В удивительном мире мы живём! Ещё лет десять назад сложно было представить, что остракизму и культуре «отмены» будут подвергаться не только целые нации и государства (это как раз-таки не выходило из моды), но и большинство, всё ещё являющееся носителем традиционных взглядов. Травле можно подвергать не только прижизненных классиков литературы, но и безобидных стримеров, и любого, кто посмеет купить такую, казалось бы, ерунду, как игру. Не успели разномастные нацисты насладиться трансфобским «Хогвартсом», как российская (она же «кипрская») студия Mundfish предлагает окунуться в мир яркого и солнечного коммунизма вместе с Atomic Heart. Что ж, застегнув гимнастёрку, причесав усы и затянувшись любимой трубкой, не будем отказывать себе в удовольствии.
Тем более что сотни ненавистников, из принципа придирающихся к якобы однобокой идеологической начинке и вторичному сюжету, крупно ошибаются. Да, изначальная экспозиция сладка и приторна. Безупречно чистые улицы, счастливые советские граждане, победившие фашизм и некую «коричневую чуму», ныне невероятно продвинувшись в технологиях и робототехнике. Они вместе с железными детищами строят исполинские летающие города, гигантские монументы и готовятся подключиться к единой сети живых и синтетических разумов «Коллектив 2.0».
Но несмотря на беспечную картинку, мир Atomic Heart гораздо более сложен и неоднозначен. Никуда не делись бюрократия, доносы, государство как аппарат насилия и банальные человеческие подлость и гордыня. Главное — не торопиться, читать электронные письма и голосовые пейджеры-«щебетари», которые раскроют не только лор игры, но и такие, казалось бы, безобидные мелочи, как причину любви героя к выражению «ёбаные пироги». Для тех, кто ожидает от истории банальной повести о злом предателе, взломавшем роботов, и доблестном советском майоре Сергее Нечаеве, Mundfish приготовила немало сюрпризов и мощных сюжетных поворотов, оставляющих послевкусие «на подумать» после титров (особенно если не прогадать с концовкой, выбрав неправильную сторону). Вдвойне приятно, что разработчикам не потребовалось опускаться до уровня «клюквы» или рисовать из общего прошлого цитадель зла, а разумно показать, что оно может крыться не в режиме, а в конкретных людях и их пороках.
Конечно, одним сюжетом двадцать часов игры сыт не будешь, так что хватает в Atomic Heart и геймплея. И с ним тоже всё хорошо! Опасения первых превью на тему скучных боёв и толстых туш врагов, которые якобы устаёшь кромсать и обстреливать, совершенно не оправдались. Схватки идут ровно столько, сколько нужно, а с умерщвлением врагов нет никаких проблем даже на контроллере. Правда, не стоит забывать, что Atomic Heart настаивает на ближнем бое — недаром в арсенале с полдюжины различных топоров, мечей и булав. Ну и не стоит встревать в затяжные бои в открытом мире — врагов с окрестностей набежать может прилично, и патронов с аптечками не напасёшься. Увлечься, впрочем, немудрено, ведь бои выходят захватывающими и разнообразными по тактике: нарвался на толпу усатых «григорчиков» «вовчиков» — не давай им себя окружить, не то запинают, как гопники в подворотне. Попал в зону обитания зомби-растений — сперва изучи локацию в поисках гнездилищ для «саженцев», оживляющих трупы, иначе поток врагов станет бесконечным.
Другая составляющая геймплея — исследование мира и комплексов, кишащих головоломками. Здесь тоже всё хорошо, хотя нельзя не заметить, что разработчики словно старались взять от именитых предшественников не только лучшее, а попросту всё. Одних только типов дверей здесь, пожалуй, с десяток: открывающиеся отмычками, печеньками-ключами, колбами с лунным грунтом, механизмами на реакцию, цветовыми и секретными комбинациями, электроразрядом из перчатки, головоломкой с линиями передач… Впрочем, всё это ещё и органично объясняется (а иногда и высмеивается) сюжетом игры, а процесс много времени не занимает, тренирует рефлексы и мозги, смотрится прилично и не раздражает.
Всё это великолепие наряжено в симбиоз футуристического прошлого и настоящего, приправленного юмором и пасхалками, понятными в первую очередь именно нам, а не заморским товарищам (хотя и для них найдётся достаточно прозрачных отсылок вроде подводного комплекса, «приводящего в восторг»). По телевизору показывают «Ну погоди!», по радио вещают «придуманные» нейросетями Басков и Шура, а в комнатах отдыха ждёт похотливый автомат Элеонора, вожделеющий майора по части проапгрейдить ему ствол или что-нибудь в организме. Вишенкой же на торте неизбежно становится шикарный боевой саундтрек, ностальгически пробирающий до дрожи современными аранжировками советских песен и зубодробительными темами Мика Гордона и Джоффри Дея. Если игра не получит наград за лучшее музыкальное оформление года, это будет просто верх несправедливости. Не подкачала и визуальная составляющая: прекрасные пейзажи с деревушками и научными городками, анимации обыска окружения на предмет лута для апгрейдов и крафта, боевая перчатка и «магия», с ней связанная, — всё сделано с чувством стиля и на удивление отлично оптимизировано.
Есть, само собой, и минусы. Где-то можно по-старчески поворчать — например, на муравьиного размера субтитры (которые исправят ближайшим патчем) или мелкие технические огрехи вроде застревания в объектах — штука, которая может запросто погубить в жарком бою. Где-то можно даже поругаться — например, на желание впихнуть в игру всё, что только увидели у жанровых коллег, да побольше: от сбора лута, прокачки местными «плазмидами» и езды на автомобилях до не самого нужного открытого мира. Это в итоге пусть и не портит впечатление (так как сделано на совесть), но вызывает подозрение, что игра была бы даже лучше при чуть меньших амбициях. В эту же копилку идёт отсутствие быстрого перемещения и варварская система сохранений, иногда отправляющая после поражения не на пять-десять минут, а на все полчаса назад в прошлое. Но всё это, по большому счёту, разной степени придирки и вкусовщина, а реальные проблемы студия Mundfish обещает поправить патчами.
По сумме же всех впечатлений Atomic Heart — это не просто очень хорошая игра от разработчиков из России, а полноценная веха в отечественном геймдеве, в котором довольно сложно припомнить что-то настолько же качественное с давно ушедших времён пятых «Героев», King’s Bounty, «Операции Silent Storm» и «Космических рейнджеров». Так держать!
Авторизируйтесь, чтобы оставлять комментарии: