Кажется, успех «Неудержимых» сыграл с Фабрикой грёз дурную шутку: заставил её работников поверить, что пришла пора возвращать боевики категории «Б» с пыльных полок магазинов на большие экраны. Сейчас-то они, глядя на достойные харакири «успехи» всевозможных «Возвращений неудержимых Паркеров», может, и рады бы спохватиться да образумиться, да только поздно: в производство было разом запущено куда больше фильмов, чем требуется для утоления ностальгии по временам брутальных героев и их зрелищных, но убийственно тупых приключений. А нам теперь предстоит всё это терпеть.
«Падение Олимпа» – клон «В осаде», то и дело пытающийся выдать себя за клон «Крепкого орешка». Казалось бы: оба первоисточника и по сию пору достойны внимания, и раз уж достойных сиквелов ни у того, ни у другого не намечается, так почему бы не порадоваться появлению духовного наследника?
Беда вот в чём — кажется, авторы искренне считали, что создают оригинальный, серьёзный фильм. Не подозревая, что зрители готовы безошибочно проговаривать многие диалоги наперегонки с актёрами, они уделили непозволительно много времени издевательски банальной драме, общению с непонятно как пробравшимся на съёмки ребёнком, и лишённым даже толики сарказма философским спорам между злодеями и героями.
Раскрывать персонажей и разбавлять зрелища хлебом (для мозгов) – благое дело, достойное всяческой похвалы, и именно оно сделало «Крепкого орешка» шедевром на все времена. Но ещё важнее уметь трезво оценивать свои способности и акцентировать всё внимание на сильных своих сторонах. Как, например, авторы «В осаде» знали, что люди идут на их кино не из-за актёрских талантов Сигала, а дабы подивиться на его навыки по молниеносному сворачиванию рук, шей и поездов – и поэтому всеми силами старались посвятить процессу костоломства как можно больше экранного времени.
«Падение Олимпа» же смеётся в лицо подобным трусам, гордо выпячивая все свои недостатки и красуясь ими едва ли не активнее, чем достоинствами. По ходу затянувшегося вступления только покойники не начнут молить корейцев о том, чтобы те поскорее взбодрили погрязших в семейных дрязгах американцев, плеснув холодного свинца в лицо да отвесив начинённого C4 пинка под зад. И остаётся радоваться тому, что когда пресловутые корейцы всё-таки объявляются, ситуация действительно идёт на лад.
Экшен фильма не назвать ни гениальным, ни оригинальным: он не чурается ни абсурдных ситуаций, ни глупых поступков, ни стилистических штампов. Но он достаточно жесток, брутален и зрелищен, чтобы было неизменно интересно смотреть за творящимся на экране истреблением сначала американцев, а потом и корейцев. Тем более что Батлер, которому предсказуемо недостаёт боевых умений Сигала, нехватку скорости и правдоподобности движений в значительной степени компенсирует мрачной решительностью вечного спартанца.
Другим актёрам повезло меньше. Экхарт изо всех сил пытается выжать из публики симпатии своим благородным президентом, да только выходит из него менее харизматичная версия идиота Нэда Старка. Жену героя Батлера в исполнении Рады Митчелл добавили в фильм то ли ради полового равенства, то ли во имя какой-нибудь хитрой схемы по отмывке денег, то ли просто шутки ради – настолько она бессмысленна. А Морган Фримэн, на спикера которого неожиданно свалилась ответственность за управление страной, полностью переиначил доставшуюся роль: пока сценарий заставляет его на полном серьёзе говорить вещи типа «Мы пойдём на что угодно ради спасения президента», на лице хитреца вырисовывается разумное, а потому совершенно неуместное в этом фильме «Вот бы он поскорее умер, чтобы власть окончательно перешла в мои руки!».
С проамериканским пафосом у «Падения Олимпа» вообще всё не слава богу. Причём неожиданностью его наличие не становится – это же фильм про захват Белого Дома, без гордо развевающихся звёздно-полосатых портянок и пафосных речей о Незыблемости и Долге подобный фильм не мог обойтись физически. Но вот беда: попытки авторов показать гордость и любовь к своей родине выглядят очень странно в произведении, активно выставляющем большую часть американского правительства кучкой бесхребетных идиотов, а их армию – жалкими недееспособными слабаками. Говорите, вас покоробили боевые вертолёты, свободно летающие по Москве в пятом «Орешке»? Не волнуйтесь, теперь вашу боль разделят жители США, в чью столицу практически без боя пропустили вражеский бройлер-истребитель.
«Падение Олимпа» – странный пациент. Если он отвлекается от патриотических воплей – то лишь для того, чтобы унизить свою страну, а если находит в себе силы отойти от давно заученных шаблонов – то лишь затем, чтобы очередным сценарным ходом сделать абсолютно бессмысленным существование ещё какого-нибудь персонажа. Но при этом ничем не обоснованная гордость мешает ему вздохнуть, заткнуться и позволить кулакам говорить громче и убедительнее слов.
Приходится признать: общение с такими образчиками не зря отжившей своё эпохи боевиков нельзя назвать шибко неприятным. Да только и хороших воспоминаний после него тоже толком не остаётся.
Авторизируйтесь, чтобы оставлять комментарии: