Прилично ли вести светские беседы о вещах совсем не будничных, грандиозных? Уместно ли иронизировать, рассуждая о высших материях? Разумно ли фривольничать, полемизируя о непреходящем? «Дерзайте!» — ответит вам Паоло Соррентино, чей «Молодой Папа» сам по себе является безоговорочно утвердительным ответом на эти вопросы.
Но в кажущейся простоте его подхода к вечным темам всё-таки есть свои секреты. Рождённый даровитым неаполитанцем мир живёт иронией, самоиронией и никогда — насмешкой; в нём нет места ни вымещению обид, ни бичеванию, ни обличениям. Вытаскивать на солнце чужую грязь, копаться в ней, пачкая руки до локтей, — неблагодарная затея. История, рассказанная Соррентино, проста, местами символична, трогательна, честна и искренна. Она желает нравиться не пестротой одежд, а тем, что прячется под ними.
Желает ли нравиться тот, кто стоит в центре этой истории? Как бы не так! В папские покои и зрительские сердца вселяется вчерашний честолюбивый претендент — энергичный «мальчишка» Ленни Белардо, дерзко схвативший бога за руку и повелевший отвести его туда, где ему наконец-то воздадут должное, увенчав священной тиарой. Вечный сын, он не верит в своего отца — он его знает, он с ним давно на ты. Воспитавшая Ленни сестра Мэри не бросала слов на ветер, утверждая, что он — святой. Бог из каких-то своих соображений снисходит до его молитв в порядке рутинного рабочего процесса. Пий XIII не мистик, а прагматик и реалист, который, добросовестно исполняя свои обязанности, того же требует от «начальства» — и получает желаемое. Только этому Папе и под силу научить свою паству любить бога.
Пожалуй, на сегодняшний день это лучшая роль Джуда Лоу — глубокая, многогранная и яркая. Ленни Белардо — живой и сложный персонаж с невероятно богатой палитрой характера. Чего только стоят его монологи! От первой, гневной и обличительной речи перед паствой до ораторской симфонии в Африке, от грозного и ядовитого послания к кардиналам до глубоко лиричной проповеди в Венеции. Пий XIII — непостижимый в своей противоречивости человек. Суровый реформатор, диктатор в тиаре, строптивец и еретик, апологет консерватизма, открыто подвергающий сомнению императив веры, мудрый и хитрый политик, ревнивый ребёнок и чувственный романтик, вдобавок обаятельный как грех. Что за дьявольское сочетание!
И уж если упоминать гремучие смеси, то мимо музыки не пройти никак. Она отдельная яркая нить в этом пёстром гобелене. Спектр задействованных композиций редкостно широк: от суровой классики до махровой попсы. А что они порой творят в сочетании с видеорядом, не поддаётся описанию. Достаточно вспомнить облачение в церемониальные одежды на фоне I sexy and I know it, сопровождаемую мурлычущим Halo проповедь о мире или стильный опенинг под Watchtower от Devlin.
Но пожалуй, важнейшим ингредиентом в этом душистом вареве является юмор, удивительно гармонирующий с драмой и накалом бушующих в Ватикане страстей, какие иным интриганам и не снились. А главное — мы получили уникальную возможность за этими страстями наблюдать. Невзирая на провозглашённые новым Папой затворничество и аскезу, Католическая церковь ещё никогда не была так близка к народу. Чтобы рассмотреть всех действующих лиц этой невероятной истории, нет нужды хвататься за микроскоп — вот они, как на ладони, со всеми своими слабостями и забавностями, тёмными помыслами, странностями и грехами, коих у приближенных к богу ничуть не меньше, чем у любого мирянина за стенами Ватикана.
И как ни современен «Молодой Папа» особенностями трактовки и подачи, а всё же сердце его, вещая о взрослении, преодолении и поисках себя, старо как мир. Тут поневоле заподозришь в Соррентино и его соавторах если не гениев, то исключительно талантливых рассказчиков. Они облекли этот древний остов в столь привлекательную плоть, что отвести от него взгляд так же сложно, как оторваться от созерцания роскошных форм Венеры Виллендорфской Его Высокопреосвященству кардиналу Войелло.
Авторизируйтесь, чтобы оставлять комментарии: