Перед нами поистине абсурдный проект. Игра, сильнейшей стороной в которой являются персонажи, их взаимоотношения и действия… При том что все её герои – четырёхугольники разных форм и цветов.
Звучит безумно, да. И надо сказать, общение с Thomas was Alone ничуть не помогает избавиться от ощущения, что над тобой издеваются. Только если поначалу возникающая в голове мысль звучит как-то в духе «Автор чокнулся? Он серьёзно надеется, что я буду сопереживать красному прямоугольнику?», то после прохождения мысль походит скорее на «Он издевается? Он серьёзно заставил меня сопереживать красному прямоугольнику?!».
И ведь не то чтобы Майк Бителл и его сообщники использовали какие-то невиданные магические трюки. Скорее наоборот, рецепт оказался шокирующе банальным: берём англичанина с харизматичным голосом, нанимаем его на роль рассказчика, пишем интересную историю, наполняем её юмором и, извините, «душой», заставляем рассказчика её прочитать… И, собственно, почти всё. Остаётся поделить получившуюся историю на части и совместить каждую из них с одним из уровней игры.
Если сделать всё правильно, то очень скоро геймеры будут видеть в красном четырёхугольнике не плоскую одноцветную фигуру, а Томаса – личность, стремящуюся к познанию мира и готовую пожертвовать собой ради всеобщего блага. Синий квадрат же обратится пухлой фанаткой комиксов, вообразившей себя супергероиней… ну и так далее. А прыжки толпы геометрических фигур по минималистическим уровням превращаются из лишённого внятных целей простенького платформера-головоломки в эпичную историю о том, как дружба, взаимовыручка и любопытство нескольких индивидуумов меняют мир до неузнаваемости.
Но о чём же рассказывает Thomas was Alone, что его визуальный ряд не кажется чем-то неуместным? Всё просто: речь там идёт о нескольких искусственных интеллектах с телами именно таких форм, которые из-за небольшой ошибки в программном коде встретились, подружились, и отправились искать выход из созданного для них лабиринта. Это коротенький рассказ, который даже вместе с геймплейными вставками тянется всего несколько часов – но за это время нас успевают познакомить с десятком пусть односложных, но запоминающихся личностей и рассказать удивительно насыщенную историю, где находится место и дружбе, и любви, и предательствам, и самопожертвованию, и комедии, и драме. И да, мы всё ещё говорим об игре с четырёхугольниками в главных ролях.
Геймплейно же Thomas was Alone куда проще. Можно даже сказать, что
игровая часть в проекте пусть и неплоха, но всё же откровенно
второстепенна. Это, конечно, далеко не случай типа To the Moon, где
интерактив вообще не имеет ценности в отрыве от повествования, но
приоритеты авторов видны предельно чётко. Это платформер, да. И
головоломка – тоже да. Но на все сто уровней тут не набирается и десятка
сколь-нибудь сложных – как с точки зрения прыжков, так и с точки зрения
головоломистости. Автору хватило фантазии, чтобы сделать уровни
интересными и отличными друг от друга – то подкинет персонажа с новыми
особенностями, то заставит по-новому использовать уже имеющиеся навыки,
то предложит реализовать интересную их комбинацию. Но эти уровни служат
не столько геймплейными испытаниями, сколько приятными интерактивными
интерлюдиями. Достаточно интересными, чтобы радовать, но в то же время
очень короткими и совсем не сложными – чтобы, чего доброго, не встать на
пути между пользователем и основой проекта – его повествованием.
Benjamin's Flight
Скажем
Sony спасибо: мало того, что пользователи PS+ получили Thomas was Alone
в бесплатное пользование: с прибытием на PS3 и PS Vita игра обзавелась
новинкой – временно эксклюзивным дополнением длиной в 2 уровня по имени
«Полёт Бенджамина». Этот приквел рассказывает о первом герое
виртуальности, чьё любопытство пусть и обрекло несчастного на далеко не
самую приятную судьбу на свете, но в итоге запустило изменивший мир
поход искусственных интеллектов к источнику знаний. А ещё у него есть
ракетный ранец.
Последнее, впрочем, далеко не так круто, как
может показаться. Thomas was Alone вообще никогда не мог похвастаться
особой отзывчивостью управления, но раньше это не было проблемой –
спасибо разумно подобранной сложности. Benjamin's Flight же заметно
сложнее оригинальной игры – но сложность эта большей частью вытекает из
постоянных сражений с непослушным ракетным ранцем. Ничего невыполнимого,
конечно, но удовольствие от прохождения чуточку смазывается. Хорошо
хоть история всё так же красива – а это в данном случае главное.
Итог
Перед
нами ещё одна инди-игра, строго рекомендуемая всем поклонникам умных
игр, ставящих атмосферу и историю превыше геймплея. Разве что советовать
Thomas was Alone всем подряд куда проще, чем тот же To the Moon –
просто потому что в него ещё и играть интересно. Разве что с Benjamin's
Flight всё чуточку сложнее: оно тоже стоит внимания, да, но готовы ли вы
отдавать 100 рублей за 20-30 минут необязательного предисловия?..
Но
завышенные цены решаются скидками, а качество игры – оно никуда не
исчезнет. И Thomas was Alone вместе с его DLC – хорошая игра. И ещё один
пример того, как что-то замечательное выходит из проектов,
профинансированных фанатами.
Авторизируйтесь, чтобы оставлять комментарии: