Бытует мнение, что сравнивать фильм с книгой — дурной тон. Большинство читателей плевать на экранизацию хотели и не откажут себе в удовольствии обхаять её, если форма носа главного героя не такая, как они представляли. Найдутся и те, кто считает, что раз кино (или сериал) — самостоятельное произведение, то авторы вольны творить всё что вздумается, не оглядываясь на первоисточник. По здравом размышлении напрашивается вывод: качество конечного продукта важнее строгого следования оригиналу, но вольности прощаются, лишь когда результат превосходит ожидания. Хороший режиссёр на основе посредственной книжонки способен создать культовое кино, но чаще получаются, мягко говоря, спорные картины.
Однако со «Штаммом» дело обстоит иначе. Поскольку создатель книжной и сериальной версий — один и тот же человек, вопроса «Понял ли он авторскую задумку?» возникнуть не может. Зато появляется ощущение, что Гильермо дель Торо, подобно игроку в RPG, загрузил одну из сохранёнок и решил перепройти историю с другими решениями. Некоторые из них удачные и интересные, другие оставляют привкус просроченных консервов.
Главный недостаток четвёртого сезона — в мир на экране трудно поверить. Всё начинается с последствий ядерной бомбардировки, которые сводятся к паре слов о людях с лучевой болезнью и жёлтому светофильтру. Зрителю толком не объясняют, что произошло, лишь вскользь упомянув, что помимо взрыва на острове Либерти была серия атак, затмивших солнце и подаривших стригоям свободу передвижения. Получился лайтовый апокалипсис: здесь при желании даже оленя можно подстрелить — видимо, крупные травоядные прекрасно себя чувствуют в условиях ядерной зимы и не испытывают проблем с пропитанием.
Для незнакомого с книгой зрителя происхождение Хозяина и остальных стригоев останется загадкой. Однако решение убрать из сериала религиозные мотивы и мистику, несомненно, верное. Строго говоря, эта история не о чудовищах, а о человеке и его поступках. Хозяин, хоть и воплощает в себе абсолютное зло, не вызывает такой неприязни, как люди, готовые ему служить. Во всей красе показана машина пропаганды, призванная перевернуть людское представление о добре и зле. Во время допроса Десай, сменивший почившего Палмера, продолжает гнуть свою линию, уверенный, что хороший парень здесь именно он. Эта сцена выглядит жутче вида обескровленных пленников, потому что подобных ему приходится наблюдать в реальном мире всё чаще.
Сцена с наконец-то определившимся Заком заставляет вспомнить «Возвращение джедая». Герой находит в себе остатки человечности и совершает хороший поступок ради близкого человека — только на сей раз сын вступается за отца. За эту сцену сериалу можно простить многие недостатки; жаль лишь, что послесловие Фета немного портит впечатление. Можно было обойтись без рассуждений о любви. Зак — не самый приятный персонаж — своим последним поступком доносит до нас больше, чем весь монолог Василия.
Экшен не потерял качества, а новые жизненные условия добавили героям поводов пострелять и подраться. Бывший врач, хакер и крысолов за несколько месяцев научились обращаться с оружием не хуже профессиональных военных и теперь пачками валят не только вампиров, но и вооружённые отряды полицаев. А когда возникают серьёзные проблемы, появляется мистер Квинлан и решает их.
Жестокости прибавилось, притом авторы не стремятся показывать всю мерзость происходящего — порой хватает нескольких кадров, чтобы зритель сам мог додумать, какие ужасы творятся в условиях нового Холокоста. Но в итоге публику ждёт катарсис, а злых дядек — возмездие: главному коллаборационисту разбивают голову, а стригой-нацист умирает, напившись отравленной крови.
Сериал заканчивается на оптимистичной ноте: всё возвращается на круги своя, человечество продолжает путь в светлое будущее, и наверняка люди скоро притворятся, что ничего не произошло. Дель Торо не создал шедевр, но подарил нам качественный продукт, который развлекает в летний вечер, а в сочетании со спиртным может настроить на философский лад. Деформировав романтический образ вампира, дель Торо должен сделать следующий шаг — снять собственную версию «Сумерек».
Авторизируйтесь, чтобы оставлять комментарии: