Метагалактический мегакинопортал
«Оскар» продолжает чудить: Ханс Циммер не будет номинирован за «Дюну 2» из-за технических деталей Beyond the Ice Palace 2: дата выхода стильного духовного наследника Castlevania Запредельный уровень юмора в трейлере комедии «Постучись в мою Тверь» от Андреасянов No Man's Sky наконец вылезла из ямы, у игры 80% положительных отзывов «Сорвиголова: Рождённый заново» — свежие кадры из продолжения

Age of Wonders 4

Ангельские крысы и демонические жабы

Когда 4X-стратегии зародились, как отдельный самобытный жанр, Age of Wonders тут же мастерски овладела вниманием игроков. Со временем в серии происходили изменения, но они были до того понятными и логичными, что любой игрок приспосабливался к ним, будто все инновации на самом деле давно были классикой. И вот, уже пятая игра от той же Triumph Studios. Здесь тоже всё по-новому, но всё также узнаваемо и прекрасно. Старички будут здесь как дома, а остальным потребуется лишь немного времени, чтобы понять, как работает эта вселенная.

Для начала имейте ввиду, что нынче в 4X-стратегиях стараются не загонять себя в рамки какого-то там сюжета. Генератор карт сделает вам новый уникальный мир, создаст условия, в которые влезут текстовые сообщения и события. Но сюжет — это то, что вы должны написать сами у себя в голове. Игра же даёт для этого полную свободу в выборе идеологии, поступков и, собственно, внешнего вида.

Для начала вы можете создать свою расу. Шаблон стандартный: люди, орки, эльфы, дворфы, жабы да представители антропоморфных животных. Каждому из них можно подобрать длину конечностей, цветов и доспехов, а вождя кастомизировать ещё больше. После приходит пора заняться выбором философии, поделённой на шесть направлений: магии, природы, порядка, хаоса, тени и материи. По ходу игры можно будет изменить решение и, например, поборникам Хаоса постоянно подкидывать магические книги заклинаний Порядка, но куда проще придерживаться заранее выбранного курса.

С другой стороны, будет интересно посмотреть, куда вас приведёт нестандартное решение в развитии, ведь книги магии — это не только учебники по тому, как надо делать фаерболы. По ходу изучения магии ваши воины будут эволюционировать в зависимости от наложенных чар, и это не только поменяет им характеристики, но и изменит их внешне. Дайте вашим разумным крысам прокачаться в направлении природы, и их кожа покроется листвой. Дайте им книги Порядка — отрастут крылья. Материя превратит их в камень, а Хаос даст рога. Есть изменения глобальные, есть мелкие, но их множество на любой вкус.

И это далеко не весь выбор для игрока. У каждого народа, который расселит генератор по карте, будет своеобразная жизненная философия: добро, зло и нейтралитет. Как бы это ни было банально, но злые будут предавать вас куда чаще, чем добрые. И вам тоже предстоит делать этот выбор. Отпустите нейтральную армию — получите плюсик в сторону добра. Предадите союзника — вас будут ждать в котле злодеев. При этом чем ниже вы опустите чашу весов Зла, тем меньше будет вероятность успешного прохождения «проверок» в различных диалоговых квестах и заданиях. Злодеем в этой игре быть почему-то не выгодно, но всё-таки можно.

Стандартных условий победить, как правило, всего три. Военный: убить всех. Магический: построить три специальные постройки, прочитать заклинание и пятнадцать ходов отражать атаки гостей из других миров. Победа экспансии: тоже самое, но без чтения заклинаний и с предварительным захватом как можно большего количества свободной земли. Можно победить и по очкам, когда количество ходов кончится.

Есть и другие возможности привести народ к успеху, если они, конечно, предусмотрены картой. Например, на одной могут жить три враждующих брата. Если игрок уничтожит их или возьмет в союз, то все прочие условия победы будут уже не нужны. На другой же можно встретить очень сложного врага — Снежную королеву, и победа лично над ней закончит игру.

Условия генерации мира и условия победы вы можете создавать и сами через ограниченный редактор, так что экспериментируйте. Тем более что авторы добавили несколько стимулов для переигрывания. Во-первых, с каждой удачно пройденной картой растёт ваш внутриигровой престиж. За него будут открываться новые миры, новые эмблемы для армий и новые шмотки для лидера нации. Во-вторых, ваши лидеры из созданных народов после победы возносятся в местный пантеон и могут присоединиться к вашим армиям в качестве генералов в будущих игровых сессиях.

Генералы тут могут быть самыми разнообразными, и не всегда даже нанятыми — некоторых можно, например, воскрешать, а врагов можно переманивать после пленения. И эти самые именные генералы очень полезны, но их количество ограниченно — за каждый построенный город можно нанять только одного дополнительного героя. А уж в мирах, где строительство новых городов запрещено, приходится гонять одного основного вождя по всем важным местам. К счастью, армии могут ходить и без именного полководца, но вот в осады не умеют — увы.

Такое ограничение на размножение героев — не единственный минус в этой хорошей игре. Есть тут дипломатия, и она очень несовершенна. В ней радует наличие механик по поиску casus belli, то есть определённая система репутации и нарушения договоров, которые бы развязали у фракции руки для объявления войны. Например, если сосед часто без спроса пересекает ваши границы, то его можно в этом обвинить, публично осудить, а потом ещё немного пофабриковать поводы, и готово — можно начинать жечь его посевы, фабрики и города. Однако ИИ, чаще всего, поступает иначе, позабыв про эту систему. «Ну да, мне нет причин воевать с игроком», — думает он, а потом нападает, наплевав на все штрафы.

С союзами тоже не все гладко. Здесь нет системы «общего союза», когда несколько фракций дружат не только каждый друг с другом, но ещё и совместно. То есть если вы в союзе с фракцией А и в союзе с фракцией B, то это совсем не значит, что А и B не начнут бить друг другу морды, и каждый при этом не будет просить вас принять его сторону. Союзы в этой игре не значат примерно ничего.

Куда важнее личная репутация игрока в глазах лидеров других фракций. Нет, даже «800 баллов дружбы» не уберегут вас от внезапного и беспричинного удара в спину, но по крайней мере способов взаимодействия станет больше. В частности, дружные страны не только откроют друг другу границы и рассеют туман войны, но и позволят пользоваться телепортами. И самое приятное — торговля. При хороших отношениях можно купить у других фракций шмотки для вождя и генералов, причём игроку продадут всё, что тот попросит, ведь если репутация хорошая, то глава ИИ-фракции физически не сможет не согласиться на сделку.

Также с ИИ не всё хорошо на поле боя, особенно это ощущается при обороне или наступлении на укреплённые районы. Вместо того, чтобы тихо мирно греть попу за баррикадами, юниты так и норовят выбежать за них, чтобы подраться стенка на стенку. Так что Автобой включать крайне боязно — приходится всё контролировать ручками.

Среди мелких недостатков стоит отметить и то, что исправить крайне тяжело (хоть и не невозможно). Генерацию названий на русском языке и вставку их в сгенерированные события крайне тяжело адаптировать — игра не соблюдает падежи, даром что в остальном переведена хорошо. С этой проблемой стоит смириться и посмеяться, а если не выйдет — включить английский язык.

Если же забыть про вышеописанные недостатки, то Age of Wonders 4 вышла потрясающей игрой, подкупающей в первую очередь именно эволюционными механиками. Конечно, это не серия Civilization, и ваши боевые кроты не пересядут внезапно с боевых пауков на танки, но магически они изменятся сильно и врагу придётся это учитывать. А если учесть, что авторы задумали выпустить множество дополнений в ближайшие три года, то наверняка изменится и баланс, и возможности, и какие-то недостатки тоже рано или поздно уберут. Но уже сейчас Age of Wonders 4 — кандидат на одну из лучших игр жанра.

   
   
Поделиться:
Кирилл Илюхин
1 мая 2023

Охуительно! 
Оценка автора
Игра
Читательский рейтинг
100%
Ваша оценка
Авторизируйтесь, чтобы оставлять комментарии:
 
Меню

Подкасты и стримы

Новые выпуски подкастов

 
0Ноль кадров в секунду
 
 
30Лазер-шоу «Три дебила» – 651: «Миссия: Красный», «Ручная кладь», экранизация «Рапунцель», «28 лет спустя», «Грязные ангелы»
 
3ЕВА – 612: Убиться об стену
 
4Телеовощи – 579: Отказывающие яйца
 
2Ноль кадров в секунду – 557: Точка входа в Цири
 
5Лазер-шоу «Три дебила» – 650: «Присяжный номер два», посредственная «Моана 2», кастинг «Гарри Поттера», «Ларго Винч 3»
 
0Ноль кадров в секунду
 
 
1Ноль кадров в секунду – 556: Неделя успехов
 
 
3ЕВА – 611: Колхозники и китаянка
 
0Телеовощи – 578: Хогвартский наркоторговец
Ещё

Самое обсуждаемое за неделю

Все Кино Сериалы Игры Аниме Комиксы

Новые комментарии