Когда Sony объявила, что забрала из лап Activision права на игры по «Человеку-пауку» и собирается сделать дорогой блокбастер, достойный этого наипопулярнейшего супергероя, мало кто не подумал, что наиболее логичным выбором студии была бы Sucker Punch Productions — команда, ответственная за одну из самых успешных серий супергеройских «песочниц» в лице inFAMOUS. И если не знать, что в итоге работу доверили не ей, а разработчикам Ratchet & Clank из Insomniac Games, то при попытке угадать авторов немудрено ошибиться: очень уж Spider-Man напоминает inFAMOUS как многими достоинствами, так и основными недостатками.
Главное, чем берёт игра, — отточенность базовых механик. В Spider-Man есть точки для быстрого перемещения, но пользоваться ими вы будете редко — очень уж приятно носиться по городу лично. Перемещение из пункта А в пункт Б здесь воспринимается не как искусственное затягивание времени, а как повод насладиться пробежками по стенам, паркуром и, разумеется, полётами на паутине. Последние подчиняются простым, но действенным и логичным правилам: нельзя раскачиваться паутине там, где её некуда прилепить, а в зависимости от момента перехода от паутины к паутине можно наращивать либо скорость, либо высоту, ну и всё в таком духе.
Радуют и бои. Очень часто игры, в которых есть прокачка, попадают в одну из двух ловушек: либо делают героя настолько сильным изначально, что все открываемые способности кажутся бесполезными рядом с базовыми приёмами, либо прячут за прокачкой важные механики, без которых управление кажется неполноценным, а геймплей — однообразным и скучным. Spider-Man же уверенно балансирует меж этих крайностей: прокачка в игре чертовски полезна, а муки выбора при трате очков в окне со списком новых приёмов возникают с дивной регулярностью, но при этом герой с самого начала здорово управляется и умело даёт отпор супостатам. Помогает и высокая скорость получения новых уровней, гаджетов и встраиваемых в костюмы перков, не дающая потасовкам превратиться в рутину.
И это хорошо, потому что побочные миссии в Spider-Man стараются превратить игру именно в неё. В Insomniac Games явно прогуляли семинары имени The Witcher и Horizon: Zero Dawn, на которых создателям «песочниц» доходчиво разъясняли, что упор надо делать на проработку уникальных квестов, а отдающие гриндом ксерокопированные развлечения можно добавлять в последний момент и только там, где не хватило контента уникального. Вместо этого Spider-Man работает по принципам, хорошо знакомым всем поклонникам Ubisoft-игр или inFAMOUS Second Son: уникальных побочных заданий практически нет, зато от повторяющихся иконок тех или иных активностей на карте разбегаются глаза. Стоит признать, что видов этих активностей куда больше, чем во многих других представителях жанра, — однако далеко не все они так уж уникальны: скажем, у каждой группировки есть собственный набор баз, нуждающихся в зачистке, но если вы избили работников одной из строек Фиска, то склад «демонов» не сможет удивить вас чем-нибудь новым (ну, кроме более опасных атак у оппонентов).
Можно ли плюнуть на те подзадания, которые вас не заинтересовали, и
сконцентрироваться лишь на основной кампании и отдельных полюбившихся
развлечениях? Пожалуй, но тогда придётся проститься с изрядной частью
апгрейдов: и новые костюмы, и усовершенствования для многочисленных
гаджетов, и чрезвычайно полезные перки (которых можно включать не более
трёх за раз) покупаются за специальные жетоны, которые приносят те или
иные занятия. Причём видов жетонов в игре несколько, и нельзя получить
«жетоны баз», разбираясь с уличными преступлениями, и наоборот. Тут
уж каждый сам волен решать, как ему смотреть на такую механику: то ли вас заставляют заниматься тем, чем не хочется, то ли умело подталкивают в
сторону вариативности.
Впрочем, при всех своих увлекательности и
полезности прокачка не то чтобы необходима: даже на высокой сложности
основная кампания не бросает игрока в ситуации, непроходимые без пары
часов предварительного гринда. Заставить напрячься может, но вот ломать
геймпады в порыве бессильной злости вряд ли вынудит. А если что-то
всё-таки пойдёт не так… ну, недаром же в Spider-Man вообще
присутствует выбор сложности!
И да, можете не сомневаться:
сюжетная кампания Spider-Man однозначно заслуживает внимания. Конечно, повествованию не хватает закрученности Arkham-приключений Бэтмена, а все
(почти) сюжетные повороты становятся очевидны когда за минуты, а когда и
за часы до своего воплощения… Но тут уж ничего не поделать — по
какой-то причине авторы явно не стремились удивлять игроков. Цель их
была в другом: установить и раскрыть личные связи между многочисленными
участниками этой человеческой драмы. Между собой оказываются связаны и
злодеи, и герои. Много внимания уделяется не только Пауку, но и
скрывающемуся за маской Паркеру, пара близких людей из окружения которого
даже удостаивается собственных геймплейных стелс-секций. В итоге
выстраивается добротно исполненная паутина из людских отношений —
паутина с узором, давно знакомым всем, кто хоть немного в теме приключений Человека-паука, но всё равно красивым и не
отпускающим до самых титров.
Вот и получается, что Spider-Man —
ещё один пример победы качества исполнения над самим содержимым.
Предсказуемую историю вытягивают харизматичные персонажи и их
взаимоотношения. Однообразные побочные миссии остаются увлекательными
даже спустя десятки часов благодаря тому, насколько здорово герой
управляется и на ходу, и во время поединков. Всё равно жалко, что авторы
не рискнули подняться над быстро устаревающими шаблонами игр-«песочниц»
(тут даже вышки есть!), зато теперь им есть над чем поработать в
сиквеле, на неизбежность которого очень явно намекают сцены после
титров.
Авторизируйтесь, чтобы оставлять комментарии: