КГ-Подкаст: Больше, длиннее и без купюр
Новые фильмы недели: Меган Фокс к вашим услугам, возвращение Джеймса Франко и старый Джейсон Стэйтем Выбирай бойца: комиксы Marvel получат специальные обложки в честь переиздания игр линейки Marvel vs. Capcom «Оскар» продолжает чудить: Ханс Циммер не будет номинирован за «Дюну 2» из-за технических деталей Лига убийц столкнётся с Зелёным фонарём в новом выпуске Batman: Gotham by Gaslight — The Kryptonian Age Команда IGN и пользователи сайта сошлись во мнении, назвав лучшее аниме 2024 года

Prison Architect

Чем раньше сядешь...

Экономические симуляторы и связанные с ними стратегии не только развлекают любителей данного жанра, но и неплохо чешут чувство собственного величия у них же: «Посмотрите, мои блестящий интеллект и коммерческая жилка помогли мне построить финансовую империю буквально с нуля, причём без пап, мам и „Рокетбанка“!» В отличие от военных стратегий, такие симы приближены к действительности, ибо заколачиванием денег мы занимается практически каждый день, а вот на войну ходим совсем редко, а в идеале — никогда.

Ещё больше экономические симуляторы и менеджеры радуют нас тематиками. Можно создать свою киностудию, стать игровым издателем или менеджером спортивной команды, построить мегаполис, наладить гигантскую торговую сеть или возглавить галактическую экономическую экспансию. Выбор столь велик, что глаза разбегаются, а наш нынешний гость так и вовсе очень редкий, почти штучный продукт. Сегодня мы возьмёмся строить тюрьму, да такую, что даже Рэй Бреслин, объединившийся с Майклом Скофилдом, не сможет выйти за её пределы до конца срока заключения.

Берём раствор, бетонные блоки, пару крепких рабочих и начинаем строить тюрьму своей мечты (хотя звучит это странно). Сперва ваши ресурсы сильно ограничены, потому здание будет маленьким, неказистым, с одной общей камерой на все случаи жизни, а также складом для рабочих. Конечно же, заключённые тоже люди, за ними нужен уход: их требуется умыть, накормить, спать уложить. Но всего и сразу вам сделать не дадут — не хватит ни денег, ни бюрократического аппарата, который провёл бы исследования и внедрил в вашей тюрьме новые порядки и возможности. Потому строительство камер для первой партии заключённых можете даже не воспринимать всерьёз, подобные изоляторы являются лишь малой толикой всего того, что вам предстоит сделать и построить для нормально функционирующей большой тюрьмы.

Те же игроки, кто решит, что заключённым для счастья достаточно лавочки, кровати да унитаза в углу, будут сильно разочарованы, ведь скорее всего, заключённые начнут резать персонал заточками, по-чёрному наркоманить, ломать мебель, убивать друг друга и массово улепётывать из ваших негостеприимных застенков. Так что вам придётся облегчить свой банковский счёт и стать кем-то вроде отца и наставника для всех прибывающих в вашу тюрьму гастролёров. А вот хорошим вы будете папочкой или очень плохим отчимом — тут выбор исключительно за вами. Обе модели вашего поведения и ваших реформ будут работать, главное — давить на нужные рычаги.

Добрый тюремный менеджер обязательно позаботится о том, чтобы заключённые не только отбывали наказание, но и перевоспитывались. В конце концов, многие ваши гости могут быть вообще несправедливо обвинёнными, а значит, не стоит лишний раз использовать плеть, когда пряник нравится как преступникам, так и невинным людям, попавшим к вам по ошибке. Дайте вашим заключённым образование, обучите их грамоте, наукам, работе на кухне или обращению со станками. Обеспечьте доступ к тренажёрам, библиотеке, психологу и религии. Вылечите бедняг от алкогольной или наркотической зависимости. Дайте им возможность мыться дочиста, бродить на свежем воздухе, покупать во внутреннем тюремном магазине журнальчики и шоколадки, а после — вкусно накормите их мраморной говядиной. И наконец, дайте заключенным возможность видеться с родными, звонить им или хотя бы получать от них почту, а также шанс выйти по программе УДО за хорошее поведение. После подобного даже самый матёрый урка, покинув ваши стены, сможет стать человеком, готовым к жизни в нормальном обществе.

С другой стороны, отыграть злого тюремного менеджера тоже полезно. Чересчур хорошие условия сделают людей мягкими, у них появится ощущение вседозволенности, а самое неприятное, они могут почувствовать, что тюрьма для них — дом. Зачем им выходить из заключения, если в нём так хорошо? Нормальный лентяй обязательно захочет вернуться к вам и к вашему вкусному бесплатному трёхразовому питанию, а вам этого совсем не надо. Так что заключённых можно завалить работой, плохо кормить, ежедневные обыскивать в камерах, запирать в карцерах на несколько суток без еды и санузла, ну а чтобы никто не качал права — набрать бригаду охранников с дробовиками. Заключённые, понятное дело, такому не будут рады, но если они в подобных условиях доживут до конца срока, то уж точно не захотят повторно заглянуть к вам на огонёк.

На балансе этих двух методик можно разработать и свою, гибридную. Почему бы не замучить зэка работой, но потом за это вкусно накормить и дать побольше времени на себя? Да, такие варианты тоже будут функционировать, надо только не спускать с подопечных глаз: чуть отвернётесь — и даже самый сытый и довольный заключённый обязательно попытается прокопать себе туннель наружу, причём через маленькую дырочку унитаза. Как говорил один мудрец: «Свобода лучше, чем несвобода», и об этом надо помнить, даже когда объект наблюдения жиреет от ваших пряников.

Но следить приходится лишь вполглаза, ибо занятий у вас всё равно куда больше, чем просто проверять, все ли убийцы и воры хорошо покушали в обед. На вас висит не только строительная, но и администраторская часть. Устанавливать режим дня, исследовать возможности, назначать программы, увольнять и нанимать сотрудников, расставлять патрули охраны, заниматься оборудованием наблюдения, распределять тюремные зоны, чтобы, допустим, осуждённые за лёгкие преступления не сталкивались с серийными убийцами в одних и тех же коридорах. Электрификация и исправно работающий водопровод после подобного покажутся вам пустяковой работой, не требующей и минимального набора знаний.

К тому же нельзя списывать со счетов всякие случайные неприятности: потопы, пожары, землетрясения, различные эпидемии и даже то, что где-то рядом может поломаться другая тюрьма и правительство штата прикажет разместить у вас всех её заключённых. А если перед началом игры в настройках поставить галочку напротив пункта «Банды», то готовьтесь к регулярным головнякам. Члены банд совершенно безнадёжны в плане перевоспитания, да вдобавок постоянно устраивают клановые войны везде, где встречаются.

   
   

В двух словах — это очень затягивающе. Игра так долго была в «раннем доступе», что увеличилась в четыре, а может быть, даже пять раз. К релизу в Prison Architect появились новые руководители, новые бюрократические возможности (поджарили на электрическом стуле невиновного? Доверьтесь вашему адвокату, он всё замнёт) и даже сюжетная кампания, больше похожая на расширенную версию обучения, а по факту ею и являющаяся. Кроме того, добавился «Побег» — сильно обрезанная версия игры The Escapists, в которой вам придётся стать одним из заключённых в выстроенной вами же тюрьме. Здесь вы можете создавать собственные банды, прокачивать репутацию и стремиться к тому, чтобы однажды устроить в тюрьме грандиозный бунт, перебить охрану и сбежать.

После выхода из «раннего доступа» Prison Architect не был забыт авторами. Относительно недавно он получил ещё одно любопытное расширение. Помимо одиночных и общих камер здесь появились двухместные с каноничными по меркам западных тюрем двухъярусными кроватями. Но то мелочь по сравнению с другим нововведением — возможностью создавать не только мужские тюрьмы, но и женские. На словах разница невелика, пририсуй к готовым мужским моделям длинные волосы и грудь — и выпускай добавку. Однако на деле всё оказалось сложнее, ведь женщины частенько попадают в тюрьмы вместе со своими грудными детьми. Так что вам как архитектору придётся создавать отдельные камеры с детскими кроватками, а также ясли, чтобы дать провинившимся мамашам поработать на благо общества.

Работа заключённых, как мужчин, так и женщин, — это не только перевоспитание аморальных субъектов и экономия на персонале, в частности на поварах и уборщиках. Это ещё и дополнительный способ заработать. Помимо правительственных грантов на заключённых и федеральных грантов за создание образцовой тюрьмы, вы вполне можете получить свою долю прибыли за труд зэков. Поставьте их к станку — пускай делают дорожные знаки и кровати на продажу. Не самая прибыльная статья доходов, но по крайней мере она даст вам возможность оснастить тюрьму излишествами: дистанционно открывающимися дверями, умными замками и бригадой кинологов, чьи собаки будут вынюхивать контрабанду и наркотики, позволяя вам не так часто устраивать массовые обыски.

Но что потом, когда тюрьма уже построена и стабильно приносит доход? Если она какая-то уникальная, то загрузите её в каталог модификаций Steam Workshop, но чаще всего люди просто сбрасывают тюрьму, чтобы начать всё по-новой. Не подумайте, будто это всё равно что начать «Новую игру». На самом деле при сбросе эта тюрьма продаётся, игрок при строительстве следующей получает денежную компенсацию за предыдущую и уже на старте может создать объект намного больше и дороже, чем при первом заходе. Математика проста: чем лучше была тюрьма, чем больше прибыли она приносила и чем меньше было несчастных случаев в ней и рецидивов у покинувших её заключенных, тем больше денег вам за неё дадут.

Таким образом, строить в этой игре можно практически бесконечно, каждый раз добавляя себе сложностей в начальных условиях («туман войны», неровный ландшафт, частые случайные неприятные события и т. д.). Приплюсуйте сюда тот факт, что авторы продолжают делать для Prison Architect обновки даже после релиза, и можно на секунду подумать, что перед нами идеальная конструкторская игра. Но нет, не идеальная.

К сожалению, несмотря на кучу апдейтов, в игре осталось то, что ни за какие виртуальные доллары не исправить, — недоработки. Хотите, чтобы ваши заключённые никогда не делали подкопы? Посадите их в общую камеру: там унитазы не являются частью системы побегов, и через них всё так же нельзя убежать, а исправить это авторы почему-то не могут. А если захотите вылечить пациента от болезни, то не ждите, что ваши медики побегут его исцелять. Каждого врача нужно будет лично направить к каждому больному, хоть их сотня, хоть две. И пульты управления охраны тоже не будут автоматически подключаться ко всем телефонам, видеокамерам и удалённо открывающимся дверям — их все придётся подключать вручную, пусть даже камер полтысячи. Ну и самое неприятное — это традиционные места, куда рабочие не могут попасть из-за мелких багов обстановки.

Случается это нечасто, но всегда сильнейшим образом раздражает, ведь из-за этого вам, возможно, придётся перестраивать часть внешней тюремной стены, лишь бы пустить рабочего туда, куда ему надо. Мороки много, и это слегка портит всю идеалистическую картину этой хорошей инди-игры.

Если забыть про такие баги, то вторым по величине минусом являются мощности местного движка. Вы не сможете заполнять тюрьму людьми бесконечно, не стоит грезить о тысячах зеков. В определённый момент из-за количества «человечков» Prison Architect начнёт тормозить, да так, что играть в неё станет решительно невозможно. Собственно, рекомендуется продавать тюрьму в тот момент, когда игра начинает проявлять первые признаки недовольства вашими аппетитами. Только при таком подходе вы избежите удивления от того факта, что ваш PC, спокойно тянущий «Ведьмака 3» и прочие большие релизы, не справляется с какой-то двухмерной «индюшкой».

Но целиком избежать проблем, увы, не получится, а потому никаких медалек, только крепкая похвала хорошисту. Любителям нестандартных менеджеров и экономическо-строительных симов играть в обязательном порядке, даже если обычно вы любите что-нибудь покрасивее. Что-нибудь, где графика не похожа на первые опыты ребёнка на видеоигровом поприще. Эта вещь затягивает. И она действительно хороша, особенно в отличие от многочисленных продолжений Prison Tycoon. Вы вполне можете потерять месяц жизни, разбираясь в тонкостях проекта, и даже тогда не будете знать всех его секретов.

Обсуждение обзора
3 комментария
Поделиться:
Кирилл Илюхин
18 января 2016

 
Оценка автора
Игра
Читательский рейтинг
83%
Ваша оценка
Авторизируйтесь, чтобы оставлять комментарии:
 
Меню

Подкасты и стримы

Новые выпуски подкастов

 
30Лазер-шоу «Три дебила» – 651: «Миссия: Красный», «Ручная кладь», экранизация «Рапунцель», «28 лет спустя», «Грязные ангелы»
 
3ЕВА – 612: Убиться об стену
 
4Телеовощи – 579: Отказывающие яйца
 
2Ноль кадров в секунду – 557: Точка входа в Цири
 
5Лазер-шоу «Три дебила» – 650: «Присяжный номер два», посредственная «Моана 2», кастинг «Гарри Поттера», «Ларго Винч 3»
 
0Ноль кадров в секунду
 
 
1Ноль кадров в секунду – 556: Неделя успехов
 
 
3ЕВА – 611: Колхозники и китаянка
 
0Телеовощи – 578: Хогвартский наркоторговец
Ещё

Самое обсуждаемое за неделю

Все Кино Сериалы Игры Аниме Комиксы

Новые комментарии