«День Бедфорда» на носу, причём юбилейный — 12 января исполнится 50 лет с момента первого крионирования (посмертной заморозки жидким азотом) человека. Криосохранением занимаются как в США, так и в России; отечественная фирма предлагает сохранение только головы с мозгом за $ 12 000 или всего тела за $ 36 000, возможна рассрочка. Словом, бизнес, дающий шанс проснуться когда-нибудь в лучших условиях, давно является не фантастикой, а самой что ни на есть реальностью. Герои фильма тоже уходят из прежней жизни — ложатся в «хрустальные гробы» и отправляются в 120-летнее путешествие к прекрасной колонизируемой планете. Да, они не умирают, а погружаются в гибернацию — глубокий, как Марианская впадина, сон, из которого невозможно самостоятельно вынырнуть. Но недаром же Гипнос и Танатос — бог сна и бог смерти — являются братьями-близнецами. Здесь они вообще идут рука об руку.
Люди, при жизни заключающие договор на крионирование, не получают гарантий — лишь тонкий лучик надежды. А герои фильма полны уверенности: так, Аврора расписывает своё будущее на четверть тысячелетия вперёд (но почему-то не учитывает, что на борту космического корабля нет кое-чего необходимого для возвращения домой). Как оно и бывает в таких случаях, бог, узнав о людских планах, принимается заливисто смеяться и подкидывать глупым смертным один облом за другим.
Первая часть картины — та, которая могла бы принадлежать не 120-миллионному блокбастеру, а артхаусному монофильму в духе «Луны 2112» — настраивает на философский лад. Она демонстрирует атмосферность и психологизм с нотками саспенса — чего стоят только проникновенное: «Тогда почему я один?» и закрывшаяся капсула. Инженеру Джиму грозят почти сто лет одиночества, причём слегка парадоксального: вокруг тысячи людей, а поговорить не с кем. Можно пообщаться с «почти человеком» — обаятельным Артуром, который на этом «Авалоне» не король, а бармен. Но такого Пятницы хайтековскому Робинзону недостаточно. И он находит другого персонажа с монархическим именем — спящую красавицу Аврору. Знакомство начинается с бутылки и продолжается крайне спорным с точки зрения этики поступком. Однако выглядит оный далеко не так скверно, как звучит в синопсисе: сперва Джим мучается больше года, а потом платит по счетам с процентами. Так что самый острый угол пусть не исчезает, но хотя бы сглаживается.
Увы, с увеличением числа действующих лиц начинается толкотня: тонкую драму одинокого человека отпихивает локтями романтическая мелодрама, которая в свою очередь получает пинок от блокбастерного пыщ-пыщ. «Пассажиры» напоминают сразу целую охапку фильмов: «ВАЛЛ-И» (корабль с его технологиями и развлечениями, парный танец в космосе, финальный спойлер), «Матрицу» (капсулы, невозможность заснуть, финальный спойлер), «Марсианина», «Стартрек», «Стражей галактики». Причём в финале отчётливо косят именно под трёх последних: вундервафля ремонтируется при помощи грубой силы и такой-то матери, за бортом корабля совершаются сложносочинённые пируэты. Взболтать, щедро присыпать штампами, поджечь — вуаля, коктейль «Пассажиры» готов, бармен-джентльмен рекомендует.
А ведь фильм мог если не пойти по собственному пути, то хотя бы изящнее развить чужие фишки. Были же проблески: например, здесь, в отличие от «Стартрека», из одной звёздной системы в другую так просто не позвонишь, путь сообщения до Земли займёт 19 лет. А уж как затопить кинотеатры зрительскими слезами сумел бы «грустный Киану» (Киану Ривз был изначальным кандидатом на главную роль), да ещё при пересечении с Лоуренсом «Морфеусом» Фишборном, который здесь тоже слегка поучаствовал (и на пару с Майклом Шином оттяпал у основного дуэта солидный кусок зрительских симпатий)!.. Не то чтобы Крис Пратт не вызывает сопереживания — его актёрская игра очень хороша. Но персонажи у них с Ривзом получились бы разные: у Пратта Джим молодой и деятельный, оптимистичный колонист; у Ривза мог бы выйти зрелый разочарованный Джим, бегущий не куда, а откуда — с более сильным акцентом на неприятие холодного футуристического мира, где уже ничто не ремонтируется, а только заменяется.
Впрочем, готовое произведение, как и история, не знает сослагательного наклонения. Тем более что Джим в любом случае вызывает симпатию и сопереживание. А вот Аврора на его фоне выглядит странновато: да, нам рассказывают, что отец делал с её жизнью, поясняют, что она сильно хотела сама чего-то достичь и, несмотря на наличие толпы друзей и приятелей, на Земле была по-своему одинока. Да, не будь её план слегка наивным (см. сроки и упомянутое отсутствие кое-чего важного для возвращения домой) и похожим на прихоть принцессы, принять поступок Джима было бы гораздо труднее. И да, авторы не спустили конфликт на тормозах — включили ход «Ты меня на рассвете разбудишь… и по морде за это получишь!» Но дожимать серьёзность не стали. Тут уж «или-или»: или делать образ Авроры по-настоящему глубоким и врубать бескомпромиссную драму на грани артхауса, или всё упрощать и выруливать в типичный блокбастер. В современных реалиях кинопроката данная дилемма решилась гораздо проще, чем та, что была у Джима.
Фильм обладал потенциалом, но не стал его развивать. При выходе с сеанса эмоции приятно бурлят — однако спустя некоторое время остывают и сменяются холодной рациональностью. Почему система безопасности не препятствует выходу в космос без скафандра? Отчего короткое платье является такой помехой для надевания скафандра, что его проще снять, чем задрать? Почему автодок всего один? Сколько еды съели герои и не объели ли спящих? Не жалко ли было сводить одного из персонажей до функции подпорки-«краснорубашечника»? Вроде мелочи — но они как песчинки, на большой скорости врезающиеся в гладкую поверхность фильма. От них она мутнеет и трескается. Очарование научнофантастичности разваливается — и остаётся лишь космическая мелодрама с примесью пыщ-пыщ.
Авторизируйтесь, чтобы оставлять комментарии: