КГ-Подкаст: Больше, длиннее и без купюр
Накрутка голосов — секрет успеха нового фильма Александра Невского Автор «Ходячих мертвецов» Роберт Киркман отвечает на просьбы о новой серии: «Никогда не говори „никогда“» Леди Гага опубликовала первое фото со съёмок «Джокера 2», где сыграет Харли Квинн Свежая экранизация Стивена Кинга убежала со стриминга на большие экраны Киану Ривз и Донни Йен на свежих промо «Джона Уика 4»
• • •
 
10
КИНО
3 890

Киноклассика по выходным: «Отель „У погибшего альпиниста“»

Источник: Таллинфильм

Есть писатели, экранизировать которых тяжело, — настолько широк размах творческой мысли, что даже современные визуальные технологии не в силах его воплотить. Есть писатели, чьё творчество адаптировать на экране в нынешних реалиях уголовно наказуемо, — попробуйте-ка дословно экранизировать отдельные главы «Декамерона» так, чтоб никто не оскорбился.

А есть Аркадий и Борис Стругацкие. Им с экранизациями не везёт настолько, что в итоге получается невыносимая тарковщина, понятная не только лишь всем, либо «Обитаемый остров» с вырвиглазными эффектами. Или вместо эпического фэнтези с экрана льются потоки монохромного говна под бормотание стареющего Ярмольника. Снимались ли приятные исключения? На удивление, да.

Итак…

Справедливости ради сразу оговорюсь — творчество писателей, ставших кумирами думающей советской молодёжи, я не люблю. То ли всегда было с чем сравнивать из домашней библиотеки, то ли синдром утёнка сработал, и прочитанные ранее книги затмили нетленных фантастов. Что ж, тем проще оценить фильм «Отель „У погибшего альпиниста“», вышедший в 1979 году.

Посмотрев его первый раз, не поверил глазам. Ожидая разговорный полуспектакль, увидеть на экране грамотно выставленные кадры, фактурных, как на подбор, актёров, да ещё в антураже заснеженных гор — большая редкость для тех лет. Зрителя с первых секунд окунают головой в сугроб, по очереди представляя каждого из действующих лиц, начиная с эксцентричного управляющего и сенбернара Лели.

Натурные съёмки велись вовсе не в Эстонии, как нам сообщает начальный титр киностудии Tallinnfilm. В роли европейского горнолыжного курорта у чёрта на рогах выступил казахстанский Чимбулак, а точнее — небольшое местечко Туюк-Су поодаль от шумных трасс. И ведь получилось! Скалистые пики не уступают зимним альпийским пейзажам, несмотря на чудовищную зернистость плёнки «Свема».

Теперь о звуке, который так и не смог стать достойной составляющей советского кино. Он был кондовым, патриотично-ламповым — каким угодно, но только не качественным. А тут ты слышишь до одури приятный хруст свежего снега под ногами, стук каблучков по кафельной плитке пола, а местами прорываются отголоски ветра за стеклом. Может, дело в реставрации, но забивание интершума музыкой минимальное.

Да, музыка. Кто знает, получил бы фильм свой культовый статус, не познакомься режиссёр Григорий Кроманов с молодым эстонским композитором Свеном Грюнбергом. На момент съёмок парню было 23 года, и он, что называется, зажёг. Центральную композицию Ball хоть сейчас запускай саундтреком к атмосферному триллеру — станет закадровым фоном как миленькая.

С операторскими находками такого успеха, увы, не получилось. Видимо, ограниченное пространство, помноженное на скромный бюджет киностудии, вынуждало изворачиваться в узких «гостиничных» коридорах с полным отсутствием нормального освещения. Хотя парочка планов, включая взгляд изнутри камина, а также перебивки с «крупняка на крупняк» спасают положение этой необычной постановки.

Благодаря фильму по-новому раскрылся талант модельера Вячеслава Зайцева. Поговаривают, костюмы для героев выбирали из коллекций, забракованных Общесоюзным домом моделей, а кое-что кутюрье готовил музыкантам советских ВИА. Может быть, именно поэтому красавчик Олаф (играет его, кстати, легенда эстонского балета Тийт Хярм) в каждой сцене выглядит заправской рок-звездой.

Кастинг вообще собрал весь свет прибалтийского кино. Латыш Улдис Пуцитис в роли инспектора Глебски, управляющий в исполнении харизматичного Юри Ярвета блистают так, что невольно ищешь их фильмографии, но оные сводятся по большей части к чему-то унылому. Тем ценнее в глазах смотрящего становится наша история о загадочных постояльцах высокогорного отеля.

И здесь мы подошли к главному минусу фильма, смолчать о котором — преступление. Каких-то 83 минуты хронометража невероятно мало, чтобы проникнуться надрывной человеческой драмой, в которую превратилась детективная завязка про труп в закрытом доме. Наверное, не стоило доверять писателям адаптировать собственное творение, они расставили неверные акценты.

Искренне удивляют потоки ненависти, которые до сих пор льются на картину от фанбазы Стругацких. Да, книга для многих читавших действительно может показаться лучше самой крутой экранизации. Но видеть в каждом втором отзыве неконструктивный негатив — как-то мелко, господа книголюбы. Посему, не верьте рейтингу 6/10, просто посмотрите хорошее кино.

Наброшу на вентилятор и другую мысль. Проникаясь фильмом, всё меньше хочется перечитывать первоисточник с его вымученным, феерически бездарным финалом, который превратился в абсолютно лишние две минуты эпилога. А вот включить зимним вечером Ball Свена Грюнберга и налить чего-нибудь вкусного в бабушкин гранёный хрусталь из серванта — очень даже захочется.

Комментарии (10)
Авторизируйтесь, чтобы оставлять комментарии:
 
Меню

Подкасты и стримы

Новые выпуски подкастов

 
12Телеовощи – 481: Ориентация по кубикам
 
4Лазер-шоу «Три дебила» – 552: Ругаем «Аватар 2», запрет ЛГБТ-пропаганды, ремейк «Привидения», «Чон-и», «Решение уйти»
 
2Ноль кадров в секунду – 458: Личный автоподкаст «Ноль километров в час»
 
4ЕВА – 513: Дропы и переносы
 
3Телеовощи – 480: Буря в штанах
 
4Лазер-шоу «Три дебила» – 551: «Аватар: Путь воды», «Операция „Фортуна“», наш ответ «В Филадельфии всегда солнечно»
 
10Ноль кадров в секунду – 457: Очень скандальный выпуск
 
1ЕВА – 512: (Не)заметное слабое место
 
0Телеовощи – 479: Свободный от трусов
 
13Лазер-шоу «Три дебила» – 550: «Кот в сапогах 2», «Чебурашка», «Всевидящее око»
Ещё

Новые комментарии