Есть такая примета как Новый год встретишь, так его и проведешь. Благодаря Тимуру Норуахитовичу Бекмабетову и Сергею Васильевичу Лукьяненко сотоварищи, старт киногода-2006 получился бодрым до зевоты. Хороший вкус, хорошее начало!
Пафосная рекламная кампания беззастенчиво готовила нас к грандиозному событию, к премьере априори легендарного блокбастера, который порвет все любое, начиная с постера «9 роты» и заканчивая «Турецким гамбитом». Не сказать бы, что ваш дежурный рецензент испытывал по таковой причине завышенные ожидания и алкал мультиоскароносного шедевра мировых масштабов. Упаси боже, он питал лишь закономерное любопытство чем больше шкаф, тем громче он падает.
Как и писал Юрий Лущинский полтора года назад в своей рецензии на «Ночной дозор», киноиндустрия страны еще не дозрела до производства картин такого уровня, и господам продюсерам лучше призадуматься над целесообразностью поспешной экранизации следующего «дозорного» романа Сергея Лукьяненко и потратить толику бюджетных денег на полезный препарат «губозакатин».
Но увечная маркетологическая машина отечественного агитпрома уже была запущена на полную мощность раскрученный франчайз следовало дергать за вымя. Голливудские контракты и уход первой экранизации на Запад раздули самомнение правообладателей и подстегнули амбиции дескать, снимем сейчас так, что Джордж Лукас обосрется: будут вам и мелодрама, и эпик, и триллер и экшен с модными спецэффектами под крышкой одного гроба.
И ведь сняли. Умудрились слить в одно корыто все вышеозначенные жанры в надежде состряпать громче, выше и красивее. Хотели (ведь хотели, правда?) как лучше, а получилось как всегда. Выше головы не прыгнешь, особенно если голова эта находится в заднице. Ну слили, а дальше что? Сейчас разберемся.
Главенствующей захотели сделать мелодраму, ради чего пустили по сюжету центральной нитью лав-стори, которую являют в странных подчас ипостасях то в виде, например, лесбийской сцены при деятельном участии душевого шланга, то в виде получасовой Финальной Пьянки, в ходе которой невменяемый герой Хабенского в лапах необъятной бабищи пытается что-то втолковать Светлане, а то и в виде Кубка мира по перетягиванию Городецкого. Очень подходящий стержень для молодежного трэша «про любовь», но бог с ним не будем придираться к словам, пусть называется «лав-стори».
За «эпик» играют две команды армия электриков в светлых трусах и две-с-половиной нетрезвые личности в трусах темного цвета. Светлые играют на поле Темных в гостинице «Космос», но жестких атак и контратак не производят, почти пассивно наблюдая за тем, как голкиперы разносят стадион и окресности на шарикоподшипники. Схватка изредка прерывается на рекламу предыдущего матча с участием рыцарей в латах. Болельщики в зале испытывают приступы нездорового дежа-вю и пытаются нащупать Эпичность, Размах и Масштаб. Тщетно.
А вот триллер, вы удивитесь, у Бекмамбетова получился неплохой с основательно прописанной интригой вокруг Городецкого, с гендер-бендером, с погонями и даже с детективным элементом про «садовника, который всех убивал» удовлетворится даже самый взыскательный синефил. Картину, кхм, оживляет и никелированное покрытие «под Терминатора» с непременным Судным днем и попыткой перекроить историю. Браво, маэстро!
Еще одна немаловажная составляющая «экшен с модными спецэффектами». Надо признать, означенные спецэффекты получились знатными, красивыми и грамотно сварганенными. Далеко не знатными получились их переизбыток, явные проблемы с дозировкой и «творческое заимствование» у Большого Голливудского Брата. Убойная доза «визуальных плюшек» скучковалась после экватора фильма и позволяет безошибочно перечислить кассеты с американскими блокбастерами, ходившие по рукам на съемочной площадке тут вам и столкновение двух грузовиков на автостраде, и противостояние «Автобус Vs. Завулон», и охранник Витек, прописывающий Городецкому superpunch. Продолжить проверку киноэрудиции посмотревшие могут самостоятельно.
Отмахнемся от висящего на кончике языка оскорбления «все это смахивает на фанфик, отснятый в полном метре под аккомпанемент ублюдочного саундтрека с элементами Верки Сердючки» и двинем дальше.
От упреков в несоответствии книжному первоисточнику отделались по-македонски: повернулись к нему тыльной стороной лица. И лишь изредка поглядывали через плечо: дабы позаимствовать название, персонажей и коробочку с мелом. Попрекать за несоответствие стало просто глупо хотя бы потому, что целлулоидное изделие не имеет с бумажным ничего общего.
И получился, собственно, трагикомический калека родословной своей не признает, биографии не помнит и предпочитает выдумывать ее на ходу, а с жанровой самоидентификацией разобраться не в состоянии. Увечный даже плохо представляет, к какой целевой аудитории обращаться на «вы», а какой на «эй, вы, сволочи». Ткнешься к фанатам лукьяненовской трилогии (простите, квадрологии если считать своевременно залегший близ потребительских кошельков «Последний дозор») могут пнуть, обидевшись за извращение над. Откроешь сердце и душу горемыкам, не видевшим в глаза «Ночной дозор» и книжек не читавшим есть риск натолкнуться на стену глухого непонимания и серию вопросов: «что это за люди на экране?», «что такое Сумрак?», «а где здесь выход из зала?»
Сложно было сделать толковое представление «знакомых незнакомых» героев? «Гарри Поттер» справляется с этой немудреной задачей четвертый раз кряду на «отлично». Трудно было устроить «вводную» по Сумраку? Стажировка Светланы под руководством Городецкого идеальный повод провести неискушенного зрителя по парочке его слоёв (не молча, галопом и за полминуты, как это было сделано, а именно провести).
Вот все это, вкупе с вышенаписанным, и способствует тому, что «Дневной дозор» вызывает самый легкодостижимый и самый неприятный эффект при просмотре скуку смертную. Следить за рваным цирком-шапито с фриками, который устраивают перед нашими многострадальными глазами, и домысливать недосказанное нет ни единого стимула и ни малейшего желания. Знатный винегрет наворотили. Не переварится организмом факт.
Авторизируйтесь, чтобы оставлять комментарии: