← Все рецензии | Об игре | Видео / 14 | Кадры / 11 | Постеры / 1 | Разное | Фанарт |
Флэшбек
За последние лет 40–50 Страна восходящего солнца зарекомендовала себя в обывательском сознании эпитетом «странная», выражаясь мягким языком, и «ебанутая на всю голову», если говорить более чётко. Родина ниндзя, самураев, якудзы, суши и Нобунаги. Страна, прославляющая порядок и ответственность, но при этом производящая в промышленных масштабах аниме, поп-идолов-однодневок и шизанутую рекламу, а раз в год проводящая синтоистский фестиваль Канамару, прославляющий пенисы. И пожалуй, лучше всего эту обитель взаимоисключающих параграфов изображает игровая серия Yakuza.
Вышедшая в 2005 году первая часть Ryu ga Gotoku (буквальный перевод — «Подобный Дракону») рассказывала о пути Кирью Казумы, выходца из семьи Додзима, оказавшегося вовлечённым в очередные дрязги клана якудзы Тодзё. Это была история, где благородство и пафос сосуществовали с безумием, абстрактным юмором и тонной невменяемых отсылок. В момент выхода игра завоевала сердца фанатов за счёт брутального экшена, великолепного каста персонажей и отличной, пусть и клишированной истории о японских организованной преступности и семье. Вместе с тем Yakuza радовала разнообразием геймплея, спасибо обилию побочных квестов (порой способных дотянуться по драматизму до уровня основного сюжета, хотя чаще просто откровенно глупых и смешных) и десятку мини-игр, превративших серию в симулятор развлекательного квартала Японии.
И с каждой новой частью сюжет становился всё более драматичным, персонажи — всё более яркими и запоминающимися, а графика — всё более реалистичной. Начиная с третьей части в отдельные моменты игру становилось не отличить от живого кино. Драки с каждым разом оказывались всё более жестокими. Ну а мини-игр и побочных квестов стало столько, что возникло смутное ощущение, что уже основной сюжет сделался придатком к симулятору развлекательного квартала, а не наоборот. И всем серия была хороша, кроме того скромного факта, что в ней шесть основных игр и четыре спин-оффа, выходивших на Западе с большими задержками относительно оригинальных релизов. Всё это надолго перевело Yakuza в разряд нишевых игр, в которые вроде и хочется поиграть, но слишком много лора, слишком сложно найти удачную точку для знакомства, ну и так далее. Но 2017 год даёт не одну, а даже две возможности всем желающим наконец-то познакомиться с серией: свежую Yakuza 0 и выходящий уже летом ремейк первой части — Yakuza Kiwami.
С нуля
Yakuza 0 по своей сути полностью соответствует духу и букве серии. Перед нами снова экшен с закрученным сюжетом, брутальными битвами, тоннами побочных мини-игр и дополнительных квестов. Но при этом игра наполнена маленькими и большими модификациями геймплея. Так, теперь обоим протагонистам доступны по три боевых стиля вместо одного. Кирью Казума может использовать Brawler, наиболее похожий на его классический стиль Rush, делающий упор на уклонения и быстрые удары, и предельно медлительный Beast, фокусирующийся на бросках и махании первым попавшимся под руку предметом. Классика, короче: быстрый и слабый, сбалансированный или медленный и сильный. У Горо Мадзимы классифицировать это дело сложнее: это либо «Быстрый, быстрее и ещё быстрее», либо «Чёрт, он избивает людей чем-то, напоминающим стиль змеи», «Чёрт, он избивает людей брейкдансом» и «Боже, кто-нибудь, отберите у этого психа биту!» Но в целом боевые стили сбалансированы, а возможность менять их на лету изрядно добавляет дракам вариативности. А драться предстоит много. Потому что теперь это главный источник дохода.
Чтобы передать атмосферу жизни преступника во времена японского финансового пузыря, разработчики объединили валюту с очками опыта (мягко говоря, странное решение). Теперь во время битв из противников буквально сыплются деньги. Ударил особо красиво или выполнил какую-нибудь специфическую мини-задачу в битве? Получай хрустящий бонус. И деньги сыпятся с такой интенсивностью, что ходить с миллионом йен в кармане — это всё равно что ходить с мелочью. Но деньги, как говориться, должны крутиться. И чтобы прокачать один из трёх боевых стилей каждого персонажа, необходимы внутривенные финансовые вливания в размере десятков и сотен миллионов йен. Такая модификация работы с опытом буквально ломает финансовые отношения в игре.
В прошлых частях серии денег было далеко не в избытке, поэтому на первых порах приходилось активно искать способы подзаработать. Это побуждало при первой возможности бежать в ближайший маджонг-зал (или другое предпочитаемое азартное заведение), пытаться выиграть там какие-нибудь призы (ведь азартные игры в Японии запрещены), сдавать навар в ближайший ломбард, ну а на выручку покупать энергетики-лечилки, без которых жизнь была не мила. Такая вот простая и эффективная схема вовлечения игрока в мини-игры ради наживы. Да только теперь бюджет на самые крутые медикаменты можно получить за одну драку, что невольно снижает интерес к походам в увеселительные заведения.
Разработчики это понимали, однако контрмеры приняли странные. Фактически они компенсировали денежную мотивацию намеренным отказом от одной из лучших идей пятой части серии — отметок на карте для новых побочных квестов. Теперь нам снова приходится оголтело бегать по карте, пытаясь нарваться на квестовую зону, в которой запустится очередная заставка. Вот только не факт, что такая квестовая зона вообще будет. Иногда приходится пытаться разговорить прохожих, выглядящих хоть как-то подозрительно. А ещё нередко бывает, что для старта побочного задания нужно как раз таки проявить некую дополнительную активность: потанцевать диско, сыграть десяток раз в боулинг, посмотреть несколько раз порнокассеты в местном видеосалоне. Но ведь квесты — это сомнительный повод для того, чтобы тратить часы за каким-нибудь ретроигровым автоматом. К тому же триггеры для заданий далеко не всегда очевидны.
А ведь в дополнение к привычным мини-играм главным героям заодно передали в управление личный бизнес. Кирью получил свою собственную риэлторскую контору, занимающуюся преимущественно выкупом собственности и крышеванием бизнеса, а Горо — маленькое уютное кабаре. Вот только добавлены они между делом, и если в случае с Мадзимой управлять ночным клубом более-менее весело за счёт антуража и большого количества мелких дел, в которых можно принять активное участие, то у Казумы мы просто толкаем бумажки да периодически ходим лупить гопников, вызывающих проблемы на участке. Из-за этого многие забьют на прокачку бизнеса, а зря. Потому что награда значительно разнообразит бои за обоих протагонистов, а значит, усилий она стоит.
Вообще, разработчики пытались привлечь внимание публики к дополнительным активностям самыми разными плюшками. Такими, как тридцать эротических видеороликов с тридцатью же настоящими японскими порноактрисами, а также с подозрительной фиксацией режиссёра на воздушных шариках (просто фетиш или символизм?). Роликов, которые мы получаем за прохождение квестов, связанных с прекрасным полом. Но даже такая мотивация работает не для всех (есть странные люди, которым не нравятся воздушные шарики), поэтому рано или поздно на побочные задания забиваешь в пользу сюжета. Который без зазрения совести можно назвать одним из самых интересных в серии.
С тем лишь недостатком, что пусть нам и представляют историю Кирью «Дракона Додзимы» Казумы и Горо «Бешеного Пса Щимано» Мадзимы, на самом деле это именно что личная история Горо. Кирью, будучи главным героем серии, наибольшее раскрытие получает в первой Yakuza, а потому в приквеле персонаж практически статичен. Да, нам говорят: «Вот так он наконец-то стал настоящим якудзой», однако Кирью-чан каким был в начале, таким и остаётся. И вся его мотивация заключается в верности своему воспитателю Щинтаро Казаме — капитану клана Додзима и патриарху семьи Казама. Все свои решения Кирью принимает с оглядкой на Казаму. Вся его лояльность строится по принципу «Этот человек сказал, что он друг Казама-сана, а значит, он и мой друг». И вот нельзя сказать, что сюжетная линия Казумы скучная. Она напряжённая, с тонной отличных персонажей, прекрасно дополняющая характеры центральных героев первой части… Но Кирью в ней — не главный герой.
Мадзима-хан же, в свою очередь, проходит путь от импозантного и профессионального менеджера ночного клуба до обаятельно и непредсказуемого психа, достойного клички «Бешеный Пёс Щимано». Сделано это без скачков, просто через личную драму и новые знакомства, подводящие персонажа к пониманию того, как ему правильно наслаждаться жизнью. И невольно чувствуешь, что авторы хотели рассказать именно историю Мадзимы, в противовес ввязавшемуся в очередные первые в своей жизни разборки клана Тодзё Кирью-чану.
Но как бы то ни было, Yakuza 0 остаётся великолепной игрой. Она вполне способна впечатлить отличными сюжетом, персонажами и экшеном как неофитов, так и давних фанатов серии, не оставив последних без многочисленных отсылок к будущим частям. Yakuza 0 по праву может считаться идеальным местом для того, чтобы познакомиться с одной из самых крутых японских игровых серий, получить от этого не сравнимое ни с чем удовольствие и сесть смиренно ждать лета, чтобы наконец-то увидеть ремейк оригинальной Yakuza во всей красе.
Авторизируйтесь, чтобы оставлять комментарии: