Метагалактический мегакинопортал
Трейлер тактики Commandos: Origins демонстрирует обширную географию локаций «Идущие на смерть» Роланда Эммериха показали свой тизер Инопланетянин засветился на постере фантастической драмы «Контакты» Дональд Дак станет Росомахой Новая экранизация Street Fighter выйдет весной 2026 года

Человек-паук. Утраты

Spider-Man. Losses

Страданиями душа совершенствуется

Не верьте попыткам выставить Питера Паркера трагичным персонажем — в его жизни хватало светлых пятен. Но так уж выходит, что самыми важными и запоминающимся, поворотными моментами в жизнях долгоживущих персонажей зачастую оказываются именно их худшие дни. Дни вроде тех, которые освещены в сборнике «Человек-паук. Утраты».

Странная точка входа в серию, издававшуюся у нас, кажется, куда активнее чего угодно в Marvel-комиксах, спору нет… но и на удивление неплохая. Она не заходит за пределы классики, а потому не требует знания масштабных событий и сложных схем взаимоотношений между персонажами разных Marvel-франчайзов, но в то же время уверенно прыгает между шестидесятыми, семидесятыми и восьмидесятыми годами, наглядно демонстрируя развитие комиксов как художественной литературы.

Цепочка утрат Питера Паркера начинается, как все прекрасно знают, ещё в начале его пути. Да, стартует книга в легендарном 15-м выпуске «Удивительного фэнтези», представившем миру историю становления Человека-паука. И по современным меркам это, конечно, полнейшая дрянь. Хороший, даже замечательный концепт, краткий синопсис для чего-то, что в руках настоящего писателя могло бы стать шедевром. Но написан он максимально топорно, переходы между сценами кондовые, а всем привычной наставнической роли дяди Бена просто-напросто нет. Да, дядю уже тогда убил тот же преступник, которого поленился задержать зазвездившийся Питер, но в этой версии Бен — просто любимый дядя героя, а вовсе не автор легендарной мысли «С великой силой приходит великая ответственность». В мире комикса её вообще никто не произносит, она достаётся читателям в сопроводительном тексте рассказчика.

Дальше действие перескакивает из 1964 года в 1970-й. Комиксы начинают серьёзнее подходить к структуре повествования, пересечению параллельных сюжетных линий, развешиванию ружей и тому подобным вещам, позаимствованным из «взрослой» литературы. Хорошо написанными это их пока не делает — авторы всё ещё не верят в способность рисунка говорить за себя, а потому навязчиво вкладывают в уста и мысли персонажей объяснения происходящего на странице. Но прогресс всё равно налицо, и под местами слабенькими текстами скрывается большая и увлекательная история в пяти главах, которая начинается с противостояния между Пауком и Осьминогом, перетекает в обвинение Паука в убийстве отца Гвен и любимого всей полицией детектива Джорджа Стейси, а заканчивается борьбой с коррупцией, где в не совсем привычных для себя ролях оказываются и работники The Daily Bugle, и один из Людей-Икс.

Следующий прыжок куда короче: всего через пару лет редакторы в Marvel решили (не в последний, блин, раз), что счастливые отношения неинтересны, а Питеру и вовсе нельзя оставаться без подросткового ангста, и потому жестоко убили (руками самого Паука, по сути) одну из популярнейших героинь в серии — Гвен Стейси.

Людям, знакомым с «Человеком-пауком» по мультсериалу из девяностых или фильмам Рейми, это может показаться странным — какая, к чёрту, Гвен, когда у Питера есть Мэри Джейн. Но на самом-то деле в своё время Паркер был этаким Арчи — героем, которым в той или иной степени интересовались сразу две горячих красотки. И обе, что показательно, были классными героинями. Кто ж знал! Оказывается, не на пустом месте появилась великолепная Гвен из фильма «Удивительный человек-паук», тянущая на себе весь фильм… Увы, по книге «Утраты» вы с ней особо познакомиться не успеете. Конечно, она активно участвовала в цикле с гибелью её отца, но следом наступают Зелёный гоблин, мост, падение и свёрнутая шея.

…Ух. Вершиной сценарного мастерства «Ночь, в которую погибла Гвен Стейси» всё ещё не является. Но даже так эта история умудряется пробирать. И страшно подумать, что чувствовали в 1973 году читатели, столкнувшиеся с подобным поворотом впервые… Неудивительно, что этот комикс считается поворотным моментом, убившим невинность комиксов и закончившим их серебряный век.

А ещё неудивительно, что на этом история просто не могла закончиться. Люди могут сколько угодно рассказывать, что месть не приносит удовлетворения — отсутствие достойного воздаяния за подобный поступок удовлетворило бы их куда меньше. Гоблин должен был умереть. А значит, должен был умереть и Норман Осборн — отец лучшего друга Питера. А значит, за два выпуска герой потерял не одного, а сразу двух близких людей. И это, конечно, сильно. Но едва ли не сильнее всего в этих двух выпусках пробирает концовка. Маленький момент, когда разъярённый на всех и вся Питер забрасывает беспочвенными оскорблениями Мэри Джейн, прогоняет её и остаётся тихонько рыдать у себя на диване, а собравшаяся было уйти Эм-Джей берёт и… остаётся. Да, иногда раскрыть невероятную силу характера персонажа можно без единого слова и пафосных экшен-сцен… Окей. Местами эти две главы всё-таки заслуживают звания вышеупомянутой вершины сценарного мастерства.

Но, как бы важны ни были перечисленные серии, а главная «мякотка» книги начинается дальше. «Смерть Джин Девульф» — история, за пределами «Утрат» в России не издававшаяся. История, которая охуительна от начала и до конца.

Даже по меркам относительно приземлённых ранних лет «Смерть Джин Девульф» — ну очень приземлённая история. Никаких суперзлодеев: просто сильный, безумный и раздражающе неглупый мужик с дробовиком и в обычной зелёной балаклаве. Убийца, который взбудоражил весь Нью-Йорк своей жестокостью и выбором жертв среди уважаемых членов общества. И взбудоражил настолько, что даже ненавидящая Паука полиция начинает активно с ним сотрудничать.

Новичок Питер Девид написал просто шикарную историю, напоминающую нуар-детективы куда сильнее, чем обычные приключения Человека-паука. В каком-то смысле у этого цикла (на четыре главы основного сюжета и три главы-продолжения) больше общего с легендарным «Долгим Хэллоуином» Лоэба, чем с обычными приключениями Паркера, но от того только интереснее. За свой цикл в двух частях Девид успевает и нового интересного злодея создать (причём такого, которому при этом явно позволят избежать постоянных возвращений — спасибо приземлённости концепта), и наполнить жизнь Паркера тяжёлыми моральными дилеммами, и стравить его с Сорвиголовой, чтобы два защитника справедливости смогли вдоволь поразмыслить над тем, чем же эта самая справедливость является. Появление Электро в сиквеле даже упоминать не хочется — ибо он хорош, но всё равно теряется со своими спецэффектами на фоне сурового бугая с двустволкой. Но главное в истории не всё перечисленное, и даже не две страницы фотосессии с Мэри Джейн в нижнем белье, явно заканчивающейся сексом где-то на потолке за кадром. Главное — диалоги. Работа Питера Девида — главная причина, которая позволяет уверенно обзывать легендарные истории шестидесятых и семидесятых посредственно написанными. Потому что вот как надо писать. Хлёстко, умно, с уместным юмором и живыми разговорами, раскрывающими характеры их участников. Пожалуй, имя этого автора стоит запомнить и при случае приобщиться к другим его трудам, даром что «Смерть Джин Девульф» навеки осталась для публики любимым его произведением.

Но мрачная нуар-драма о проступках и их последствиях — не то, на чём хочется заканчивать чтение супергеройской книги. И потому в финале «Утраты» предлагают обратиться к чему-нибудь посветлее: двум историям из цикла «Что, если?». В одном из них выживает Бен. В другом — Гвен. И если история о Бене просто неплоха, то сохранение жизни Гвен закручивает жизнь Паука едва ли не сильнее её смерти — за таким развитием событий было бы не грех последить и куда дальше одной неканоничной истории.

Других дополнительных материалов в книге толком нет — за вычетом подборки альтернативных обложек от разных художников, включая Тодда Макфарлейна. Но и на том спасибо — сборник получился на диво достойным, а истории в нём делятся на знаковые и шикарные или знаковые и шикарные разом. Ну и, что приятно, они неплохо читаются без знания контекста — покуда знаком с персонажами серии по другим произведениям типа мультфильмов и кино, само собой.

   
   
Поделиться:
Лев Гринберг
27 мая 2024

Нехуево 
Оценка автора
Комикс
Читательский рейтинг
0%
Ваша оценка
Авторизируйтесь, чтобы оставлять комментарии:
 
Меню

Подкасты и стримы

Новые выпуски подкастов

 
1ЕВА
 
 
1Телеовощи – 555: Защитные брови
 
0Ноль кадров в секунду
 
 
5Лазер-шоу «Три дебила» – 626: «Фуриоса», «Воображаемые друзья», «Война и мир» от Сарика Андреасяна, «Космические яйца 2»
 
3ЕВА – 587: Японские лузеры
 
2Телеовощи – 554: Следим за развитием событий
 
2Ноль кадров в секунду – 532: The Legend of Link
 
3Лазер-шоу «Три дебила» – 625: Спасаем «Майора Грома», беды «Блэйда», «Плохие парни до конца», «Головоломка 2», «Акулы в Париже»
 
1ЕВА – 586: Политэкономия эксцентриков
 
0Телеовощи – 553: Два овоща
Ещё

Самое обсуждаемое за неделю

Все Кино Сериалы Игры Аниме Комиксы

Новые комментарии