Казалось бы, что может быть проще, чем снять хорошее биографическое кино? Главное, чтобы человек был выдающимся, а сыграл его именитый актёр или актриса. Режиссёр найдётся, права на книгу купятся, сценарий напишется. Если подойти к делу с особым усердием, можно отхватить номинацию, а то и желанную статуэтку Киноакадемии. Многократно отработанная Голливудом схема.
«Затерянный город Z» слеплен подобным образом. У руля признанный, награждённый режиссёр Джеймс Грэй. Актёрский состав — сплошь узнаваемые лицедеи, почти все в непривычном для себя амплуа; некоторые явно пытаются освободиться от неотделимых уже ассоциаций с персонажами, которых довелось играть на протяжении карьеры. Всё это в правдивой истории, основанной на книге, основанной на расследовании таинственного исчезновения британского топографа и путешественника Персиваля Фосетта.
Вот тут и начинаются проблемы. Фосетт, каким бы замечательным человеком он ни был, интересен лишь своими одержимостью затерянным городом, который он сам окрестил Z, и загадочным исчезновением в ходе одного из путешествий. Многочисленные поисковые экспедиции потерпели неудачу, и судьба пропавшего исследователя обросла мифами и легендами. Пока в начале XXI века учёные не заявили, что нашли тот самый город. Это, в свою очередь, подтолкнуло продюсеров к созданию фильма. В научных кругах Фосетт довольно спорный персонаж, но за исключением этого личность малоинтересная.
Неоднозначные исторические личности Голливуд не отталкивают, а лишь привлекают. Особенно диссиденты, чьи взгляды впоследствии были признаны. Для фильмоделов это хлеб насущный, дай только права на экранизацию. История Фосетта именно такая, однако от любых спорных фактов в этот раз избавились. И наружу вышли все болезни жанра.
Героя Чарли Ханнэма романтизируют по максимуму. Он великодушный джентльмен в обществе чопорных снобов и элитистов. Авантюрист, которому выпал шанс изменить устоявшееся отношения европейцев к коренному населению Америки. Однако несмотря на все старания актёров и оператора, смотреть это попросту неинтересно. Протагонист остаётся безупречным идеалистом, несмотря ни на что. Его не меняет одержимость, не меняют отношения с семьёй, абсолютно не коробят насмешки коллег и потеря товарищей. Фосетт ездит в экспедиции, в перерывах строгает детей и воюет.
«Затерянный город Z» больше всего походит на статью из «Википедии», адаптированную под стандартный трёхактный формат. И самое обидное, что фильм бесстыже дразнит сюжетными линиями, о которых впоследствии тупо умалчивает. Линиями интересными, которые в теории могли бы вылиться во что-то. Но нежелание хоть малость запятнать имя Фосетта играет очень злую шутку с картиной, а экранизацию фактов из жизни делает скучной.
В результате «Затерянный город Z» представляет собой манифест о вине белого человека, равноправии и тяге к неизведанному. Монотонный и безмятежный, даже война в середине повествования мало встряхивает нарратив. Всё это кажется упущенной возможностью. Возможно, лучше было бы снять объективный документальный фильм, без излишней романтизации.
Авторизируйтесь, чтобы оставлять комментарии: