызывало туда вышестоящее лицо, либо «Энтерпрайз» оказывался там в результате сбоя в работе приборов. Чаще всего группа героев спускалась на планету, дабы проверить, что же такое случилось, и немедленно теряла связь с кораблём. На орбите оставались опционально Спок или Маккой, либо же такой участью не гнушался сам капитан. Временами в неприятности влипали все трое разом. Учитывая музыкальное сопровождение (иногда ассоциирующееся с мелодиями из Looney Tunes), эпизоды «Звёздного пути» часто становились похожи на комедию — слава богу, без закадрового смеха.

Продолжалась вся эта вакханалия ровно три сезона — в 1969 году сериал закрыли из-за низких рейтингов. Несмотря на это, «Звёздный путь» произвёл фурор среди поклонников научной фантастики и, например, студентов (петицию о продолжении сериала подписали многие из Калифорнийского технологического института). Казалось бы, подобное шоу — любопытное, но уж больно странное, низкобюджетное и непонятное — вполне могло бы вскоре забыться совсем, и не видать бы нам тогда никакого франчайза. Но решающую роль сыграли телеканалы, начав позднее показывать сериал заново: так постепенно «Звёздный путь» собрал большую аудиторию поклонников, называвших себя «трекки», а своих детей — Джимами, Споками и кем ещё повезёт.

Вся правда о «Звёздном пути»

Кстати, полнометражный фильм по вселенной «Звёздного пути» готовился ещё с конца 60-х, но что-то постоянно мешало — то руководству не нравился сценарий, то происходили какие-то недопонимания в команде. В итоге фильм отменили в очень «удачное» время, за три недели до выхода на экраны «Звёздных войн». После успеха ещё одного «космического» франчайза Paramount Pictures просто не могла оставить проект Джина Родденберри на полке — «Звёздный путь: Кинофильм» вышел в 1979 году.

Если верить Кевину Смиту, большинству зрителей и адекватной части фанатов, фильм получился так себе: его часто называли скучным и занудным. Поэтому вторую кинокартину франчайза — невероятно хороший «Гнев Хана» — снимали без Родденберри. Ну а третий и четвёртый, тоже успешные и довольно кассовые, и вовсе режиссировал исполнитель роли Спока Леонард Нимой. Пятый — «Последний рубеж» — снимал Уильям Шетнер (капитан Кирк), и вот эту часть многие критики и фанаты снова поливали всем, чем только можно, особенно ругая Шетнера как режиссёра. Поэтому шестую часть, «Звёздный путь: Неоткрытую страну», ему не доверили. Следующий фильм — «Звёздный путь: Поколения» — был уже наполовину про команду капитана Кирка, а наполовину про команду капитана Пикара. Следующие три — «Звёздный путь: Первый контакт», «Звёздный путь: Восстание» и «Звёздный путь: Возмездие» — продолжали историю команды сериала «Звёздный путь: Следующее поколение». Тем, кто путается в названиях, количестве фильмов, сериалов и персонажей, можно дать только один совет — смиритесь. Это вам не джедаи и не ситхи.

Что было потом?

Как ни странно, приключения Кирка и команды продолжились не абы где, а в мультсериале. Нехитрые рисованные истории выходили под названием «Звёздный путь: Анимационный сериал» аж целый год, с 1973-й по 1974-й. Фактически это было попыткой (в общем-то, неплохой) хоть как-то завершить пятилетнюю миссию «Энтерпрайза» и его оригинальной команды. Но всерьёз тормошить франчайз, извлекая из него всё новые и новые сериалы и полнометражные фильмы, начали с конца 80-х, когда вышел «Звёздный путь: Следующее поколение». По уровню народной любви и популярности он, пожалуй, идёт сразу за первым, про «Энтерпрайз» и капитана Кирка. Виноваты в этом и Патрик Стюарт в роли капитана Пикара, и хорошие сценарии, и интересные персонажи вроде андроида Дейты или клингона Ворфа, и обращение к классике (некоторые эпизоды попросту были пересняты со старых). Вот, например, третья серия первого сезона The Naked Now — не что иное, как пересказ первоначальной The Naked Time с сюжетом про инопланетный вирус, который заставлял членов экипажа корабля сходить с ума.

«Звёздный путь: Следующее поколение» продержался целых семь сезонов и, надо сказать, был гораздо успешнее своих предшественников. Видимо, поняв, что у франчайза хороший потенциал, Paramount Television стала штамповать сериалы один за другим: «Звёздный путь: Глубокий космос 9» выходил с 1993-го по 1999 год; «Звёздный путь: Вояджер» — с 1995-го по 2001-й; а «Звёздный путь: Энтерпрайз» — с 2001-го по 2005-й. Персонажи и сюжетные повороты разной степени унылости появлялись и исчезали, неизбежно оседая в фанатской среде. Одной из любопытных находок сериала «Звёздный путь: Следующее поколение» стала враждебная раса боргов — они чем-то похожи на киберлюдей из «Доктора Кто» и нагоняют немало жути.

В остальном 2000-е были для «Звёздного пути» непростым временем: рейтинги падали, Том Харди в роли клона капитана Пикара не вызвал положительного отклика у зрителей, да и вообще казалось, что франчайз себя изживает. Вызволять «Звёздный путь» из болота поручили режиссёру Дж. Дж. Абрамсу, который всегда славился умением разруливать подобные ситуации. Он решил сыграть на ностальгии фанатов, при этом обновив историю — отчасти для тех счастливчиков, которые никогда раньше не зарывались в дебри сериалов и фильмов вселенной «Звёздного пути». Новые, опять молодые Джеймс Кирк, Спок, Нийота Ухура, Павел Чехов, Хикару Сулу, Леонард Маккой и, конечно, Монтгомери Скотт появились в фильме «Звёздный путь» 2009 года — объяснили эту перезагрузку альтернативной временной линией, а в качестве утешительного бонуса выдали фанатам престарелого прайм-Спока в исполнении легендарного Леонарда Нимоя. Уильяма Шетнера (капитана Кирка) в фильм не позвали, о чём он не раз сварливо сообщал всем желающим. После этого вышли ещё два фильма серии Абрамса, один из которых («Стартрек: Возмездие») стал большой отсылкой и к эпизоду «Космическое семя» оригинального сериала 60-х, и к фильму «Гнев Хана» — некоторые сцены, например с гибелью Спока, были в «Возмездии» практически отзеркалены. И так уж вышло, что пока Квентин Тарантино собирается снимать четвёртую часть «перезагрузки Абрамса», франчайз «Звёздного пути» не стоит на месте, более того — движется в невероятно верном направлении.

Вся правда о «Звёздном пути»

Дискавери

Для умеющих читать тайные знаки новый сериал по вселенной «Звёздного пути» с самого начала был многообещающим. В его создании принимали участие Николас Мейер (режиссёр «Звёздного пути 2: Гнева Хана» и «Звёздного пути VI: Неоткрытой страны»), Алекс Куртцман (сценарист и продюсер фильмов Абрамса) и позднее ушедший с проекта Брайан Фуллер (который, помимо всего прочего, работал над «Глубоким космосом 9» и «Вояджером»). В итоге сериал получился абсолютно прекрасным вовсе не из-за громких имён или какого-то громадного бюджета: в нём наконец-то соединилось всё старое и новое именно так, как должно было. Почему? Есть как минимум несколько причин.

Одной из самых популярных (по версии Entertainment Weekly) серий оригинального сериала считается «Зеркало, зеркало» (Mirror, mirror) — история про альтернативную вселенную, в которой нет Объединённой федерации планет, зато существует могущественная Терранская империя. Люди там не более чем кровожадные захватчики, а капитан Кирк — известный всем злодей, который не остановится ни перед чем на пути к власти. В ходу у Терранской империи пытки, казни и все формы распущенности, которые, разумеется, шокируют любого нормального человека. «Зеркало, зеркало» недаром так популярна у поклонников «Звёздного пути» — здесь можно сколько угодно раскрывать характеры героев через поведение их злых двойников, да и вообще схема «what if?..» всегда привлекательна.

Вся правда о «Звёздном пути»

В «Дискавери» миррор-вселенную (как её обычно называют фанаты) сделали практически основой сюжета для половины серий, и если в 60-х, при минимальном бюджете с трудом удавалось показать всю мощь Терранской империи, то теперь создателям было где развернуться. Так, в оригинальном сериале различия между «нормальной» и «злой» вселенными в первую очередь подчёркивались внешностью и одеждой: капитан Кирк вместо обычной униформы щеголял в безрукавке с золотой окантовкой, а Споку нацепили забавную бородку.

«Дискавери», конечно, развивает тему, причём довольно элегантно — нелепые золотые элементы костюмов 60-х превращаются в чёткую имперскую атрибутику, и смена внешности подразумевает под собой внутренние трансформации в персонаже. А сама империя так же, как и всегда, практикует пытки, казни и рабский труд. Бонусом для впечатлительных фанатов сделали бородку отцу Спока — Сареку, который в «Дискавери» по полной отрабатывает образ вулканца. В сериале 60-х он появлялся чисто эпизодически (в «Пути на Вавилон»), в основном чтобы троллить Спока на тему его человеческой половины и раскрывать как персонажа.

Другие герои оригинального сериала тоже гостят в «Звёздном пути: Дискавери»: Гарри Мадд из эпизодов «Женщины Мадда» и «Я, Мадд» здесь практически такой же беспринципный пройдоха. Разве что «Дискавери» отказался от прямой цитаты, лишив Мадда присутствия всех женских персонажей, за исключением его жены, — в остальном он всё так же хочет захватить чужой корабль, разбогатеть и слинять от правосудия.

Важную роль в сериале отводят прошлому Майкл Бёрнем в качестве неродной дочери вулканца Сарека. Например, она практикует вулканский нервный захват — боевой приём, при котором надо сжать место у основания шеи противника, чтобы отключить его. Так Майкл однажды вывела из строя своего же капитана Филиппу. Ну а ещё она спокойно воспринимает вулканское слияние разумов — довольно обыденную вещь для контактных телепатов.

Один из самых очевидных плюсов «Звёздного пути: Дискавери», кстати, даже не грамотное раскрытие миррор-вселенной — речь идёт в первую очередь о клингонах. Эта раса всегда играла во франчайзе важную роль, периодически становясь то более, то менее враждебной: в оригинальном сериале клингоны (максимально примитивно загримированные) скорее пакостили Федерации, в фильмах уже играли по-крупному, а в «Следующем поколении» клингон вообще был членом экипажа звездолёта. Но до выхода «Дискавери» раса клингонов никогда ещё не раскрывалась перед зрителями с по-настоящему мрачной стороны. Конечно, и рейтинг у нынешнего сериала повыше, можно смело добавлять крови и садизма. Но опять же, здесь речь идёт скорее о масштабах Клингонской империи (да-да, у них такая есть) в целом — раз уж показали Федерацию во всей красе, будьте добры и с остальными обходиться так же. Тем более что поводов схлестнуться именно с клингонами всегда было немало: они грубые, кровожадные и ценящие силу существа, истинные антиподы правильных и гуманных офицеров Флота (в лице той же Майкл Бёрнем).

А самая, пожалуй, желанная и до смешного очевидная связь между «Дискавери» и оригинальным сериалом — тем, с чего началась история, — ждала нас в последней серии дебютного сезона. В отличие от фильмов Абрамса, сериал позиционировали как приквел к приключениям капитана Кирка и команды — здесь вам и отец Спока Сарек, и напряжённость в отношениях с клингонами, да и вообще главная героиня, получается, всё детство провела бок о бок с мистером Споком. Чего же не хватало фанатам первоисточника? Конечно, появления того самого USS Enterprise (NCC-1701)! Проблема лишь в том, что Кирк в те времена ещё и близко не был капитаном.

Вся правда о «Звёздном пути»

Создатели «Дискавери» поступили очень просто: взяли Кристофера Пайка — предшественника Кирка, который сначала и задумывался как главный герой сериала 60-х (даром что лишь в пилотном эпизоде), — и заявили на последней минуте последней серии, что именно он будет во втором сезоне. А вместе с Пайком нас (как минимум в недалёком будущем) ждёт Спок, офицер Звёздного флота, а затем — первый помощник капитана. Остаётся только гадать, насколько важной фигурой будет Пайк и сделают ли вулканца персонажем «Звёздного пути: Дискавери», или снова удивят нас каким-нибудь сюжетным поворотом.

Ну и конечно, звучащая на финальных титрах музыка из оригинального сериала как нельзя лучше всё это дополняет. Будто вот-вот перед глазами возникнет тот самый, первый «Энтерпрайз» и за кадром зазвучат знакомые слова:

Космос, последний рубеж. Это путешествие звездолёта «Энтерпрайз». Его новая пятилетняя миссия: исследовать странные новые миры, искать новые формы жизни и цивилизации, смело идти туда, куда не ступала нога человека.

 
Дмитрий Мурашов
Лучший комментарий
+27

Вообще Звездный путь принципиально отличаелся от Звездных войн хотя бы тем, что в нем действовалат команда, а не индивидуумы. это первое отличие. Второе принципиальное отличие, что команда старалась решит проблемы с помощью интеллекта, т.е. там, где казалось бы надо просто сделать пиу-пиу из бластера, они находили мирные решения.
Что в итоге произошло, начиная с фильмов Дж.Дж. Абрамса: интеллект стал вторичен, а первичными стали пиу-пиу, шмяк-бряк, и появились даже фехтовальные сцены как звездных войнах. Сериал "Дискавери" окончательно усугубил эту тенденцию. Командной работы не стало - 90% тянет на себе чернолицая Майкл, а остальные являются ее свитой. Капитан просто пафосно стоит на мостике как свадебный генерал и не принимает ни одного стратегически важного решения. Пидору-альбиносу, который омерзителен как визуально, так и в регулярных истериках, сделали полезность в качестве элемента спорового двигателя, т.е. откровенный рояль из кустов, для создания хоть какой-то видимости полезности и важности этого персонажа. Толстомордая курсантка, которая ведет себя как тупая домохозяйка из женских романов. Клингоны, которых превратили в орков из фентезийных франшиз аля "Властелин колец".
Получается, что в каждой новой версии благополучно уничтожают 2 ключевых отличия этой франшизы, превращая ее в стандартную жвачку, коих западный кинематограф плодит на своем конвейере по несколько штук в год. Пошли по легкому пути, превратив стар трек в стар ворс. Что поделать - умный сценарист в наше время большая редкость.

Авторизируйтесь, чтобы оставлять комментарии:
 
Меню

Новые комментарии