Взглянем правде в глаза: киноаттракцион под названием «Пираты Карибского моря» всю свою жизнь держался на одном-единственном персонаже. Всякие Тёрнеры, Суонны, Барбоссы и прочая шушера — не более чем попутная санта-барбара, окружавшая славные и не очень деяния одного известного пройдохи. Убрать всех этих людей и заменить другими — да легко, сколько раз уже такое было. Но отказаться от Дже… капитана Джека Воробья — нет, всему есть предел.
При этом раньше нам постоянно везло со второстепенными героями — во всех «Пиратах» они как минимум не бесили, как максимум очень удачно дополняли главного героя. А вот сегодня наше везение засобиралось домой. «Мертвецы не рассказывают сказки» — это фильм с самыми скучными и незапоминающимися вспомогательными персонажами из всех, что вы могли видеть за последнее время.
Ладно, подобное вполне можно было бы пережить — дайте только вменяемый сценарий, способный отвлечь от скучных персонажей. Историю, которая захватит с первых кадров и не отпустит до самого конца. Мистер Россио? Мистер Эллиот?
Ан нет. Наши старые друзья Терри Россио и Тед Эллиот, написавшие такие лёгкие и яркие истории для всех прошлых частей, в этот раз занялись проработкой характеров — и, вероятно, в процессе постоянно пили. А сценарий отдали на откуп Джеффу Натансону — тому самому, который когда-то сочинил несколько историй для Стивена Спилберга. Что ж, те славные времена прошли. Что сделал Натансон: он проглядел по диагонали четыре старых фильма, взял немного от одного, отщипнул от другого — и выкатил наскоро слепленную историю, смотреть на которую без фейспалма очень трудно.
К счастью, ни Натансон, ни Россио с Эллиотом так и не добрались до главного героя — спасибо за маленькие радости. Да и Джонни Деппу оказалось не под силу испортить своего лучшего персонажа, несмотря на все бездарно прошедшие годы. В итоге сцены с ним — то самое, ради чего вообще стоит смотреть новый фильм о пиратах Карибского моря. Капитан Джек Воробей всё так же ловок, безрассуден и пьян, а заодно бесконечно обаятелен.
Сценарий слегка задел Гектора Барбоссу — ещё одного важного персонажа серии. Да, ему повезло меньше: нам рассказали ту часть его биографии, о которой порядочные пираты предпочли бы никогда не распространяться. Но надо отдать должное Джеффри Рашу: в какой-то момент он, очевидно, взбрыкнул и послал сценаристов ко всем чертям. Ему, хочется верить, показалось не совсем справедливым, что просоленного морского волка решили превратить в капитана Размазню. Так это или нет, но всего Барбоссу у нас не забрали, и он до сих пор вполне узнаваем. Аминь.
Что ж, не хватает только злодея, так? В этом плане в «Мертвецах» всё хорошо: режиссёры Хоаким Роннинг и Эспен Сандберг пригласили одного из чудеснейших кинонегодяев всех времён Хавьера Бардема. Да, сценаристы не осилили толковую мотивацию, однако на это вполне можно закрыть глаза — настолько сильна харизма удивительного испанца. Не Антон Чигур и не Рауль Сильва — но определённо запоминающийся персонаж.
И ещё одна ложка мёда во всей этой дорогущей бочке дёгтя — художник-постановщик Найджел Фелпс, именно его мастерство помогло режиссёрам воссоздать фирменную жутковато-весёлую атмосферу. В результате пятые «Пираты» сохранили оригинальный стиль серии — и никакой сценарий этому помешать не смог. Пусть мертвецы не рассказывают сказки — зато выглядят они на все сто. Нежить так здорово прорисована, что каждое её появление в кадре вызывает где-то внутри зрителя сдержанные, но вполне искренние аплодисменты.
Визуальная красота «Пиратов» дополняется традиционно неплохим экшеном, хотя новых решений здесь нет. Но это как в фильмах с Джеки Чаном: все знают, чего от него ждать, — внушает сама техника исполнения. Вот и некоторые местные эпизоды, несмотря на неоригинальность, смотрятся очень и очень достойно.
Увы, запала, к которому мы привыкли за предыдущие фильмы, не хватает на всю новую ленту. Тут и там случаются проблески надежды, но она хилая и до конца сеанса не доживает. «Пираты Карибского моря: Мертвецы не рассказывают сказки» — лишь бледная тень той серии, что в своё время начала новую главу в приключенческом кино и построила вокруг себя целый культ.
А хуже всего то, что авторы, кажется, и не думают останавливаться. Disney своим фильмом оставила шанс для «мягкого перезапуска» — так это называют. Пожалуй, стоит остановиться сейчас, пока память о капитане Джеке Воробье ещё достаточно добра. Все мы не молодеем, и глядеть спустя несколько лет на впавших в маразм молодящихся пиратов — так себе занятие.
Авторизируйтесь, чтобы оставлять комментарии: