Что объединяет «Аватар» и «Реквием по мечте», «Тёмного рыцаря» и «Бойцовский клуб»? Глубокий философский смысл! Скажешь о нём в приличном обществе, и все согласно закивают – сразу же ясно, что фильм высокоинтеллектуальный и по глубине сопоставим с Марианской впадиной. А теперь представьте, на какую высоту интеллекта и глубину смыслов претендует фильм, на фасад которого гордо повесили название «Философы».
Каков основной философский метод? Сомнение. Так вот, «Философы» и в самом деле заставляют сомневаться в десятках самых разных вещей. Например, в том, что перед нами художественный фильм. Научно-популярная передача канала BBC, возможно, но игровой фильм? Герои — вроде бы живые люди — с пугающей настойчивостью задают вопросы, но не для себя, а исключительно для непросвещённого зрителя. Слыхал о теореме бесконечных обезьян? О платоновской пещере? Так расскажи, не молчи, а мы пока пустим видеоряд с дешёвой компьютерной графикой и обезьяной за печатной машинкой.
Ладно, одну обезьяну усадили за печатную машинку, но зачем было пускать её собратьев на съёмочную площадку? В лучших традициях всё тех же передач от BBC единственная эмоция, подвластная актёрскому составу – беспредельное охреневание. Падают ли бомбы, совершаются ли аморальные поступки, да что там, даже уличая свою вторую половину в измене, герои изображают ровно одну эмоцию. Особняком стоит лишь Джеймс Д’Арси (который в «Облачном атласе» играл… кого?) — ему неплохо удаются сардонические усмешки при виде идиотизма студенческого состава. На этом и его арсенал исчерпывается.
Зато у самих «Философов» рукава ещё полны карт. Ранее мы оговорились, что своё название фильм носит, мягко говоря, незаслуженно: «Гедонисты: Урок наслаждения», «Моралисты: Нравоучение», «Студенты: Скоро в Вегас» – прокатчики, ну почему в этот раз вы сковали свою фантазию и оставили в названии самое ненужное в нём слово? Фильм представляет собой множество разрозненных кусков, сшитых без замысла, идеи и посыла. Отвечая на вопрос о важности ряда профессий после конца света, необходимость самих философов замалчивают. Поначалу выходит, что честной компании из пачки почти бессловесных статистов, Джуни Кортеса с гаремом, гея и Героя с Героиней-моралисткой философ нужен лишь для правильной расстановки приоритетов. Разум, один из объектов изучения философа, ставится на рельсы выживания и помогает возродить человечество. Но сводится всё к отказу от разума, выживания и прочей ерунды в пользу простого «давайте пить, курить и трахаться, пока смерть не разлучит нас». Жизнь слишком жестока, чтобы пытаться в ней выжить. Гулять так гулять, гореть так гореть.
И в лучших традициях запутанных сочинений Античности, зрителя оставляют с ощущением редкостной пустоты бытия. То ли ему показали неумелый ликбез по философии, то ли молодёжную комедию, то ли романтическую драму – чёрт его разберет. «Эй, фильм-то, о чём был?» — поинтересуется знакомый. «Ну, это, с глубоким философским смыслом», – стыдливо выдохнет зритель.
Авторизируйтесь, чтобы оставлять комментарии: