← Все рецензии | Об игре | Видео / 11 | Кадры / 14 | Постеры | Разное / 3 | Фанарт |
В интереснейшее время мы живём. Подумать только: считаные годы назад сотни или даже тысячи творцов прозябали в нищете из-за банальной невозможности быть услышанными. Сколько музыкантов, писателей и кинематографистов опустили руки от недостатка денежных знаков? Но сегодня, с уже привычной нам системой краудфандинга, творческим личностям это не кажется серьёзной преградой. Внятно расскажи потенциальной аудитории, чего хочешь и сколько тебе нужно, — и можешь смело расчехлять свой чемодан с гравировкой «вдохновение»… или пыльную шкатулку с ностальгическими нотками из былых времён.
Натыкаясь на очередной проект такого плана, хочешь задать логичный вопрос: «Вам не надоело?» В комьюнити постоянно ведутся разговоры о ненормальном количестве сиквелов, ремейков, «наследников» и плагиаторов. И ведь происходит это во всех областях индустрии развлечений. Есть тут и хорошая сторона — люди получили возможность поиграть в вещи вроде Torment: Tides of Numenera, которые мало кто осмелится издать, или же узнать окончание историй Shenmue и The Longest Journey, начатых ещё при Царе Горохе… Однако параллельно собираются деньги на что-нибудь типа «игры, вдохновлённой серией Mega Man». И плевать на то, какого качества были последние девяносто девять игр франчайза. А потом ещё удивляются: «Чего же Mighty No. 9 такой херовый?..»
Нет смысла рассуждать о том, каким образом на развитие индустрии влияют вкусы самой аудитории. Кто-то предпочитает чистить зубы вилкой, кто-то любит красить уток в зелёный цвет, так что если вы желаете проходить одну и ту же игру двадцать лет кряду — никто не имеет права вас останавливать. Вот только если какой-то жанр давно скончался, знайте: он скончался не просто так. И не нужно жаловаться на то, что вас обманули. Это введение здесь только для того, чтобы вы понимали, откуда сегодня берутся игры вроде Yooka-Laylee.
Как это часто бывает, сотрудники Playtonic Games отпочковались от более известной студии — Rare. За тридцать пять лет существования у неё вышла уйма разнообразных игр, многие из которых обладали заметной культурной ценностью. Battletoads, Donkey Kong Country, Killer Instinct — за эти и другие вещи мы должны благодарить именно ребят из Rare. Естественно, сей ностальгический бэкграунд сыграл на руку Playtonic Games, позиционировавшей свою дебютную работу как духовного наследника другой некогда популярной серии Rare — Banjo-Kazooie.
Здесь следует напомнить о том, что же такое Banjo-Kazooie. Помните то огромное количество 3D-платформеров, где вам приходилось носиться по открытым локациям и собирать всевозможные штуки? Штуки, за которые покупались новые приёмы, открывавшие доступ в ранее не доступные места, где вы могли собрать больше штук, закупить ещё больше приёмов, открыть… Вспомнили? Замечательно. По прошествии лет весь этот «кладоискательский вояж» успешно ассимилировался в куда более разнообразных «песочницах» и данный подвид приключенческих игр упокоился с миром. Впрочем, сама Banjo-Kazooie стала вещью если не культовой, то вызывающей у бывалого игрока трогательный ностальгический писк. Стоимостью в два миллиона фунтов стерлингов.
По сути, в предыдущем абзаце геймплейная формула Yooka-Laylee уже описана предельно подробно. Вопреки очевидным мыслям о маленьких гавайских гитарах, название игры состоит из имён главных героев: юного хамелеончика Yooka и его верной подруги — летучей мышки Laylee. Потому что все успешные платформенные адвенчуры, как правило, озаглавлены именами центральных протагонистов! Ну, там, Ratchet & Clank. Jak and Daxter. Banjo-Kazooie…
Одним погожим деньком Yooka и Laylee мирно отдыхали на камешке и в ус не дули. Но злобный диктатор Capital B. (подозрительно смахивающий на Грю из мультфильма «Гадкий я») задумал похитить ВСЕ КНИГИ НА СВЕТЕ! Злодейство это обусловлено отнюдь не маниакальной тягой к знаниям, а целью найти единственный фолиант, при помощи которого говнюк смог бы буквально переписать вселенную. Стоит ли говорить, что книга затаилась в закромах у нашей парочки? Наверное, потому что эти бестолочи даже не догадались бы, с какой стороны она открывается… Вероломное посягательство на их бесполезное имущество вынудило Yooka и Laylee отправиться на поиски страничек мистического тома, которые предусмотрительно разлетелись по разным мирам. Кстати, имена героев и названия предметов в этой рецензии написаны по-английски не потому, что автор дурак, а ради того, чтобы вы имели возможность проникнуться качеством отечественной локализации. Не благодарите.
Миров в игре пять. Сокрыты они в фолиантах, тщательно запрятанных на базе Capital B. Разумеется, по мере освоения новых приёмов для вас откроется путь в ранее не доступные участки площадок. Там вы соберёте ещё больше валюты, роль которой досталась перьям (за них приёмы и покупаются), улучшений для здоровья и энергии, а также искомых страничек — Pagies. Листочки находятся в заложниках у всяческих прохиндеев, которые без стыда и совести заставляют выполнять задания разной степени психопатичности. Это могут быть банальный платформинг, гонки, поездки на шахтёрской вагонетке (привет, Donkey Kong Country) или даже викторина с вопросами типа «Сколько плиток на полу в этой комнате?» Правильный ответ: 3535. Сами Pagies не только открывают книги с новыми мирами, но и расширяют старые, дабы вы могли чуть дольше насладиться уникальными решениями дизайнеров из Playtonic Games.
Однако если вы общались с видеоиграми до этого момента, с последним могут возникнуть проблемы. Сеттинг буквально всех миров здесь так или иначе спи… вдохновлён другими проектами. Одним лишь Banjo-Kazooie студия, конечно же, не ограничивается, тщательно впитывая идеи из вышеупомянутого Donkey Kong Country, Super Mario 64 и всяких «Соников». И если вы всё ещё находите интересными объектами для исследования джунгли, древние руины, мрачные замки, ледяные уровни, казино и прочий избитый бред, то вам можно только позавидовать. Справедливости ради надо отметить, что многие из них достаточно массивны и начинены развлечениями на любой вкус. Если вы не помрёте со скуки в первой трети игры, Yooka разучит уйму гастрономических финтов. Так, съеденные ягоды влияют на запускаемые залпы: огненные, водные, ледяные и даже разрывные. Ещё позднее хамелеон сможет адаптировать собственное туловище под свойства облизываемого объекта: огонь согреет, липкий мёд поможет подняться вверх по покатому склону, а светящиеся штуки… осветят путь.
Надоедает это настолько же резво, насколько начинает развлекать. Поиск фигни превращается в рутину, неплохой платформинг портит дегенеративная камера, а предлагаемые игрой тоники (перки, открывающиеся по принципу достижений) на процесс влияют незначительно. Зато Playtonic Games успешно справляется со своей ностальгической миссией. Дополнительные мини-игры вызывают яркие флэшбэки к тем временам, когда вы не могли пройти очередной задроченный побочный квест, зажавший обязательный для полного прохождения предмет. Ведь все мы скучали по такому, не правда ли?
И всё это не было бы большим делом, умей Yooka-Laylee погружать в себя игрока. Так ведь и держались многие 3D-платформеры прошлых лет: за счёт необычных вселенных, сказочных историй, искромётных диалогов и обаятельных героев. Так вот, всё перечисленное — вообще не про Yooka-Laylee. Ведущая парочка настолько уныла, что даже в третьем сугробе справа на ледяном уровне харизмы больше, чем в них обоих вместе взятых. Yooka — спокойный, рассудительный ящер, выполняющий всю грубую работу. Laylee — стервозная саркастичная мышь, которой отвели парочку дополнительных приёмов, играющих роль в решении редких загадок, чья доля в общем изобилии составляет от силы процентов пятнадцать. Ах да, ещё она оправдывает способность парить в этой игре. В остальное время Laylee отыгрывает роль бесталанного комик-релифа, от шуток которого глаза лезут на лоб.
Здешний юмор — это отдельная статья. Как и коллектив Rare, сотрудники Playtonic Games родом из Англии. Соответственно, из уст Laylee то и дело изрыгаются «искромётные» игра слов и самые настоящие шутки про пердёж. Последней каплей становится депрессивное облако, сопровождающее выпадение своих осадков комментариями в духе: «Наконец-то я облегчился!», «Как долго я держал это в себе!» и кряхтением, обычно издаваемым людьми при дефекации. И даже не хочется думать о том, как именно авторы записывали озвучку этого процесса. Лучше всего сценаристам, разумеется, удаются референсы к старым (и не очень) играм, индустрии, краудфандингу и прочим вещам, призванным закатать четвёртую стену в асфальт. Но все же понимают, что отсылочками стоит гордиться лишь тогда, когда юмором гордиться не получается?
Yooka-Laylee очень напоминает человека, вломившегося на тусовку хипстеров в образе Джими Хендрикса. Что было бы замечательно, умей он обращаться с гитарой хотя бы на уровне любителя. Однако ничего хорошего из этой затеи не выходит. Игра не просто не реанимирует почивший жанр олдскульных 3D-платформеров, но и напоминает, за что многие геймеры могли его не любить. И делает это, бесстыдно прикрываясь шкурой хорошей серии Banjo-Kazooie. Радует лишь, что критики и некоторые её спонсоры с Kickstarter прекрасно это понимают — отзывы о Yooka-Laylee весьма и весьма сдержанные.
Но при этом нельзя отрицать, что игра неплохо выполнена на техническом уровне. Выглядит она симпатично, прыжки по платформам удобны (когда в дело не вступает камера, само собой), а управление вполне дружелюбно. И не исключено, что Yooka-Laylee придётся по вкусу младшим членам вашей семьи. Однако учтите, что после знакомства с ней велика вероятность формирования у дитятки на редкость плохого чувства юмора.
Авторизируйтесь, чтобы оставлять комментарии: