Почему изначальные «Зловещие мертвецы» при всей своей наивности работали именно как хоррор? Да потому, что Сэму Рэйми больше тридцати лет назад удалось на редкость удачно передать атмосферу и содержание кошмарного сна, в котором любые попытки выбраться оборачиваются новым погружением в очередную порцию смертельно-опасных и потрясающих воображение жутиков. А значит, практически до каждого, кто когда-либо просыпался с чувством невероятного облегчения и учащённым сердцебиением, кино умудрялось достучаться — может, и не сразу, но ближе к финалу — наверняка. Почему работает ремейк «Зловещих мертвецов»? Потому что кровища и расчленёнка. Почувствуйте, блядь, разницу.
Нет, ничего плохого в этом нет: кино честно отрабатывает свои деньги, исправно демонстрируя исполненные на высокопрофессиональном современном уровне жуткие смерти и натуралистичное членовредительство с орнаментом из уродливых демонических морд. Вот только это, собственно всё, чем «Чёрная книга» может похвастаться. А ведь качественное мясо в достаточных количествах поставляют и «Пилы», и «Пункты назначения», и «Хостелы», и «Пираньи 3D» (список можно продолжать), причём всё они действуют куда креативней, чем обновлённые «Зловещие мертвецы», и нередко могут предложить зрителю ещё и увлекательную историю, занятную концепцию, симпатичных героев, чёрный юмор, в конце концов… Ну вот кого сейчас удивишь разрезанным ртом, отпиленными конечностями или гвоздями, забиваемыми в живое тело? В том-то и дело.
Начинается кино с пролога – эффектного, но, как выясняется в финале, совершенно бессмысленного в рамках фильма: изложенные там события ничего не объясняют и не имеют практически никакой связи с дальнейшей историей, за исключением места действия и пары откровенно притянутых за уши моментов. Увы, запал быстро теряется и следующие минут эдак двадцать приходится скучать: зрителей знакомят с персонажами, их проблемами, семейными драмами и сложностями во взаимоотношениях внутри группы. При этом никто из героев не может похвастаться ни харизмой, ни глубиной, так что и узнавать-то все эти подробности про абсолютно безразличных и ни капли не запоминающихся людей не особо хочется. Симпатии эти личности всё равно не вызывают, да и, опять-таки, в конечном итоге для дальнейшего повествования всё это не имеет ровным счётом никакого значения. И лишь спустя полчаса после начала фильма (то есть треть экранного времени потратили на не относящуюся к делу фигню) случается обновлённая версия классической сцены кустового изнасилования, а ещё чуть позже начинается долгожданный массакр — зрелищный, конечно, но скучноватый по причине безыдейности и неизобретательности. Так что, по большому счету, всё это не только не страшно, но даже и не особо противно: «Зеркала», например, были куда смачнее.
Сценарий ремейка даже несколько обескураживает своей простотой и незамысловатостью: не стоит всё-таки талантливой сценаристке Диабло Коди браться за ужасы – абсолютно не её жанр. По сути, сюжет исчерпывается аннотацией, той самой, где группа друзей читает загадочную книгу в лесном домике и пробуждает древнее зло, которое начинает героев истреблять. Понятно, конечно, что кино — ремейк именно первой части «Зловещих мертвецов», но что же мешало использовать ходы хотя бы из более сюжетно продвинутого сиквела-ремейка, не говоря уже о том, чтобы привнести в картину что-нибудь своё?
Впрочем, кое-что оригинальное и интересное в сценарии всё же есть. Предфинальный сюжетный поворот не то чтобы очень свеж и внезапен сам по себе, но после него «Чёрная книга» прямо-таки преображается. В фильме вдруг появляются драйв и энергетика, которых здорово не хватало до того, и даже как будто бы просыпается дух именитой серии. Жалко только, что длится эта радость минут десять от силы – потом кино заканчивается.
В общем, ремейк, конечно, в чём-то удался и вполне имеет право на жизнь. Вот только сути «Зловещих мертвецов», того заряда бешеной фантазии и неуёмного воображения, с которыми подошли к оригинальной трилогии её создатели, он, увы, не несёт — вплоть до самого финала. Так что пора бы Сэму Рэйми завязывать со всякой супергеройско-сказочной ерундой и заняться, наконец, тем, что получается у него лучше всего.
Ах, да — разве можно в рецензии на фильм про хижину в лесу не упомянуть «Хижину в лесу»? Упоминаем.
Авторизируйтесь, чтобы оставлять комментарии: