КГ-Подкаст: Больше, длиннее и без купюр
DC показало мощный сюжетный поворот, связанный с суперсилами в финале кроссовера «Абсолютная власть» Во втором выпуске фэнтези-сатиры BABS будут шутки над инцелами и подглядываниями за обнажёнными женщинами До появления Дороти в волшебной стране была своя драма: новый трейлер мюзикла «Злая: Сказка о ведьме Запада» «Цитадель: Диана» братьев Руссо демонстрирует боевые навыки героини (трейлер) На свидание с красотками из DoA: трейлер Venus Vacation Prism: Dead or Alive Xtreme

Ночной дозор

Night Watch

Гол!

Еще совсем недавно сборная России отправлялась на чемпионат Европы по футболу. На каждом углу пестрели рекламные плакаты с изображением наших спортсменов, а в сердцах горела надежда, что команда сможет хотя бы выйти из отборочной группы. И многие люди, ранее в футбольном фанатизме не уличенные (среди них, признаюсь, была и автор этих строк), вдруг прилипли к телевизорам. Теперь толпы разношерстного народа валят в кинотеатры на «Ночной дозор», и к ним невозможно не присоединиться. Ведь в глубине души все мы патриоты.

И пусть наша родная сборная показала очень слабую игру, это уже не важно. Ведь фильм, который так хочется назвать ответом или, что звучит еще более дерзко, пощечиной Голливуду (бедняга и знать не знает, что кто-то собрался его бить), — этот фильм сумел наконец подарить твердую надежду на то, что отныне и у нас будет масштабное, красивое кино, берущее не только содержанием, но и формой.

И как же хорошо и приятно становится на душе, когда с экрана рассказывают про добро и зло, облекшееся в этот раз не в образы «братков» и «ментов», а во вполне разумные, хотя и не лишенные своеобразия, формы! Уже одно это вызывает приятную дрожь перед просмотром – как у ребенка, ожидающего чуда. Ведь, будем откровенны, как-то не верилось, что киношники наконец успокоились и решили более не пичкать зрителей этим псевдомужским барахлом.

Но довольно уже о грустном

Суть картины — в вечном противостоянии добра и зла, которое тысячу лет назад закончилось перемирием. И были созданы дневной и ночной дозоры, чтобы контролировать деятельность светлой и темной сторон мира. И если по условиям договора зло было вынуждено лишь ограничить свою деятельность, то добру пришлось значительно хуже, ведь именно на его плечи выпала доля решать, кого отдать на растерзание плохим. Потому, похоже, что на долю сюжетных добряков приходится меньше сахара, они и вынуждены прозябать в по-совдеповски ужасных условиях и разъезжать по столице на реактивном автобусе аварийной службы, в то время как темная сторона пользуется всеми благами западной цивилизации, стильно (местами) одевается и катается на дорогих иномарках.

От пережитков советского прошлого наши фильмы избавляются не спеша и неохотно: тесные, неубранные квартиры, дисковые телефоны, соседствующие с компьютерами и раздолбанные холодильники типа «ЗИЛ» — все это живописно запечатлено в «Ночном дозоре». Не шибко приятно осознавать, что такой образ современной России пойдет на экспорт и будет обсмакован заграничной публикой, видевшей тараканов лишь по каналу «Дискавери». С другой стороны — из песни слов не выкинешь, пусть далеко и не все наши соотечественники кантуются в столь незавидных условиях. Хорошо, хоть квартира Егора оказалась приличной — работники «Первого телеканала» просто не могут жить в полуразвалившихся «хрущевках», верно?

Впрочем, подобные моменты, аппелирующие к национальному менталитету, не сильно раздражают — взять хотя бы прямой, но действенный намек на повадки «лиц кавказской национальности» — как правило, на этой сцене тишина, царящая в зале, нарушается оглушительным женским хохотом. Ведь кому, как не нам, дамам, оценить всю «прелесть» показанной ситуации.

Коль скоро представленная на наш суд картина — первая часть трилогии, она, по сути, является лишь завязкой Большой Истории. Но, в отличие от того же «Властелина колец» (с которым ее, разумеется, будут еще не раз с какого-то перепугу сравнивать), сама по себе несет законченную идею. Кого-то может возмутить, что добро здесь получилось нечеткое, какое-то не слишком доброе, что ли, однако ближе к концу все проясняется. Ведь одна из ключевых идей «Ночного дозора» таится в том, что добро, хоть на мгновение ставшее злом даже во имя борьбы с ним, добром в чистом виде уже никогда не останется. И будет обречено обманывать самое себя.

Но не стоит осуждать Светлых Иных, ведь они тоже когда-то были простыми людьми, несущими в себе как частички отрицательного, так и положительного. И те из них, что выбрали первое, встали на трудный путь, ибо, как это сказано в фильме, «легче погасить в себе свет, чем разогнать тьму вокруг».

Сколько фанатов — столько и мнений

Как и сказано выше, «Ночной дозор» несет в себе законченную идею. Но при этом, увы и ах, до конца самодостаточным не получился. Что-то из того, что происходит, очевидно. Еще до чего-то можно додуматься, внимательно следя за сюжетом, но множество вкусностей и неявных деталей так и норовят выскользнуть из поля зрения и спрятаться от понимания. Прямо хоть в книжный магазин беги, ей богу!

Главное здесь — не повторить ошибку тех, кто до сих пор считает, что кино и литература — искусства тождественные. Сколько в свое время стенали толкинисты о том, что Джексон испоганил «Властелина колец», столько же теперь слышно криков об «искажении духа произведения Лукьяненко». Грустно, что до сих пор есть любители позаниматься киновандализмом, и еще грустнее от того, что с каждым годом их становится больше. Теперь и в России…

Ну да и пусть себе бесятся, а мы с вами будем восторженно глядеть на экран. Не беда, что «Ночной дозор» не смог обойтись без голливудских штампов — все это хочется ему простить. Ведь подражание – одна из фаз развития любого искусства. К тому же, это подражание коснулось лишь формы и почти совсем не затронуло содержание, а потому фильм кажется не похожим ни на один, хотя иногда и напоминает очень многое из того, чем потчевала нас «Фабрика грёз».

Несмотря на сильную философскую идею и красочную обертку, в которую она завернута, «Ночной дозор» – сказка, развлекательное кино, бесконечно далекое от реальной жизни. Испокон веков люди убегали в кинотеатрах от действительности, проживали чужие жизни, примеряя их на себя, слушали чужие истории… История, рассказанная нашим героем, пленяет зрителя и, не делая попыток заставить его думать о каких-то там вечных вещах, развлекает и веселит. Так что устраивайтесь поудобнее в кресле, смейтесь и наслаждайтесь. Хорошо ведь, что этот представитель нашего кинематографа совсем не похож на наш же футбол.

Обсуждение рецензии
60 комментариев
Поделиться:
Алёна Васильева
15 июля 2004

 
Оценка автора
Кино
Читательский рейтинг
25%
Ваша оценка

Оценки авторов КГ

  • Михаил Судаков«Кино»

  • Юрий Лущинский«Стерильно» / Прочесть рецензию

  • Павел Минский«Кино»

Авторизируйтесь, чтобы оставлять комментарии:
 
Меню

Подкасты и стримы

Новые выпуски подкастов

 
0Ноль кадров в секунду
 
 
0Лазер-шоу «Три дебила» – 644: Документалка «Я расист?», «Замри», «Мужское слово», замена Джеки Чана, секс в кино и сериалах
 
3ЕВА – 605: Долой свободу, даёшь рабство!
 
9Телеовощи – 572: Срочно добавляйте феминизм
 
6Ноль кадров в секунду – 550: Приветы из прошлого
 
9Лазер-шоу «Три дебила» – 643: «Дикий робот», «Блуждающая тень», лучший сиквел «Гладиатор 2», «Чужой: Ромул» на VHS
 
21ЕВА – 604: Лучшие токсичные отношения
 
1Телеовощи – 571: Белок для роботов
 
2Ноль кадров в секунду – 549: Оживший Суп в большом городе
 
1Лазер-шоу «Три дебила» – 642: «Субстанция», «Затерянное место» Александра Ажа, «Домовёнок Кузя», экранизация мема «Ждун»
Ещё

Новые комментарии