Есть в природе одно важное-преважное знание о «Рапунцель» — оно лежит на поверхности, никем особо не охраняется, но всё-таки требует немедленного извлечения на свет божий и произнесения вслух, да погромче и поотчётливей. Знание это заключается вот в чём: таких мультфильмов уже давно не делают.
И впрямь — в кем-то благословлённый, а кем-то проклятый постшрэковский период, когда над классическими сюжетами принято пренебрежительно посмеиваться, когда сюжет набивают кросс-культурными отсылками так плотно, что бедолага начинает напоминать поведением вегетарианца, который по пьяной лавочке слопал три порции печёного свиного колена и теперь мается животом вперемешку с угрызениями совести, когда голливудские творцы так отчаянно пытаются соригинальничать, что от излишнего мандражу и отсутствия то ли вкуса, то ли меры (а может, всего сразу) умудряются два раза подряд превратить историю про суперзлодея в скучновато-сопливое нечто для самых маленьких и неразборчивых… Да, в это тяжкое время выпускать классическую диснеевскую сказку — с очаровательной принцессой, её отважным возлюбленным, злой мачехой, добрыми друзьями и, конечно же, музыкальными номерами в количестве больше одной штуки — не просто безрассудство, а настоящее, всамделишнее безумие.
Ворвавшаяся тёплым летним ветром в осенне-зимний киносезон «Рапунцель» ведёт себя так, будто и не было этих двух десятков лет, прошедших с выхода последней Великой Диснеевской Сказки. Будто не появлялось на экранах никаких толстозадых, зелёнокожих, пердящих и рыгающих принцесс, непарнокопытные в срочном порядке не обучились человеческой речи, а феерично выписанные сайдкики не начали самым наглым образом задвигать главных героев на второй план. Ты в некотором ошалении смотришь на экран, бросаешь взгляд на календарик, убеждаешься, что на дворе уже давно не девяностые, а, простите, десятые, и внезапно понимаешь, до чего же дико по всему этому соскучился, сидя на всё ещё вкусном (настоящие шедевры не черствеют с годами), но всё-таки чересчур скромном пайке из «Русалочки» и «Аладдина».
А создатели «Рапунцель», несмотря на современнейшую техническую начинку оной — из компьютерной анимации, модного трёхмерья и экшена, которому позавидует подавляющее большинство игровых фильмов, — волшебным образом искривляют окружающее их пространство, проворачивая такие фокусы, которые в чуть менее умелых руках не вызвали бы ничего, кроме глумливых ухмылок и прицельного закидывания мультфильма несвежими яблоками. Какое же, право, счастье, что в этой успевшей быстро постареть душой и стать заядлым циником индустрии ещё остались талантливые люди с положительно заряженной и очень заразительной сумасшедшинкой в глазах!
Здесь в самом деле звучат песни, причём звучат не раз, не два и даже не три — проще говоря, достаточно часто, чтобы — в теории — утомить даже самого лояльного зрителя. Но в том-то и дело, что на «Рапунцель» теория даёт мощнейший сбой: песни не только хороши (а заглавная тема так и вовсе великолепна — спасибо вам, маэстро Менкен), не только логически обоснованы (с самого начала понятно, почему Рапунцель так привыкла петь), не только замечательно исполнены (в том числе и в русском дубляже — всё-таки пригласить на главную роль Викторию Дайнеко было отличной идеей), но и просто-напросто уместны: каждая из них — это настоящая частичка сюжета, а не тупое стихотворное повторение уже сказанного ранее. Более того, «Рапунцель» — это первый в истории мультфильм, один из музыкальных номеров которого реально опасен для жизни, потому что не даёт передохнуть от душащего, щекочущего, сгибающего пополам и всячески измывающегося над организмом смеха.
Местная живность и впрямь держит рот на замке, но своим молчанием умудряется сказать раз в десять больше, чем не в меру болтливая свистобратия из других мультфильмов. За одного Максимуса — самого натурального охотничьего пса, родившегося в теле благородного скакуна, — сценаристам стоит ставить памятник, потому что смешных моментов с ним хватит на все четыре «Шрэка» с его вконец утомившим Ослом. А за верного ручного хамелеона Паскаля уже поставленный памятник следует покрыть золотом, инкрустировать брильянтами и снабдить круглосуточной охраной — да не из этих мультяшных балбесов, от которых отворачиваются даже собственные кони, а из настоящих рыцарей без страха и упрёка, мимо которых даже муха не пролетит, не отдав честь или сразу богу душу.
«Осторожно, он может почуять страх» (Юджин).
После этой потрясающей парочки некоторое время не можешь смотреть даже на вполне себе адекватных и смешных, но-таки говорящих животных — слишком уж сильно желание взять кляп и заткнуть болтунов хотя бы на полчасика, сопроводив это не очень любезное действие лекцией о пользе обета молчания. Как-то даже сразу и не верится, что исполнительным продюсером на «Рапунцель» был Джон Лассетер — режиссёр «Приключений Флика» и человек, не без участия которого американский дубляж убил самые смешные и немногословные сцены миядзаковской «Ведьминой службы доставки», «разукрасив» их закадровой речью.
Ещё у этой истории исключительно положительный главный герой и совершенно злодейская антагонистка, но тому, кто уже порядком подустал от всех этих мечущихся между тёмной и светлой стороной персонажей (разумеется, с заранее известным исходом, к которому авторы, однако, ведут зрителя как к какому-нибудь Святому Граалю), будет легко понять, почему это чёткое деление на хороших и плохих способно так неподдельно обрадовать. Доброму, смелому и остроумному парню Флинну-Юджину сразу же желаешь осуществить свою главную мечту, о которой он поначалу даже не догадывается, а коварную, но умную и терпеливую «матушку» Готель с первого появления на экране хочется взять на мушку арбалета и не снимать с прицела до самых финальных титров. Ибо та ещё дамочка — палец в рот не клади, откусит вместе с головой и споёт издевательскую песенку про то, что мама умней.
Но самая большая ценность «Рапунцель» — это главная героиня, очаровательная девушка с чудесными волшебными волосами, без малого восемнадцать лет просидевшая в одинокой высокой башне, но умудрившаяся не растерять при этом ни лёгкого нрава, ни доброты, ни веры в людей (говорите, что хотите, а из Готель вышла неплохая воспитательница). Рапунцель изучает открывающийся перед ней новый мир, и её вера в его красоту столь велика, что окружение начинает волей-неволей становиться лучше — видимо, чтобы не было мучительно стыдно перед такой милашкой. И вот уже банда головорезов передумывает делать гадости и заводит истерически смешную песню о своих мечтах (а кто не хочет петь, того мы заставим!), боевой конь машет хвостом как верный пёс и снисходит до перемирия со своим врагом, а вчерашний ворюга и пройдоха без малейших сожалений расстаётся с прежней жизнью, потому что перед ним — та самая единственная на свете девушка, которую ни в коем случае нельзя упустить, даже если ради этого придётся ежеминутно рисковать шкурой.
«Диснею» снова удалось то, что никак не удаётся другим компаниям (за очень, очень редкими исключениями) — подарить миру такую героиню, в которую просто невозможно не влюбиться. Одного взгляда на это прекрасное создание достаточно, чтобы умилённо вздохнуть, трёхминутных метаний в стиле «Какой чудесный день! Боже, я ужасная дочь! Но как же здорово! Ах, бедная мама!» за глаза хватает, чтобы проникнуться к девушке неподдельной симпатией, а дальше эта привязанность с каждым словом, каждой улыбкой, каждым поступком и каждым подвигом принцессы становится лишь сильнее и сильнее — и так вплоть до невольно увлажняющихся глаз в сказочно красивой и романтичной сцене с тысячей парящих фонариков. Порой мнится, что таких девушек опасно выпускать в реальный мир — они сделают безумно счастливым одного-единственного парня и вдребезги разобьют сердца всем остальным. Но затем понимаешь — это не такая уж и большая цена за то, чтобы люди вокруг стали чище и добрее.
И вообще — помните, как когда-то в детстве всё вокруг выглядело таким предельно простым и ясным? Были плохие люди, были хорошие, а слово «дуализм» вызывало ассоциации с благородными дуэлями, но уж никак не с особенностями запутанного человеческого характера. Так вот, «Рапунцель» способна вернуть вас в эти дивные времена буквально за считанные минуты: и именно поэтому во время мультфильма не отпускает ощущение какой-то невероятной лёгкости и подлинного счастья. Кажется, что ты только что победил всех врагов, обрёл миллион верных друзей, нашёл любовь всей своей жизни, достал для неё Луну с неба, свернул горы и ради её звонкого смеха готов свернуть хоть целый горный хребет.
А потом ты выходишь из зала и с радостным изумлением понимаешь, что это чувство никуда не делось — жизнь по-прежнему прекрасна, тебя окружают только замечательные люди, а вечная любовь если ещё и не постучалась в дверь, то ждёт где-то за углом — достаточно сделать пару шагов, протянуть руку и коснуться её кончиками пальцев.
Ведь где-то на белом свете живёт и радуется жизни чудесная девушка по имени Рапунцель, а значит, сказка не закончится никогда.
Авторизируйтесь, чтобы оставлять комментарии: