Оправдывая своё греческое происхождение, режиссёр Йоргос Лантимос, похоже, одним из первых понял, что популярные некогда исторические костюмные постановки в своём обыденном виде давно утратили жизнеспособность. Для оживления жанра, который сам по себе стал опостылевшим штампом, он решил пойти на ухищрения, значительно переиначив в своём фильме реальные события. Не то чтобы до него никто так не поступал — просто никому в голову не приходило делать это всерьёз и заходить настолько далеко.
Итак, вроде бы королевство Англия, якобы начало XVIII века.
Королеву Анну в гротескном исполнении Оливии Колман запросто можно было бы назвать патологической идиоткой, если бы её глупость держалась хоть каких-нибудь границ. Поэтому её поведение справедливо будет сравнить с детским. Сидит такой большой ребёнок в своей комнате, обиженный на весь мир, и не зная меры уминает бисквиты. Знакомую всем милую картину портит прислуга, стоящая вдоль стены и держащая наготове кубок в ожидании излишков королевского пресыщения сластями.
Короля делает свита. Свита делает и королеву. Феноменальную дуру с короной наставляет и ограничивает в десертах герцогиня Мальборо, которая фактически и управляет государством. Героиня Рэйчел Вайс — единственное рациональное зерно в этом дремучем королевстве иррациональности. Помимо распределения государственного бюджета и выдачи указаний по ведению войны с Францией ей приходится сталкиваться и с более серьёзными проблемами, например следить, чтобы самовольный макияж Анны не делал её лицо похожим на физиономию барсука.
Но нудные поучения, как и государственные дела, королеве в тягость. Поэтому во дворце очень кстати появляется новая служанка, которая знает, как нужно развлекать взрослых детей. Помимо этого ей также известно, что цель оправдывает средства.
Жизнь при дворе же в целом можно описать как великосветский свинарник, в котором заправляют змеи. Две змеи, как нетрудно догадаться, по очереди. Знать здесь развлекается знатно: забеги гусей и омаров, стрельба из мушкетов по птицам вместо фрисби или мандаринами по голым шутам. Отдельного салюта достойны диалоги с крепкими выражениями и обязательным упоминанием частей тела ниже пояса. Почти каждую вторую сцену можно пересказывать как анекдот — лента заправлена абсурдом просто до краёв.
Всё это было бы очень смешно, если бы Лантимос хотел зрителя только насмешить. Но он не хочет. Так было в «Лобстере», так есть и здесь. Сквозь нагромождение фарса под переливы органа упорно проступает нечто зловещее. Баланс между комедией и трагедией соблюдён с такой аптекарской точностью, что «Фаворитку» за одно только это можно занести в учебные пособия по кинематографии как совершеннейший образец трагикомедии. На каждое смешное рядом обнаруживается что-то противоположное. Вас забавляют 17 кроликов королевы? Наверное, вы просто не знаете, что таково число её умерших детей.
И вот таким нахрапом Лантимос изваял кино, которое просто не может оставить равнодушным. Непривычные средства преобразили известную историю, актуальность которой оспорить также не получится. Ведь желающих попасть из не самого приятного положения в князи всегда будет хватать. Таким не помешает лишний раз напомнить, что иногда это путешествие можно совершать и в обратную сторону.
Авторизируйтесь, чтобы оставлять комментарии: