← Все рецензии | Об игре | Видео / 3 | Кадры / 17 | Постеры / 1 | Разное | Фанарт |
Волшебник (рецензент) никогда не опаздывает. Он сдаёт рецензию ровно тогда, когда её напишет. Впрочем, иногда причины опозданий другие. Например, страх самой игры. Серия Victoria у Paradox Interactive всегда стояла особняком. Не сказать чтобы она была непопулярной, нет, просто будто бы никогда не была популярна настолько, чтобы возникала в головах у игроков в качестве первой ассоциации с играми издательства. И второй тоже. А может, и третьей. Словом, релиз Victoria 3 был важным, но даже самые смелые относились к нему с опаской. Кто-то продолжал играть в Europa Universalis, кто-то в Hearts of Iron, кто-то в Crusader Kings, а другие так и вовсе в Cities: Skylines. Народу было чем заняться, благо игры у издательства серийные и постоянно развивающиеся.
Так вот, для начала справка для тех, кто в этих исторических стратегиях от Paradox ноль без палочки. Crusader Kings — серия про Средние века. Следом идёт серия Europa Universalis — тут, как правило, с XV в. по начало XIX в. Далее Victoria, которая начинается примерно там же, где заканчивается Europa Universalis, а завершается незадолго перед Второй мировой войной. Hearts of Iron, что логично, охватывает период перед Второй мировой, во время и после неё. Всё просто и последовательно, для любых игроков, которых интересуют различные периоды человеческой истории. Игры, тем не менее, связывает то, что игрок может поиграть за любую страну на карте и сделать её мировым гегемоном.
И если Europa Universalis и Hearts of Iron — это стратегии в первую очередь о бесконечных войнах и сварах правителей, то Victoria о быстром человеческом развитии, эпохе индустриализации и невероятных открытий во всех отраслях. Ваша задача — не скрестить вашего монарха с соседним, не постукать последнего мечом по голове, а возвысить промышленность вашей страны до небывалых высот. Всё это, как обычно, путем хитрых манипуляций в табличках.
Victoria 3 выделяется на фоне предшественниц хотя бы тем, что интерфейс у неё обладает доступностью и функционалом Crusader Kings III. Не знаете странное специфическое слово? Наведите курсор, и игра всё объяснит. Не знаете, как выбраться из кризисной ситуации? И тут у неё найдутся кнопки-помощники. Всё понятно и доступно, пусть и не дотягивает до совсем уж интуитивного уровня.
Итак, что же мы видим на экране? Карту мира в центре. Слева различные закладки с кнопками окон вроде экономики и политики. Сверху ваши ресурсы (это не всегда люди, деньги или еда, куда важнее показатели бюрократии, транспорта, авторитета и очков дипломатии). Справа — миникарта, кнопка запуска строительств в регионах, планировщик задач, а также скорость течения времени. Снизу — фильтры и быстрые действия в регионах. Новичков такое по-прежнему будет пугать, ведь нужно следить абсолютно за всем. И при этом именно такое внимание к куче аспектов игры не заставит вас скучать — прогрессу выбранной страны постоянно нужно ваше внимание.
Типичный пример. Чтобы развивать промышленность, нужны образованные люди, образованным людям нужны школы, а чтобы в стране были школы, нужно разрешить образование. Всё так просто? Нет, совсем нет. Просто так поменять строй, отменить рабов и детский труд, дать всем права и убрать цензуру не выйдет. Для начала игра попросит вас реформировать правительство — включить туда людей, которые потенциально могут поддержать закон-институт, к которому вы стремитесь. Скорее всего, такое действие снизит легитимность правительства и выльется в революцию.
Расслабьтесь, такое тут частенько. В отсутствие войн люди любят покачать права, даже если консерваторы толком им не мешают. Но делать-то что-то надо. Представьте, что Первая мировая война застанет вашу страну с плугом. Чьей марионеткой она станет, и не спалят ли её дотла в горниле войны? В общем, у вас будет примерно шесть десятков лет, чтобы подготовиться, нарастить жирок, прокачать промышленность и подружиться с соседями, прежде чем «рванёт».
Игрок всегда будет балансировать между тираном-диктатором, плетьми гонящим рабочих на строительство железной дороги, и добрым дядюшкой-президентом, который любит прогуляться по улице в окружении радостных детей. Victoria 3 при всём визуальном упрощении интерфейса всё ещё довольно жёсткий симулятор политика-промышленника. Чем меньше и малоизвестней ваша стартовая страна, тем больнее вам будет. Попробуйте, допустим, поиграть за какой-нибудь из казахских Жузов, и засекайте, за сколько дней вас аннексирует северный сосед.
У стран покрупнее свои дела. У них есть «МИССИЯ», а то и набор заданий и реформ, которых они должны добиться ради общей победы. У одних это всегда экономика, у других политика, у третьих общая гегемония. Если вам такое не по душе, то есть свободный режим, где цели формируются по ходу дела и ни к чему не обязывают.
Victoria 3 — отличная игра, затягивающая и практически не прощающая ошибок бездарного руководства. Будет очень много боли, но оттого к ней захочется вернуться.
Авторизируйтесь, чтобы оставлять комментарии: