В последние годы колористы комиксов стали более известны и ценимы. Некоторые из них, например, Лаура Мартин, Томеу Морей и Тамра Бонвиллен, стали стандартом, а некоторые заключили сделки по совместному владению определёнными правами на некоторые художественные произведения. Но недавнее судебное дело между колористом Биллом Крэбтри и Робертом Киркманом («Ходячие мертвецы») может вновь поднять вопрос о ценности этой профессии.
В 2022 году Крэбтри подал в суд на Киркмана из-за прав на комикс Invincible (тот самый «Неуязвимый» от Amazon), выпускавшийся издательством Image Comics. В исковом заявлении Киркман описывался как «автор комиксов, теле- и кинопродюсер, который в публичных интервью хвастался тем, что выманивал у художников, с которыми сотрудничал, их права на совместно созданные произведения». В нём приводились примеры того, что можно было бы расценить как шутливые интервью.
В иске также приводится сравнение с делом Тони Мура, который также судился с Киркманом из-за прав на «Ходячих мертвецов» и добился соглашения. Тогда сценариста обвинили в том, что он обманом заставил Мура отказаться от своей доли в комиксе и потребовал аннулировать передачу авторских прав. Согласно первоначальному договору, Мур якобы имел право на 60% «чистой выручки от издания комиксов», 20% «чистой выручки от кинофильмов» и дальнейшую финансовую долю в других проектах. Киркман подал встречный иск, утверждая, что он чрезмерно вознаградил Мура за его работу и имеет право на возврат денег. Однако в том случае Мур был главным художником «Ходячих», а не колористом, что делает нынешний спор более уникальным.
Invincible стал успешным комиксом, превратился в успешный анимационный сериал, благодаря чему продажи оригинала резко возросли. В иске говорится, что по первоначальному контракту Крэбтри получал 20% от продаж комикса, минимум $40 за страницу и 10% от доходов, полученных от создания фильмов или телесериалов по мотивам. Но на San Diego Comic Con в 2005 году Киркман обратился к Крэбтри с авторским свидетельством о передаче всех прав и оформил работу Крэбтри над серией как «работу по найму», заявив, что это необходимо при работе с голливудскими студиями, чтобы выделить одного создателя. При этом сделка должна была остаться прежней.
Это просто для «голливудцев», чтобы мы могли получить деньги.
Крэбтри подписал его, и в иске говорится, что он продолжал получать деньги, как и было оговорено, а также за веб-комикс для MTV и за опцион для Paramount, но не за сериал для Amazon. Ему было сказано, ачто работа полностью принадлежит Киркману, так что Крэбтри не имеет права ни на что, а все дополнительные выплаты, которые он ранее получал, были не вознаграждениями, а бонусами.
Киркман подал ответ, в котором неоднократно отрицал суть дела, утверждал, что фрагменты интервью вырваны из контекста, и Крэбтри не является соавтором «Неуязвимого», «потому что он не внёс вклад, защищённый авторским правом». Колорист вызвал свидетелей, в том числе художника (и соавтора) Кори Уокера, художника Райана Оттли, Тони Мура и адвоката по части комиксов Харриса М. Миллера. Киркман также вызвал Кори Уокера и бывшего издателя DC Comics Дэна Дидио, которые должны были дать показания относительно обычаев и практики в комикс-индустрии по выплате компенсации колористам. Эрику Стивенсону, издателю Image Comics, также была выписана повестка в суд, которую другой суд отменил.
И вот, 25 января, объявили, что иск урегулировали. Как сообщает Hollywood Reporter, адвокаты, представляющие интересы Киркмана и Крэбтри, договорились не раскрывать детали соглашения. Судебный процесс должен был состояться 20 февраля.
Авторизируйтесь, чтобы оставлять комментарии: