Новые сериалы 22–28 мая Новости аниме — лучшее за неделю Новости игр — лучшее за неделю ЕВА-215: Титаническая комедия (подкаст с вебками) Судья Дредд отправляется на телеэкраны
40
ИГРЫ
 
Прямая ссылка на новость:

iOS vs Портативки. Есть ли жизнь после Angry Birds?

Как говорится: "Иногда они возвращаются". И вот сегодня в гостях у нашей рубрики "Стечение мыслей" – приглашённый автор, которого мы считали давно потерянным для рядов КГ. Неудивительно, на самом деле, что он всё-таки проявился, ведь однажды КГшник – всегда КГшник. Просим, однако, помнить: постоянный автор рубрики отнюдь не обязуется во всём разделять мнение, обретшее плоть в нижеследующих строках. Не разделять, однако, тоже не обязуется.

Говоря по правде, несмотря на весь свой скепсис, который я испытывал касательно заявлений Стива Джобса о том, что «теперь iOS – это игровая платформа», надо признать: Apple провели колоссальную работу, и сегодня успехи AppStore вызывают активные разброд и шатание среди аналитиков. Кто-то даже радикально заявляет, что планшеты убьют настольные ПК. Но как мы знаем, кино не может убить театр уже сотню с копейками лет, так что оставим эти заявления на совести Нострадамусов от хайтека.

Кому реально грозит потеря рынка, а то и тотальная аннигиляция по вине планшетников, так это нетбукам, субноутбукам и портативным игровым приставкам. Говорить про «убийство» ноутбуков не решусь, так как планшеты пока сильно далеки от статуса полновесного, но при этом компактного десктопа. Мощности, знаете ли, не те, да и задачи у устройств в последнее время очень разные.

Ну да вернёмся к нашим баранам, а точнее портативным консолям. Многолетнюю гегемонию Nintendo на данном поприще уже попыталась сломать Sony, которой удалось с первой попытки откусить у N если и не шмат, то вполне себе лакомый кусочек аудитории. Для жизни которой по счёту ревизии PSP хватает, по крайней мере.

Apple же, в свою очередь, полностью переформатировала весь карманный рынок. Цифровая модель распространения приложений по очень выгодным, почти незаметным для потребителя ценам не на шутку напугала немногочисленных игроков рынка карманного гейминга. Успех «Яблок» закреплялся и феноменальными продажами на «точках распространения продукции»: iPad и iPhone расходятся, словно вакцина от СПИДа в Африке.

Надо сказать честно, на фоне вкусного экрана и огромного количества функций современных смартфонов и планшетов хэндхелды прошлого поколения действительно выглядят бедными родственниками. iPhone двинул в мир моду на цифровую загрузку игр и программ прямо с мобильных устройств («спасибо» надо говорить дозревшему до этого 3-4G), причём с оплатой опять же с устройств. И это не говоря о полноценном мультитаче и совершенно новой философии под названием тач-гейминг.

Будет в корне неверно сразу прыгать к face off портативок нынешнего поколения и iOS без подробного рассказа о то, что же это такое – игра без кнопок. Несомненно, возможность управлять действиями в игре по касанию, да ещё и на большом экране даёт огромные преимущества. В первую очередь для, как ни смешно, чисто ПК-жанров. Стратегии, квесты, экономические симы, тайкуны и компьютерные адаптации настолок словно сам господь создавал под задорное и быстрое управление пальцами. Никаких хоткеев, никакой лабуды с кнопками – теперь вы управляете армией/страной/космической империей буквально своими руками.

Второй тип проектов, где тач явился настоящим прорывом, – это казуальная продукция. Мега-легендарный тайм-киллер Angry Birds, ставшая культовой ещё на ПК Plants vs Zombies, тупая, но задорная Fruit Ninja, умилительная Cut the Rope от наших соотечественников из Zeptolab... Эти игры стали такими же полноправными маскотами «Яблока», как Марио у N и сэкбой или Дрейк у Sony. Более того, доходы и цифры у iOS уже далеко не мобильные. Одна только Angry Birds продалась количеством 200 миллионов копий. На долларовой игре ничего не ожидавшие нерды из Rovio уже заработали порядка 150 миллионов долларов.

Это вовсе не означает, будто на платформе нет хардкора. Чрезвычайно сильно к появлению относительно глубоких игр подстегнул конкретно iPad с более мощным железом и экраном большего размера.

Однако здесь-то iOS и садится в лужу. Core-геймеру кроме пары игр делать на iOS по факту нечего. Отсутствие кнопок заставляет разработчиков идти на всевозможные ухищрения. Так, например, космоаркада Galaxy on Fire 2 эмулирует кнопки прямо на экране, поворот в автомобильных играх привязан к гироскопу (а газ за геймера давит ИИ), и даже бенчмарк Infinity Blade от Epic и CHAIR геймплейно не более чем Fruit Ninja с топовой графикой. Говорить пусть и о хороших, но всё-таки китайских (во всех смыслах) поделиях Gameloft мы в приличном обществе не будем. Отметим лишь, что игры этой конторы отличаются самым вменяемым юзабилити на платформе. Правда, на фоне любой игры с PSP управляются они дико убого.

Это, однако, не отменяет того факта, что RTS и иже с ними на iOS прекрасны. Но оных в AppStore пока единицы, а серьёзных игр других жанров без «костылей» под тач на платформе пока не предвидится. Казалось бы, вот она, та самая волшебная брешь, которая позволит портативщикам сохранить свой бизнес, а может, даже его и преумножить. Невзирая на то, что казуальная аудитория уже де-факто не слезет с иглы Apple, игровой рынок богатеет не только и не столько за счет казуалов.

Таким образом, ниша игр, больших, глубоких, графически совершенных и удобных в дороге никем не занята. Всё, что требовалось от больших корпораций – это предоставить заядлому игроку достойную по начинке и цене точку распространения контента, а также удобную и имеющую перспективы к росту площадку для его покупки. Времени что у Nintendo, что у Sony было достаточно, однако в итоге братья-самураи пошли совершенно различными путями.


3DS vs iOS

Итак, после трёх лет с iДевайсами, года с Android и четырёх дней с 3DS можно делать некоторые выводы. Скажете, четырёх дней мало? Проблема в том, что стартовой линейки приставки от N хватает именно на этот срок. Не проходить же заново древний Ocarina of Time, давно прекрасно эмулируемый на ПК, ей богу.

Более того, для многих здесь собравшихся не секрет, что DS всегда удивляла креативными двухмерными играми, лёгкими проектами и Нинсобачками, отчего популярность двухдисплейного детища в среде девочек, домохозяек и прочих далеких от гейминга людей была запредельно высока. Не подумайте, будто автор укоряет Нин, на приставке хватало и хардкора. Однако глупо было бы утверждать, что большая часть из миллионов купивших приставку – серьёзные и конкретные геймеры. DS удалось то, что не получилось у PSP – она стала стильным гаджетом про игры, тогда как PSP была игровой приставкой для геймеров. Процентное соотношение аудитории тоже было соответствующим, случайные люди PSP покупали гораздо реже.

Но пришла Apple и изменила рынок в одночасье. И так вышло, что 20-30% игроков от общей массы портативщиков остались с Sony (куда ты денешься с хардкорной лодки?), а вот любители «просто поиграть» массово перетекли на iOS, и обратная миграция на отдельный игровой гаджет пока, судя по статистике, не планируется. Вторят этим мыслям как слабые стартовые продажи 3DS, так и туманная линейка игр что на старте, что в обозримом будущем. Крупный издатель понимает, что на денежном казуальном поле запахло сменой лидера упряжки, и массово отменяет или переносит проекты для 3DS.

Наиболее в этом плане показательны слова босса EA Джона Ричителло, который утверждает, что будущее за iOS, а 3DS не более чем игрушка. Можно оспаривать его суждения, однако EA один из немногих крупных издательских домов (кроме Ubisoft/Gameloft), занимающих очень солидное положение на мобильном рынке: он проводит операции как и напрямую, так и через дочерние компании, продолжает активно инвестировать в этот сектор.

Оптимизма картине не добавляет сенсационный и неожиданный прайс-кат на 3DS со стороны Nintendo, а также на 80% сниженные прогнозы продаж консоли по году. Причин, почему 3DS всё-таки не взлетит и отчего тут виновата iOS, несколько.

1. Самая важная – это начинка. Apple, HTC, Samsung и прочие приучили нас к тому, что отдавая свои кровные мы получаем взамен красивый и стильный гаджет, укомплектованный по последнему слову техники с не менее красивым и ярким дисплеем на борту. И если для смартфона зачастую экран вторичен (HTC, например, до сих пор никак не освоит AMOLED), то для игровой приставки это чуть ли не основной элемент. Игру-то геймер на дисплее наблюдает. И если плюгавый экранчик DS был простителен, ибо тач, дисплейчика аж два, годы ранние, а цена невысокая, то вот в случае с 3DS получился облом.

Основная фишка в том, что пресловутое 3D подарило приставке дисплей средней руки смартфончика. Причём несмотря на общее разрешение – достаточно карапулечного размера. Даже на фоне iPhone 3G консоль выглядит непривлекательно. А ведь потенциальные покупатели 3DS уже избалованы вкусными цветастыми IPS-матрицами немаленького размера, причём с полноценным управлением пальцами. Всё, что способна противопоставить этому Nintendo – жалкий стилус без мультитача.

Про железо ругань мы опустим, скажем лишь то, что ровно семь лет спустя Nintendo-таки догнала PSP по мощностям. С чем мы её и поздравляем. Жаль только игр, которые эти мощности демонстрируют, покупатель не увидит раньше осени-зимы.

2. Дизайн устройства. Нин достаточно консервативна, но 3DS в мире победивших айфонов выглядит совсем уж динозавром. Да, старый добрый кирпич причесали, сгладили ему края, но кирпичом он быть не перестал. Увы, из 3DS не выйдет, например, модного девчачьего гаджета для игрулек в собачку с компанией подруг. Для этого у компании подруг есть либо айфон в розовом чехольчике, либо айпад со стразиками.

3. Цена на контент. Игры на 3DS стоят каких-то совершенно неадекватных денег. 60-70 баксов супротив 6-10 в аппсторе – это, батьки, разница. И это Nintendo абсолютно серьёзно. Причём на 3DS я пока что получаю в лучшем случае порт Зельды, а на iPad Galaxy on Fire 2.

4. Слабая и, опять же, дорогая цифровая площадка с мизерным выбором. Библиотека в AppStore настолько огромна и в последнее время интересна, что на неё не хватает ни времени, ни денег. Цифровой магазин 3DS очень мал и пугает ценами. Plants vs Zombies на iPad стоят в районе 7 долларов, на 3DS они обойдутся вам в 17 баксов. И учтите – у консоли принципиально отсутствует 3G-модуль, так что вы, как и в прошлом портативном поколении, жестоко привязаны к хотспоту. Причём Нин так и не почесалась пустить россиян в онлайн-сервисы, но это на фоне общего сюжета уже не так важно.

5. Портативные функции. У iPad больше дисплей, там лучше реализован тач, устройство держит порядка 7 часов нон-стоп в Plants vs Zombies, к тому же у большинства молодых и просто активных людей он уже есть (или скоро появится) и всегда с собой.

6. Юзабилити. 3DS ужасна как с классической точки зрения, так и по современным стандартам рынка. В консоли нет мультитача, верхний дисплей неактивен, аналоговый стик, мягко скажем, далёк от удобства, а управление стилусом в 2011 году больше похоже на плохую шутку, нежели на интересное, как в середине нулевых, конструкторское решение.

7. Полная инертность партнёров. Марио, может, и хорош, но без крепких 3rd party ой как тяжело. Спросите Sony, ей не впервой.

И это лишь те недостатки, которые болтаются на поверхности. Ивате и компании придется совершить настоящее бизнес-чудо для того, чтобы банально удержать платформу на плаву.

Главной стратегической ошибкой было то, что Нин сделала ставку на политику «такого же, но пожирнее и с безумной фишкой», а тем временем у неё на глазах Apple пилила рынок. В итоге вышло, что 3DS с графикой от PSP и ценой, сравнимой с PS3, оказалась, вот неожиданность, никому не нужна. А поскольку хайп на пресловутое 3D уже успел остыть (ждём «Аватара – 2»), а сама технология безочкового 3D очень далека не то что от идеала – от приемлемой работы, не сработала и фирменная «безумная фишка» Nintendo.

Понятно, что в таких условиях ни о какой конкуренции с iOS речи не идёт. Ни один вменяемый человек, уже обладая iPhone, не купит девайс «ради пары игр». К тому же надо напомнить, что 3DS по цене до прайската и iPhone с годовым контрактом оператора стоят на Западе примерно одинаково (и это не говоря про куда более дешёвый iPod Touch), так что выводы можно сделать самому.


iOS vs Vita

Sony, как известно, фирма до безумия многопрофильная. Наверное, именно из-за того факта, что дочка корпорации SonyEricsson по долгу службы активно мониторит мобильный рынок, Vita получилась такой, какой получилась.

SCE не стала открывать гайдзинам Японии, она лишь улучшила и преумножила наследие PSP, напичкав его мощным железом и трендовыми фишками. Может, не слишком изобретательно, вот только в новых рыночных условиях Vita, оправдывая своё название, имеет достаточно высокие шансы на выживание.

Причины банальны:

1. Инженеры Sony не стали сюсюкаться с сырыми технологиями, а просто выкатили феноменальную железку, собрав хэндхелд из самых горячих рыночных решений. Огромный яркий мультитач-дисплей, задняя тач-панель (пока не очень понятно, зачем, ну да пусть будет) и топовая графическая система. Как ни крути, почти-PS3 в кармане – это нечто большее, чем просто iPhone. И если казуалам в принципе на это плевать, то для core-аудитории начинка Vita уже достаточно симпатична, чтобы задуматься о покупке.

2. Дизайн и эргономика. Даже спустя 6 лет причёсанная PSP выглядит вполне современно. Ну а с появлением двух выпуклых стиков юзабилити устройства становится вовсе волшебным. Добавим сюда полноценный тач и получим на выходе мощный игровой комбайн, который пока ни один конкурент воспроизвести не в силах. Особенно ту часть, что про стики и физическое управление вообще.

Для сравнения: на 3DS стик мало того, что вжат в корпус (как тот ужасный клитор на PSP), так он ещё и находится аккурат над крестовиной. Это трэш, ад и погибель. Vita же по эргономике напоминает скорее похудевший DualShock с дисплеем, что едва ли плохо.

3. Цена. Игры на Vita, где даже заявленная линейка ланч-тайтлов выдаёт весьма достойную картинку, будут стоить 40 долларов. Это дешевле консольной розницы, но дороже AppStore. Хотя сколько будет стоить в AppStore проект уровня Uncharted – тайна; к тому же там пока таких нет. Посему 40 баксов для большой и красивой портативной игры – это вполне позволительная и справедливая цифра. И это не говоря о самой консоли, чья стоимость будет укладываться в 300 долларов. Для железа уровня Vita это, говоря по правде, не деньги.

3. Библиотека. Даже умолчав о богатом наследии брендов самой Sony, можно сказать, что у консоли впереди богатое кросс-платформеное будущее. Железо Vita построено таким образом, что как на PS3, так и с неё можно делать достаточно качественные порты с минимальными потерями в ресурсах.

Причём это важно не столько для игр, сколько для движков, которые в случае с iOS или 3DS приходится писать с нуля. Помимо того, у iPad 2 и Vita общий графический чип (только у планшета Apple он сильно урезан) и их роднит ARM-архитектура. Это позволяет переносить не только консольные, но и уже вполне взрослые мобильные API на платформу Sony. Не стоит и упоминать о том, как сильно это сократит расходы девелоперам и нервотрёпку игрокам. И не забываем про обратную совместимость со всей выпущенной в PSN PSP-библиотекой, большая часть игр которой даже поныне выглядит вполне достойно, а тут ещё и от дополнительных фич управления выиграет.

4. PSN. Это, конечно, не AppStore, однако площадка достаточно массивна, чтобы обслужить массу потенциальных хардкорных покупателей Vita (заметим, у значительной их части уже есть аккаунт в PSN). И помимо загрузки больших игр, сервис Sony уже на старте предложит игрокам всю библиотеку Minis и классики с PSX. Максимум, что предлагает Нин сейчас, – это убогие апскейлы игр с DS и дорогущие порты проектов со всё той же iOS.

5. Портативность. Функционал Vita сравним с современными смартами, она только разве что не звонит, хотя можно ожидать Skype или Gtalk в новых прошивках. И не забываем про 3G модуль!

6. Готовность работать с 3rd party. Из-за дружелюбной архитектуры приставки (как это странно звучит в контексте продукта SCE, а!) и чёткого понимания компанией того, что консоль она будет продавать не кому попало, а хардкорщикам, на платформу активно прут эксклюзивы, далёкие от самой Sony. Bioshock, Call of Duty и прочая, и прочая. Кстати, в той самой речи про iPad и 3DS Ричителло ни слова не сказал о Vita, что символизирует.

Всё это, естественно, не гарантирует Vita счастливую жизнь или мгновенный успех, но её перспективы лично мне видны вполне отчётливо. Sony собирается удержать некогда откушенный кусок аудитории и, в отличие от Nintdendo, похоже, понимает специфику этой самой аудитории. Конечно, Sony будет не Sony, если не споткнётся пару раз на ровном месте и не наступит ещё разок на какие-нибудь старые грабли, потерянные в саду корпоративных фэйлов. Однако в будущее PS Vita можно хотя бы верить.


Вывод

На мой взгляд, понимание термина «мобильная игра», равно как и психология аудитории, равно как и её охват за последние три года трансформировались столь сильно, что смена портативного лидера и крушение какого-нибудь экс-чемпиона были лишь вопросом времени. Этим чемпионом, похоже, стала Nintendo.

В текущем состоянии у 3DS нет будущего, по крайней мере, такого счастливого и радостного, какое было в свое время у DS. Времена философии Nintendo прошли, о чём лишний раз свидетельствует непонятное чудище WiiU. Этакая смесь DS с iPad. Это попытка нагнать уходящий поезд, на который Ивата всё это время принципиально не обращал внимания, а когда тот безжалостно раздавил своими колесами интересы Нин, было уже поздно.

Sony, в свою очередь, похоже, в кои-то веки извлекла урок из PSP и, в отличие от Нин, примерно прикинула, зачем и кому нужна в современном мире портативная игровая приставка отдельно от смартфона или планшета. И нынешняя правда в том, что для «игрулек» она не нужна.

Я не куплю себе 3DS, её функции куда лучше и дешевле выполняет iPad или даже iPhone. А вот с хардкорной лодки я никуда не денусь. Уезжая за город, в командировку или куда-то ещё (на ДРКГ, например), я, как любитель объёмных классических игр, буду вынужден купить Vita. На её стороне как физическое управление на пару со взрослой картинкой, так и наличие библиотеки «больших» игр уже на старте. Ничего из вышеперечисленного iOS мне не даст, да и не должна давать. Это, во-первых, не её задачи, а во-вторых, карманные Анчартеды и Год оф Вары – это где-то за пределами бизнес-модели Джобса, которая гениальна тем, что зарабатывает многое за счёт малого.

Паникерам же можно сказать: «Харэ кричать, карапузики!». iOS не убила устройство под названием «портативная игровая приставка», она просто сделала его более нишевым. И может, набор функций у удачного хэндхэлда и хорошего планшета примерно одинаков, у них всё же разные задачи и философия. Как в случае ПК и игровых приставок.

Просто рынок наконец-то развёл, где же тут всё-таки кино (iOS), а где театр (хэндхелды).
Авторизируйтесь, чтобы оставлять комментарии:
 
Меню